Верх-Нейвинские краеведческие чтения.
---
В прошлую субботу состоялись первые Верх-Нейвинские краеведческие чтения. Организованы они были администрацией посёлка и военно-историческим клубом "Искатель", а конкретно, его руководителем Олегом Геннадьевичем Лобановым. Спонсором чтений, на чьи средства был издан сборник текстов наших выступлений стала Е.Н. Николаева, директор по развитию Уральского завода деталей трубопроводов. Где у нас такой завод - это я сейчас попытаюсь узнать в Интернете, раньше я о нём не слышал вообще.
Это был мой первый опыт участия в краеведческих мероприятиях не в качестве зрителя, а в качестве полноценного участника. Я давно хотел обратиться к краеведам с какой-нибудь высокой трибуны, и вот, наконец такая возможность представилась. Расскажу обо всём по порядку.
Чтения проходили в Центре культурного досуга, но не в помещении музея, который находится там же, а в зрительном зале. Я бы конечно предпочёл музей и менее торжественную обстановку, но музей был по традиции закрыт. Мне кажется, я его видел открытым только два раза за всю свою довольно длинную педагогическую жизнь. Первый раз - когда мы ходили туда с детьми от Дома школьника, а второй раз - во время блогерской экскурсии.
Вступительное слово Олега Лобанова.
А потом нам был показан совсем коротенький художественный фильм "Одиночный" по рассказу Василя Быкова "Зенитчица". Фильм был снят у нас в Новоуральске. Олег участвовал в создании этого фильма как пиротехник и специалист по костюмам. Хотя и костюмов-то там было немного, да и героев всего двое. Но их нужно было одеть в военную форму, которая смотрелась бы на экране достоверно. Фильм пронзительный, тяжёлый и страшный. Потому что не может быть иным талантливое слово о самой страшной войне в истории человечества. Не могу дать ссылку на сам фильм, его в сеть почему-то не выложили.
Слово предоставляется первому докладчику - Павлу Анатольевичу Исакову.
Он рассказывает о топонимах Верх-Нейвинского края. Лекцию Павла Анатольевича о топонимах я уже слышал. Подробнее читайте здесь и здесь. Новым для меня в его словах стало то, как он обясняет происхождение названия Слюдяная гора. Это как бы та самая гора, с которой начался весь Верх-Нейвинск.
Стенд в музее Верх-Нейвинска.
Слюды в наших краях нет, есть какая-то блестящая горная порода, которую можно принять за слюду, но и только. К тому же в 17-м веке самого слова "слюда" в русском языке ещё не было. Откуда ж тогда взялось это название? По мнению Павла Анатольевича это немного изменённое название. В начале было - мыс Слудный, гора Слудная. Древнерусское слово "слудно" обозначает "круто". Крутой, обрывистый берег. В разных местах Урала и всей России есть довольно много однокоренных названий -Слуда, Слудка, Белослудское.
Вот и у нас крутой берег назвали "слудным". А потом, когда русский язык с течением времени чуть изменился, старое название заменили на современное со сходным смыслом. Теперь этот гористый, обрывистый берег называют Крутяк.
А призрак никогда не существовавшей Слюдяной горы так и бродит по страницам краеведческих книжек. Постепенно я выложу в блоге все материалы этих чтений. Там о топонимах будет рассказано подробнее.
Затем шёл целый "блок" выступлений школьников.
Радует то, что ребята по своей инициативе взяли на себя такое довольно трудное дело, как краеведение. Ведь надо ж не просто найти материал. Надо его систематизировать, записать, оформить. А потом выступить с ним, иногда преодолевая смущение и страх перед публикой. Далеко не каждый школьник решится на публичное выступление.
На этих чтениях выступали учащиеся 57-й школы Новоуральска и средней школы имени Арапова посёлка Верх-Нейвинский. С удивлением заметил, что ребята использовали для своих докладов и материалы, выложенные на страничке нашего сообщества "Новоуральск-2014".
Темы детских выступлений были самыми разнообразными. "Архитектурные особенности посёлка Верх-Нейвинский"- выступление коллектива из трёх учеников 7-го Б класса - Бугреевой, Соколовой и Чёблокова (называю по фамилиям, потому что имен ребят я к сожалению не запомнил, а в сборнике только инициалы).
Ребята связали круглую форму знаменитого верх-нейинского "дома-графина" с круглыми храмами-ротондами, которые строились в России примерно в то же время. Одна такая часовня-ротонда есть на Усольском острове, правда в ужасном состоянии. И не только с храмами, но и с дворцами Прокофия Демидова в Москве и Петербурге, тоже очень интересными и даже причудливыми по форме.
Детские выступления охватывали широкий круг тем. Тут и Верх-Нейвинский пруд, как украшение и посёлка, и города Новоуральска. И параллель, проведённая между двумя, ставшими уже легендарными строителями - Марковым и Джилавяном. Они жили в разные эпохи, но занимались одним делом - украшали нашу землю и делали более удобной жизнь человека на ней. Марков был горным инженером, Джилавян - военным строителем, полковником.
Ребята упомянули о наградах, которыми был награждён Марков за строительство зданий, которые определяют сейчас уникальный архитектурный облик Верх-Нейвинска. Это довольно высокие ордена царской России. Орден святого Станислава 2-й степени и святой Анны 3-ей степени. Признаться, о том, что Марков был награждён за свой труд, я даже и не знал. Он ведь не был государственным служащим, он был наёмным работником частного капитала. К тому же работал в довольно глухой по тем временам уральской провинции. И несмотря на это, в каких-то "верхах" его труд был замечен.
А ещё нам рассказали об играх, в которые играли наши предки и об учреждениях культуры посёлка и города. Вот они, юные участники краеведческих чтений. Слева стоит их преподаватель и руководитель проектов Анастасия Александровна Шерер.
Анастасия Александровна внимательно следила за выступлениями своих воспитанников.
Интересным был материал, представленный ученицей 6-го класса Верх-Нейвинской средней школы Светланой Поповой о своём прапрадедушке Фёдоре Братанове. Бережно хранимая в семье реликвия - древняя кожаная портупея напоминает потомкам об этом замечательном человеке, который прошёл две войны и тюрьму, всю жизнь трудился, вырастил детей и дожил до девяноста лет. И всё время дедушка говорил своим детям и внукам.
-Не дай вам Бог пережить такое горе, что досталось на нашу долю.
А потом "к ответу" призвали и меня. По первоначальному плану я должен был выступать после обеда, но кто-то из выступающих приехать не смог, и слово дали мне.
Я рассказывал конечно же о нашем блогерском сообществе "Новоуральск-2014". О том, кто мы, о чём пишем, и как история и природа Верх-Нейвинска и всего нашего края отражается на нашей страничке в Интернете. Подробно расписывать не буду. Кто захочет, тот и так сможет это посмотреть, пройдя по ссылке.
Я сказал и то, с чем хотел обратиться к краеведам. Я призвал их сотрудничать с нами. Чтобы они делились с Интернетом через наше сообщество рассказами о природе, истории и людях нашего края. Ведь у каждого краеведа в запасе немало такого, о чём хотелось бы узнать. Тут есть конечно и наш собственный интерес - в сообществе будет больше интересных постов. Не знаю правда, подействует ли призыв, но буду надеяться.
А потом выступал Александр Жданов. Темой его выступления стал вклад жителей Верх-Нейвинска в становление города Новоуральска. Общее расхожее мнение гласит, что город наш был построен в 1954-м году, что строила его вся страна. Инженеры из Ленинграда, учёные из Москвы, студенты из Свердловска, рабочие с Украины. И мы зачастую забываем, что город начал строиться гораздо раньше, и первыми строителями его были как раз жители соседнего Верх-Нейвинска.
Первыми постройками на территории будущего Новоуральска стали корпуса домов отдыха. А потом, перед самой войной здесь стали строить авиационный завод №484. Решение в общем-то довольно разумное, потому что рядом, в самом Верх-Нейвинске уже был завод по переплавке цветных металлов, в том числе и аллюминия.
Однажды приехали дачным поездом из Свердловска двое начальников и начали вербовать местных жителей на постройку цехов завода. Завод этот строили и во время войны. Одновременно с корпусами завода строили жильё для строителей и рабочих. Это были посёлки, расположенные не далее километра от будущего завода. Посёлков было пять: Первомайский, Временный, Постоянный, Фанерный-Зелёный и Гулаг. С началом войны в этих посёлках стали жить эвакуированные и беженцы, но начинали-то их строить жители Верх-Нейвинска.
Какие-то из посёлков стали улицами Новоуральска. Постоянный стал улицей Ленина, Первомайский стал улицей с тем же названием, Зелёный остался Зелёным. Кстати, почему посёлок Гулаг назвали именно так? Насколько я знаю, лагеря появились на нашей земле чуть позже, уже в атомную эпоху. Или они были и до войны, но мы почему-то об этом ничего не знаем.
А ещё, зачем понадобилось строить пять разных посёлков? Разве не было бы удобнее поселить всех рабочих в одном месте? В общем, чем больше узнаёшь об истории родных мест, тем больше появляется в ней белых пятнен. История Верх-Нейвинска стала отражением каких-то важных и совершенно неизвестных нам событий, которые происходили "где-то там". Разве не странно, что авиационный завод, который хотели у нас построить, так и не был построен? Ведь во время войны предприятия строили быстро.
А тут - строили-строили, но так до конца и не достроили. Вероятно кто-то приказал остановить строительство довольно большого завода, для которого уже были готовы громадные здания цехов. Кто, когда и почему? Что, внезапно пропала надобность в деталях для самолёта Ли-2? Ведь именно их планировали выпускать на новом заводе в Верх-Нейвинске. Или Франклин Рузвельт сказал советским товарищам, что вы не напрягайтесь так, мы эти детали сделаем сами в США?
Самолёт Ли-2
Кстати в самом Верх-Нейвинске в те годы была улица Правительственная. Такое вот крутейшее название. Жили там, на Правительственной конечно же начальники. Потом здравый смысл победил, и решено было, что небольшому заводскому посёлку Правительственная улица - это как-то не по чину. И улицу переименовали в Комсомольскую.
А с 1946-го года все эти "авиационные" корпуса, которые за войну так и не достроили и посёлки с "фанерными" названиями были переданы ведомству товарища Берии. И началась уже "атомная" история.
Последним выступал Олег Лобанов. Темой его доклада стала история школьной формы на примерах униформы учеников Верх-Нейвинска и Новоуральска.
Я узнал довольно много интереснейших фактов. Оказывается Верх-Нейвинское мужское училище (будущая школа имени Арапова) до 1909-го года не входило в разряд "классных" учебных заведений. То есть непосредственно государству не подчинялось. Соответственно его учащиеся и педагоги формы не носили, что по тем временам было "не круто". А в 1909-м году один молодой преподаватель по фамилии Чазов добился, чтоб статус училища был повышен. Педагоги и ученики обрели форменную одежду.
На фотке ниже Чазов уже в форме, но ещё без знаков различия. Кстати по Табели о рангах педагоги училищ, подобных Верх-Нейвинскому, имели право на чин коллежского секретаря, что соответствовало армейскому штабс-капитану. Чин довольно-таки значительный.
Мундир педагога представлял собой тёмно-зелёный однобортный полукафтан с жёлтыми металлическими пуговицами, жилет и серые брюки. Через шесть лет статус верх-нейвинского училища был ещё раз повышен и оно стало высшеначальным. Чины педагогов были повышены на одну ступень и они могли дослужиться до титулярных советников (соответствовало армейскому чину капитана). Преподаватели гимназий имели право на чин ещё на ступеньку выше. Надворный советник, что соответствовало подполковнику. Да уж. Если сказать в наше время преподавателям гимназий, что они когда-то приравнивались к подполковникам...
Эта форма оставалась неизменной до самой революции. После революции форма осталась только у учеников. Мундиры и чины для педагогов Советская власть так и не ввела, что даже и хорошо.
И ещё многое из истории школьной формы сообщил нам Олег. Я запомнил лишь то, что советская школьная форма для девочек - эти самые коричневые платья с двумя фартуками, белым и чёрным - в общих чертах копировала форму фрейлин её императорского величества. Правда придворные платья были всё ж подлиннее. А я-то думал, что фрейлины одевались нарядно, а тут вот оно что...
Оказывается для пионерских галстуков существовал специальный зажим. Довольно красивый и блестящий. Его выпускали до самого начала войны, а потом перестали. Решили металл пустить на нужды войны. Галстук же стали особым образом завязывать так, чтобы в том месте, где сходятся его концы, образовалась красивая "подушечка".
А ещё - пионерскую форму придумали известные литовские художники-модельеры Винцевичус и Винцевичене, имён их я к сожалению не знаю. Кстати фамилия у них была одна и были они мужем и женой, просто у литовских фамилий такие окончания.
Олег Геннадьевич долго рассказывал нам о деталях школьной формы разных лет и добрался наконец вот до такого "мундира" с эмблемой на рукаве, который носил в своё время и я.
На этом чтения и закончились. Нас поздравили спонсоры и представители власти посёлка. С напутственным словом выступила старейший краевед города Ангелина Архиповна Акилова и Олег Михайлович Воронин (именно он построил самую новую стелу "Европа-Азия").
А это мы обсуждаем "в кулуарах" только что закончившиеся чтения. Результатами чтений довольны. Главным результатом стало то, что у молодёжи интерес к вопросам краеведения не пропал. Кстати Ангелина Архиповна сказала, что эти чтения, хоть и считаются первыми, на самом деле далеко не первые. Подобные мероприятия проводили в Верх-Нейвинске и в советское время, а возможно, даже и при царе. Потому что люди, интересующиеся историей своего края были всегда. Только вот сохранились ли материалы их исследований? И если они есть, то где, в каких архивах спрятаны?
Следующие чтения будут посвящены какой-нибудь интересной семейной реликвии, дорогому для человека предмету, который связывет отдельного человека с историей Урала и всей России. Если решусь участвовать и в них, то скорее всего буду писать о бляшке с бронзовой птицей.
Это был мой первый опыт участия в краеведческих мероприятиях не в качестве зрителя, а в качестве полноценного участника. Я давно хотел обратиться к краеведам с какой-нибудь высокой трибуны, и вот, наконец такая возможность представилась. Расскажу обо всём по порядку.
Чтения проходили в Центре культурного досуга, но не в помещении музея, который находится там же, а в зрительном зале. Я бы конечно предпочёл музей и менее торжественную обстановку, но музей был по традиции закрыт. Мне кажется, я его видел открытым только два раза за всю свою довольно длинную педагогическую жизнь. Первый раз - когда мы ходили туда с детьми от Дома школьника, а второй раз - во время блогерской экскурсии.
Вступительное слово Олега Лобанова.
А потом нам был показан совсем коротенький художественный фильм "Одиночный" по рассказу Василя Быкова "Зенитчица". Фильм был снят у нас в Новоуральске. Олег участвовал в создании этого фильма как пиротехник и специалист по костюмам. Хотя и костюмов-то там было немного, да и героев всего двое. Но их нужно было одеть в военную форму, которая смотрелась бы на экране достоверно. Фильм пронзительный, тяжёлый и страшный. Потому что не может быть иным талантливое слово о самой страшной войне в истории человечества. Не могу дать ссылку на сам фильм, его в сеть почему-то не выложили.
Слово предоставляется первому докладчику - Павлу Анатольевичу Исакову.
Он рассказывает о топонимах Верх-Нейвинского края. Лекцию Павла Анатольевича о топонимах я уже слышал. Подробнее читайте здесь и здесь. Новым для меня в его словах стало то, как он обясняет происхождение названия Слюдяная гора. Это как бы та самая гора, с которой начался весь Верх-Нейвинск.
Стенд в музее Верх-Нейвинска.
Слюды в наших краях нет, есть какая-то блестящая горная порода, которую можно принять за слюду, но и только. К тому же в 17-м веке самого слова "слюда" в русском языке ещё не было. Откуда ж тогда взялось это название? По мнению Павла Анатольевича это немного изменённое название. В начале было - мыс Слудный, гора Слудная. Древнерусское слово "слудно" обозначает "круто". Крутой, обрывистый берег. В разных местах Урала и всей России есть довольно много однокоренных названий -Слуда, Слудка, Белослудское.
Вот и у нас крутой берег назвали "слудным". А потом, когда русский язык с течением времени чуть изменился, старое название заменили на современное со сходным смыслом. Теперь этот гористый, обрывистый берег называют Крутяк.
А призрак никогда не существовавшей Слюдяной горы так и бродит по страницам краеведческих книжек. Постепенно я выложу в блоге все материалы этих чтений. Там о топонимах будет рассказано подробнее.
Затем шёл целый "блок" выступлений школьников.
Радует то, что ребята по своей инициативе взяли на себя такое довольно трудное дело, как краеведение. Ведь надо ж не просто найти материал. Надо его систематизировать, записать, оформить. А потом выступить с ним, иногда преодолевая смущение и страх перед публикой. Далеко не каждый школьник решится на публичное выступление.
На этих чтениях выступали учащиеся 57-й школы Новоуральска и средней школы имени Арапова посёлка Верх-Нейвинский. С удивлением заметил, что ребята использовали для своих докладов и материалы, выложенные на страничке нашего сообщества "Новоуральск-2014".
Темы детских выступлений были самыми разнообразными. "Архитектурные особенности посёлка Верх-Нейвинский"- выступление коллектива из трёх учеников 7-го Б класса - Бугреевой, Соколовой и Чёблокова (называю по фамилиям, потому что имен ребят я к сожалению не запомнил, а в сборнике только инициалы).
Ребята связали круглую форму знаменитого верх-нейинского "дома-графина" с круглыми храмами-ротондами, которые строились в России примерно в то же время. Одна такая часовня-ротонда есть на Усольском острове, правда в ужасном состоянии. И не только с храмами, но и с дворцами Прокофия Демидова в Москве и Петербурге, тоже очень интересными и даже причудливыми по форме.
Детские выступления охватывали широкий круг тем. Тут и Верх-Нейвинский пруд, как украшение и посёлка, и города Новоуральска. И параллель, проведённая между двумя, ставшими уже легендарными строителями - Марковым и Джилавяном. Они жили в разные эпохи, но занимались одним делом - украшали нашу землю и делали более удобной жизнь человека на ней. Марков был горным инженером, Джилавян - военным строителем, полковником.
Ребята упомянули о наградах, которыми был награждён Марков за строительство зданий, которые определяют сейчас уникальный архитектурный облик Верх-Нейвинска. Это довольно высокие ордена царской России. Орден святого Станислава 2-й степени и святой Анны 3-ей степени. Признаться, о том, что Марков был награждён за свой труд, я даже и не знал. Он ведь не был государственным служащим, он был наёмным работником частного капитала. К тому же работал в довольно глухой по тем временам уральской провинции. И несмотря на это, в каких-то "верхах" его труд был замечен.
А ещё нам рассказали об играх, в которые играли наши предки и об учреждениях культуры посёлка и города. Вот они, юные участники краеведческих чтений. Слева стоит их преподаватель и руководитель проектов Анастасия Александровна Шерер.
Анастасия Александровна внимательно следила за выступлениями своих воспитанников.
Интересным был материал, представленный ученицей 6-го класса Верх-Нейвинской средней школы Светланой Поповой о своём прапрадедушке Фёдоре Братанове. Бережно хранимая в семье реликвия - древняя кожаная портупея напоминает потомкам об этом замечательном человеке, который прошёл две войны и тюрьму, всю жизнь трудился, вырастил детей и дожил до девяноста лет. И всё время дедушка говорил своим детям и внукам.
-Не дай вам Бог пережить такое горе, что досталось на нашу долю.
А потом "к ответу" призвали и меня. По первоначальному плану я должен был выступать после обеда, но кто-то из выступающих приехать не смог, и слово дали мне.
Я рассказывал конечно же о нашем блогерском сообществе "Новоуральск-2014". О том, кто мы, о чём пишем, и как история и природа Верх-Нейвинска и всего нашего края отражается на нашей страничке в Интернете. Подробно расписывать не буду. Кто захочет, тот и так сможет это посмотреть, пройдя по ссылке.
Я сказал и то, с чем хотел обратиться к краеведам. Я призвал их сотрудничать с нами. Чтобы они делились с Интернетом через наше сообщество рассказами о природе, истории и людях нашего края. Ведь у каждого краеведа в запасе немало такого, о чём хотелось бы узнать. Тут есть конечно и наш собственный интерес - в сообществе будет больше интересных постов. Не знаю правда, подействует ли призыв, но буду надеяться.
А потом выступал Александр Жданов. Темой его выступления стал вклад жителей Верх-Нейвинска в становление города Новоуральска. Общее расхожее мнение гласит, что город наш был построен в 1954-м году, что строила его вся страна. Инженеры из Ленинграда, учёные из Москвы, студенты из Свердловска, рабочие с Украины. И мы зачастую забываем, что город начал строиться гораздо раньше, и первыми строителями его были как раз жители соседнего Верх-Нейвинска.
Первыми постройками на территории будущего Новоуральска стали корпуса домов отдыха. А потом, перед самой войной здесь стали строить авиационный завод №484. Решение в общем-то довольно разумное, потому что рядом, в самом Верх-Нейвинске уже был завод по переплавке цветных металлов, в том числе и аллюминия.
Однажды приехали дачным поездом из Свердловска двое начальников и начали вербовать местных жителей на постройку цехов завода. Завод этот строили и во время войны. Одновременно с корпусами завода строили жильё для строителей и рабочих. Это были посёлки, расположенные не далее километра от будущего завода. Посёлков было пять: Первомайский, Временный, Постоянный, Фанерный-Зелёный и Гулаг. С началом войны в этих посёлках стали жить эвакуированные и беженцы, но начинали-то их строить жители Верх-Нейвинска.
Какие-то из посёлков стали улицами Новоуральска. Постоянный стал улицей Ленина, Первомайский стал улицей с тем же названием, Зелёный остался Зелёным. Кстати, почему посёлок Гулаг назвали именно так? Насколько я знаю, лагеря появились на нашей земле чуть позже, уже в атомную эпоху. Или они были и до войны, но мы почему-то об этом ничего не знаем.
А ещё, зачем понадобилось строить пять разных посёлков? Разве не было бы удобнее поселить всех рабочих в одном месте? В общем, чем больше узнаёшь об истории родных мест, тем больше появляется в ней белых пятнен. История Верх-Нейвинска стала отражением каких-то важных и совершенно неизвестных нам событий, которые происходили "где-то там". Разве не странно, что авиационный завод, который хотели у нас построить, так и не был построен? Ведь во время войны предприятия строили быстро.
А тут - строили-строили, но так до конца и не достроили. Вероятно кто-то приказал остановить строительство довольно большого завода, для которого уже были готовы громадные здания цехов. Кто, когда и почему? Что, внезапно пропала надобность в деталях для самолёта Ли-2? Ведь именно их планировали выпускать на новом заводе в Верх-Нейвинске. Или Франклин Рузвельт сказал советским товарищам, что вы не напрягайтесь так, мы эти детали сделаем сами в США?
Самолёт Ли-2
Кстати в самом Верх-Нейвинске в те годы была улица Правительственная. Такое вот крутейшее название. Жили там, на Правительственной конечно же начальники. Потом здравый смысл победил, и решено было, что небольшому заводскому посёлку Правительственная улица - это как-то не по чину. И улицу переименовали в Комсомольскую.
А с 1946-го года все эти "авиационные" корпуса, которые за войну так и не достроили и посёлки с "фанерными" названиями были переданы ведомству товарища Берии. И началась уже "атомная" история.
Последним выступал Олег Лобанов. Темой его доклада стала история школьной формы на примерах униформы учеников Верх-Нейвинска и Новоуральска.
Я узнал довольно много интереснейших фактов. Оказывается Верх-Нейвинское мужское училище (будущая школа имени Арапова) до 1909-го года не входило в разряд "классных" учебных заведений. То есть непосредственно государству не подчинялось. Соответственно его учащиеся и педагоги формы не носили, что по тем временам было "не круто". А в 1909-м году один молодой преподаватель по фамилии Чазов добился, чтоб статус училища был повышен. Педагоги и ученики обрели форменную одежду.
На фотке ниже Чазов уже в форме, но ещё без знаков различия. Кстати по Табели о рангах педагоги училищ, подобных Верх-Нейвинскому, имели право на чин коллежского секретаря, что соответствовало армейскому штабс-капитану. Чин довольно-таки значительный.
Мундир педагога представлял собой тёмно-зелёный однобортный полукафтан с жёлтыми металлическими пуговицами, жилет и серые брюки. Через шесть лет статус верх-нейвинского училища был ещё раз повышен и оно стало высшеначальным. Чины педагогов были повышены на одну ступень и они могли дослужиться до титулярных советников (соответствовало армейскому чину капитана). Преподаватели гимназий имели право на чин ещё на ступеньку выше. Надворный советник, что соответствовало подполковнику. Да уж. Если сказать в наше время преподавателям гимназий, что они когда-то приравнивались к подполковникам...
Эта форма оставалась неизменной до самой революции. После революции форма осталась только у учеников. Мундиры и чины для педагогов Советская власть так и не ввела, что даже и хорошо.
И ещё многое из истории школьной формы сообщил нам Олег. Я запомнил лишь то, что советская школьная форма для девочек - эти самые коричневые платья с двумя фартуками, белым и чёрным - в общих чертах копировала форму фрейлин её императорского величества. Правда придворные платья были всё ж подлиннее. А я-то думал, что фрейлины одевались нарядно, а тут вот оно что...
Оказывается для пионерских галстуков существовал специальный зажим. Довольно красивый и блестящий. Его выпускали до самого начала войны, а потом перестали. Решили металл пустить на нужды войны. Галстук же стали особым образом завязывать так, чтобы в том месте, где сходятся его концы, образовалась красивая "подушечка".
А ещё - пионерскую форму придумали известные литовские художники-модельеры Винцевичус и Винцевичене, имён их я к сожалению не знаю. Кстати фамилия у них была одна и были они мужем и женой, просто у литовских фамилий такие окончания.
Олег Геннадьевич долго рассказывал нам о деталях школьной формы разных лет и добрался наконец вот до такого "мундира" с эмблемой на рукаве, который носил в своё время и я.
На этом чтения и закончились. Нас поздравили спонсоры и представители власти посёлка. С напутственным словом выступила старейший краевед города Ангелина Архиповна Акилова и Олег Михайлович Воронин (именно он построил самую новую стелу "Европа-Азия").
А это мы обсуждаем "в кулуарах" только что закончившиеся чтения. Результатами чтений довольны. Главным результатом стало то, что у молодёжи интерес к вопросам краеведения не пропал. Кстати Ангелина Архиповна сказала, что эти чтения, хоть и считаются первыми, на самом деле далеко не первые. Подобные мероприятия проводили в Верх-Нейвинске и в советское время, а возможно, даже и при царе. Потому что люди, интересующиеся историей своего края были всегда. Только вот сохранились ли материалы их исследований? И если они есть, то где, в каких архивах спрятаны?
Следующие чтения будут посвящены какой-нибудь интересной семейной реликвии, дорогому для человека предмету, который связывет отдельного человека с историей Урала и всей России. Если решусь участвовать и в них, то скорее всего буду писать о бляшке с бронзовой птицей.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]