«К гадалке не ходи», или Что такое эффект Розенталя
16.09.2021 12 212 0 +316 Morya4ok

«К гадалке не ходи», или Что такое эффект Розенталя

---
+316
В закладки
«К гадалке не ходи», или Что такое эффект Розенталя Розенталь, человек, детей, чтобы, пророчества, учителя, Роберт, пророчество, повторные, гипотезу, могут, Розенталя, проведены, исследование, феномен, эффект, учеников, Генри, профессор, лондонский

Предназначение и пророчества стали довольно массивным слоем культуры. Одни доказывали, что нельзя идти против предназначения и оно настигнет тебя, прямо как в «Ведьмаке», другие авторы опровергали важность предсказаний и утверждали, что человек сам творит свою судьбу. В ХХ веке американский психолог Роберт Розенталь провел исследование и доказал, что люди сами способствуют исполнению таких пророчеств. Рассказываем, как он это сделал и сам стал жертвой своего же достижения.

В чем заключается эффект Розенталя?

«К гадалке не ходи», или Что такое эффект Розенталя Розенталь, человек, детей, чтобы, пророчества, учителя, Роберт, пророчество, повторные, гипотезу, могут, Розенталя, проведены, исследование, феномен, эффект, учеников, Генри, профессор, лондонский

Этот психологический феномен в общих чертах можно описать следующим образом:



  • Если человек верит в полученное пророчество, он начинает действовать так, чтобы в конце концов пророчество исполнилось.



  • При этом человек будет приписывать исполнение пророчества высшим силам, а не собственному труду и принятым решениям.

«К гадалке не ходи», или Что такое эффект Розенталя Розенталь, человек, детей, чтобы, пророчества, учителя, Роберт, пророчество, повторные, гипотезу, могут, Розенталя, проведены, исследование, феномен, эффект, учеников, Генри, профессор, лондонский

В 1965 году Роберт Розенталь в соавторстве с Ленор Якобсон опубликовал исследование. Они замеряли показатели IQ школьников, затем указывали учителям на учеников и говорили, что у этих детей есть большой потенциал для развития умственных способностей. В конце учебного года были проведены повторные измерения IQ, и у выбранных Розенталем учеников действительно наблюдался больший прогресс, чем у одноклассников. Однако изначально предпосылок к этому не было, Розенталь выбрал случайных детей и назвал их имена учителям.

Результат эксперимента подтвердил гипотезу Розенталя, что учителя, сформировавшие ожидания относительно результатов учеников, будут незаметно стимулировать детей, чтобы те осуществили пророчество.

Примерно так же люди, которые верят в то, что им могут повысить зарплату, начинают активнее работать и брать на себя больше задач, а люди, которым предрекли встречу со своей второй половинкой в кафе, могут начать чаще посещать кофейни в обеденный перерыв.

Этот феномен сам автор назвал эффектом Пигмалиона, и здесь название ближе не к древнегреческому мифу, а к пьесе Бернарда Шоу, где известный лондонский профессор Генри Хиггинс, чтобы выиграть пари с полковником Пикерингом, путем усиленных занятий прививает обычной уличной цветочнице Элизе Дулиттл манеры герцогини, так что на светском приеме ее не могут отличить от благородной женщины. Убеждение, что он может это сделать, гарантирует герою успех.

В чем проблема с эффектом Розенталя?

Несмотря на то что сам эффект Розенталя работает примерно так же, как закон Мерфи, у него есть темная сторона.

Во-первых, воплощаются не только позитивные прогнозы, но и негативные.

Во-вторых, вера в собственную гипотезу провоцирует когнитивные искажения и в связи с этим мешает объективной оценке как гипотезы, так и результатов исследований. В эту ловушку попал сам Розенталь со своим экспериментом в школе. Через несколько лет различными группами ученых были проведены повторные эксперименты, в ходе которых выяснилось, что сами учителя, видя, что студенты мало заинтересованы в обучении, несмотря на все пророчества, теряли уверенность в своих учениках.❓
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]