Абрахам Маслоу: «Нехватка красоты может вызвать болезнь»
02.10.2021 17 589 0 +628 Morya4ok

Абрахам Маслоу: «Нехватка красоты может вызвать болезнь»

---
+628
В закладки
Даже самые совершенные люди, оказавшись в неблагоприятных обстоятельствах, часто ведут себя не лучшим образом. Один из основателей гуманистической психологии — о том, как избавиться от болезненного самоконтроля, перестать зависеть от чужих мнений и научиться здоровому выражению накопившейся агрессии.

Абрахам Маслоу: «Нехватка красоты может вызвать болезнь» также, меньше, сторону, различить, чтобы, людьми, является, должны, агрессии, выбор, выборов, можете, идентичности, своей, слышать, дешевый, можно, между, отсутствие, покупаю

  1. Вспоминаю старый учебник по аномальной психологии, которым пользовался, будучи студентом. Это была ужасная книга, но в ней был замечательный фронтиспис. На нижней половине картинки были изображены младенцы — розовые, восторженные, невинные, любвеобильные. А сверху были показаны пассажиры в вагоне метро — мрачные, серые, угрюмые, раздраженные. Подпись гласила: «Что случилось?» Именно об этом я и веду речь1.
  2. Жизнь можно рассматривать как процесс последовательных выборов. В каждой точке есть выбор прогрессивный и есть регрессивный. Можно двинуться в сторону защиты, безопасности, боязни; но по другую сторону есть выбор, ведущий к личностному росту. Сделать в течение дня дюжину таких выборов вместо выборов, продиктованных страхом, — значит совершить столько же шагов в направлении самоактуализации. Она предполагает осуществление многочисленных выборов: солгать или быть честным, украсть или не украсть в каждом конкретном случае, причем каждый раз должен быть сделан выбор, ведущий к росту. Это и есть движение к самоактуализации.
  3. Нехватка красоты может вызвать болезнь. Люди, эстетически очень чувствительные, испытывают в уродливом окружении депрессию и дискомфорт. Такое окружение может влиять на менструации, вызывать головную боль и тому подобное... Жизнь в неприятном окружении со скверными людьми — это патогенный фактор. Если же вы предпочтете проводить время с красивыми и достойными людьми, то обнаружите, что чувствуете себя лучше и возвышеннее.
  4. Проблема зла, или психопатологического поведения, порока, насилия, зависти, жадности, эксплуатации, лени, разврата, злости, должна рассматриваться и решаться осознанно. «Кратчайший и вернейший путь к отчаянию и капитуляции — это вера в то, что где-то существует такой порядок вещей, при котором невозможны конфликты, борьба за выживание, глупость, алчность, личная зависть», — говорил Дэвид Лилиенталь2.
  5. Когда я вижу полное отсутствие агрессивности, то подозреваю действие вытеснения, подавления или самоконтроля. Я считаю, что садистическое или жестокое поведение является характеристикой агрессии, типичной для неразвитых, невротических людей, но с переходом к личной зрелости и свободе характер этой агрессии меняется в сторону справедливого негодования, в сторону здорового самоутверждения, сопротивления эксплуатации и доминированию, стремления к справедливости... Я также считаю, что словесное выражение агрессии снижает вероятность собственно агрессивного поведения.
  6. Мы должны доверять нашей способности импровизировать, когда в будущем придется столкнуться с чем-то новым. Доверие предполагает уверенность в себе, мужество, отсутствие страха перед миром... Роды, мочеиспускание, дефекация, засыпание, лежание на поверхности воды, самоотдача в сексе — во всех этих случаях напряжение, старание, контроль должны уступить место свободному, расслабленному доверию к событиям, идущим своим чередом. Это означает также: меньше критики и редактирования, меньше оценок, отбора, отказов, меньше суждений и взвешиваний, меньше расчленения и анализа опыта. Такая самозабвенность — один из путей к нахождению своей подлинной идентичности, своего реального «Я», своей аутентичной, глубинной природы.
  7. Человек узнает, что следует делать с миром. Затихнув, чтобы можно было услышать его голоса; будучи восприимчивым, не вмешивающимся, не требующим, и позволяя событиям идти своим чередом.
  8. Один из необходимых методов поиска идентичности, своего «Я», спонтанности и естественности заключается в том, чтобы закрыть глаза, убрать шум, отмести все мысли и дела. Метод здесь состоит просто в том, чтобы ждать — слышать, что случайно приходит на ум. Это то, что Фрейд называл свободными ассоциациями, свободно плавающим вниманием... Если вы достигаете успеха в этом усилии, то забываете о внешнем мире и его шумах и начинаете слышать те слабые тонкие голоса изнутри, сигналы, что исходят из вашей биологической природы — не только из того, что является общим для человеческого рода, но также и из вашей собственной уникальности.
  9. Вы можете научиться выбирать. Поставьте перед собой две рюмки шерри — дешевого и дорого, и разберитесь, какой вам больше нравится. Разберитесь, можете ли вы с закрытыми глазами различить две марки сигарет. Если вы не можете указать различие, значит, его нет. Я для себя выяснил, что могу различить хороший и дешевый шерри, и теперь покупаю тот, что дороже. С другой стороны, я не обнаруживаю различий между хорошим и дешевым джином, так что теперь покупаю самый дешевый джин. Если я не могу их различить, зачем беспокоиться?
  10. Мы можем видеть только то, чем сами являемся. Но мы должны также добавить к этому, что, в свою очередь, то, что мы видим, способствует нашему превращению в то, чем оно является и чем являемся мы... Личность и среда делают друг друга похожими. Эти представления применимы и к отношениям между людьми, способствуя пониманию того, как люди помогают формированию друг друга.
1 А. Маслоу «Новые рубежи человеческой природы» (Смысл, 1999).

2 Дэвид Лилиенталь (1899-1981) — американский госчиновник, юрист, один из самых известных в мире экспертов по теории бизнеса.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]