Собор во имя Святителя Николая в Бари
---
Оригинал взят у galik_123 в Собор во имя Святителя Николая в Бари
Справа на фото - вход в базилику Святителя Николая, слева - церковь Святого Григория
Вчера мощи святителя Николая Чудотворца из Бари доставили в Москву. Почти тысячу лет до этого святыня находилась в замурованной гробнице нижней церкви базилики в Бари, под мраморной плитой весом более 30 тонн. Сейчас смотрю на фотографии, сделанные в базилике Святителя Николая, и даже не верится, что мы побывали в Бари. Целью нашей поездки была крипта базилики, где покоятся мощи Святителя Николая - одного из самых почитаемых христианских cвятых. С давних пор множество паломников прибывает в Бари поклониться Мощам Чудотворца. Как мощи оказались в Бари, я уже рассказала, а теперь расскажу о крипте базилики.
1. В 970-1071 годах Бари был столицей южной Италии. Из-за выгодного положения города на побережье Адриатики в это время здесь находилась резиденция наместника византийского императора. Вероятно также, что на этом месте до того была резиденция римского губернатора, затем лангобардского правителя, арабского эмира.
2. Если идти с набережной, сразу за аркой, открывается вид на весь средневековый комплекс базилики, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической Церкви.
3. Главный фасад базилики заключён между двумя мощными башнями и имеет три портала. Три больших окна над ними раньше использовались как ниши для статуй. Слева - Византийская (войсковая) башня, справа - Норманнская башня.
На горизонтальной надписи слева от входных врат - надпись об освящении верхней базилики в 1197 году
4. Архитектура комплекса разнообразная и сложная, но при этом смотрится он как единое целое.
5.
Открытая галерея паломников
6. Единственная церковь византийского периода, которая не была снесена при постройке базилики, - церковь Святого Григория (конец X века). Монумент Святому Николаю Чудотворцу создан Зурабом Церетели и установлен во внутреннем дворе базилики в 2003 году.
Вид церкви Святого Григория
7. В центре фасада базилики - входные врата. Главный портал украшают скульптурные и архитектурные элементы. В углах дверного проёма находятся две фигуры парящих ангелов, выполненные в византийском стиле.
8. Фигура сфинкса на острие козырька символизирует непостижимость Божьей Воли.
9. Две восьмиугольные колонны опираются на двух могучих волов, расположенных на высоте человеческого роста. Волы как бы выходят из стены. Предполагается, что эти фигуры украшали дворец византийского наместника, а теперь они как бы охраняют вход в базилику. Внизу у основания косяков изображены человеческие фигуры, поддерживающие декоративный орнамент.
Главный портал. Скульптуры волов
10. Рога волов были золотыми. Фигуры волов напоминают о том, что Мощи Святого Николая были доставлены с корабля в город на повозке, запряжённой парой волов, Слева от волов находится гробница капитана одного из трёх кораблей, доставивших Мощи Святого Николая в Бари.
11. Справа от главного портала - боковой вход в базилику, слева - вход в музей Святого Николая.
Арка над правым порталом
12. Зайдя в собор, сначала попадаем в верхнюю часть базилики, украшенную скульптурным декором, часть которого была заимствованы от более древних византийских построек. Реставрационные работы проводились в 1928 - 1956 годах. Спускаясь по лестнице в крипту, перед входом справа видим гробницу строителя базилики аббата Ильи. Барельеф, использованный для декорации гробницы, относится ко времени поздней Византии (III-V века). На барельефе изображены четыре философа в греко-римских тогах, беседующих друг с другом.
Лестница, ведущая в крипту
13. Саркофаг-реликварий с Мощами Николая Чудотворца находится в крипте церкви. Крипта, или подземная церковь, расположенная под поперечным нефом базилики, была построена ранее остальных частей храма. Считается, что первый аббат Илья использовал существовавший прежде зал дворца византийского наместника, возможно перенеся в него несколько капителей из снесённых византийских церквей. Строительство продолжалось два года, и в 1089 году аббат Илья пригласил папу Урбана II, чтобы перенести мощи под только что возведённый престол.
Вход в крипту
14.
Чаша со святой водой
15.
16. Крипта имеет форму прямоугольника со сторонами 31 м на 15 м. Реликварий отгорожен от публичного пространства высокой железной решеткой.
17. Окно находится в дальней от входа стене.
18. C 1969 года православным предоставляется право служить литургии и молебны непосредственно на Мощах Святителя в крипте базилики: православный молебен с акафистом Святителю Николаю - по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00, по четвергам в 16.00; Православная Божественная литургия - каждый четверг (кроме дней Великого Поста) в 10.30.
19.
20.
21. Крестовый свод поддерживают 26 колонн, две из которых изготовлены из нумидийского мрамора, две - из коралловой крошки, одна из карского мрамора, а остальные - из греческого мрамора.
22. Капители всех 26 колонн крипты отличаются друг от друга по форме и происхождению. Встречаются капители двух стилей: византийского и романского.
23.
24. Колонна из красноватого мрамора в железной ограде, находящаяся в правом углу крипты у входа, носит название чудодейственной. На протяжении нескольких веков она привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудотворным.
25. Согласно легенде, Святой Николай совершал поездку в Рим. Проходя мимо дома женщины лёгкого поведения, он увидел колонну, восхитился её красотой и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир. После своего возвращения Святой Николай поместил её в кафедральном соборе города. А потом таким же чудесным образом колонна появилась на поверхности моря в момент прибытия Мощей Святого в Бари. Но никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец, в ночь перед захоронением Святых Мощей сам Святой Николай принёс колонну. Жители Бари услышали ночью колокольный звон и устремились в базилику, где увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли уже поставленный аббатом Ильёй пилястр и установили на его месте колонну. Эта сцена показана на одном из полотен настенной росписи.
Настенная роспись школы Глири (1660)
26. Полукруглые живописные полотна со сценами из жизни Святого Николая находятся на стене, противоположной алтарю. На первом, считая от чудесной колонны, полотне изображено рождение Святого Николая. Ребёнок, стоя в лохани и поддерживаемый кормилицей, молится. Мать смотрит на него спокойно и умиротворённо.
27. Папа Урбан II освятил алтарь 1 октября 1089 года. В алтаре (слева) около иконы с ликом Спасителя находится светильник в форме лодки с сидящем в ней Святителем Николаем. Считается, что его семья владела рыболовецким флотом и что сам он был умелым моряком, поэтому Николай Чудотворец является главным покровителем всех мореходов.
28. Мощи Святителя (около 75%) находятся ниже уровня пола. Отсутствие остальных костей скелета объясняется тем, что барийские моряки очень торопились и поэтому взяли наиболее крупные кости.
На передней доске престола - дверца, которую открывают для того, чтобы верующие могли наклониться к гробнице и почтить мощи Святителя.
29. Икона Святителя Николая, находящаяся за мраморным надгробием, - дар Уроша III (1322-1331) в знак благодарности за возвращение ему зрения, которого его лишил отец в наказание за мятеж. Считается, что икона была написана при жизни Святого.
30. После II Ватиканского собора в 1966 году в базилике был сооружен восточный придел для православных богослужений. Иконы написаны хорватским иконописцем. Придел использовался несколько лет для служб румынской православной общины. Восточный придел является подтверждением экуменического призвания города Бари и Святого Николая.
31. Пол в крипте, вероятно, был реставрирован в конце XIX века после визита в 1892 году будущего императора России Николая I. Вновь мозаичный пол реставрировался в 1953-1957 годах.
32. Святое Миро - это жидкость, которая образуется в гробнице Святителя ещё со времён пребывания Святых Мощей в Мирах. Как установило исследование, проведённое в 1925 году в химической лаборатории университета города Бари, эта жидкость представляет собой воду особенной чистоты. Происхождение этой воды объясняется по-разному. Верующие считают, что жидкость образуется из Мощей Святителя. Другие считают, что жидкость сочится из мрамора гробницы. Некоторые объясняют образование жидкости естественной конденсацией пара. Лежащая в основании плита имеет небольшое углубление в центре для сбора Святого Миро. Мощи закрыты в течение года. Отверстие, ведущее к ним, открывается только вечером 9(22) мая в присутствии большого числа верующих. Миро, которое источается мощами (итальянцы называют его манной), собирается из гробницы с помощью специального насоса в сосуд и разбавляется святой водой. За год в гробнице накапливается в среднем всего 2-3 стакана Святого Миро.
Об интерьере верхней базилики в следующем рассказе...
Справа на фото - вход в базилику Святителя Николая, слева - церковь Святого Григория
Вчера мощи святителя Николая Чудотворца из Бари доставили в Москву. Почти тысячу лет до этого святыня находилась в замурованной гробнице нижней церкви базилики в Бари, под мраморной плитой весом более 30 тонн. Сейчас смотрю на фотографии, сделанные в базилике Святителя Николая, и даже не верится, что мы побывали в Бари. Целью нашей поездки была крипта базилики, где покоятся мощи Святителя Николая - одного из самых почитаемых христианских cвятых. С давних пор множество паломников прибывает в Бари поклониться Мощам Чудотворца. Как мощи оказались в Бари, я уже рассказала, а теперь расскажу о крипте базилики.
1. В 970-1071 годах Бари был столицей южной Италии. Из-за выгодного положения города на побережье Адриатики в это время здесь находилась резиденция наместника византийского императора. Вероятно также, что на этом месте до того была резиденция римского губернатора, затем лангобардского правителя, арабского эмира.
2. Если идти с набережной, сразу за аркой, открывается вид на весь средневековый комплекс базилики, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической Церкви.
3. Главный фасад базилики заключён между двумя мощными башнями и имеет три портала. Три больших окна над ними раньше использовались как ниши для статуй. Слева - Византийская (войсковая) башня, справа - Норманнская башня.
На горизонтальной надписи слева от входных врат - надпись об освящении верхней базилики в 1197 году
4. Архитектура комплекса разнообразная и сложная, но при этом смотрится он как единое целое.
5.
Открытая галерея паломников
6. Единственная церковь византийского периода, которая не была снесена при постройке базилики, - церковь Святого Григория (конец X века). Монумент Святому Николаю Чудотворцу создан Зурабом Церетели и установлен во внутреннем дворе базилики в 2003 году.
Вид церкви Святого Григория
7. В центре фасада базилики - входные врата. Главный портал украшают скульптурные и архитектурные элементы. В углах дверного проёма находятся две фигуры парящих ангелов, выполненные в византийском стиле.
8. Фигура сфинкса на острие козырька символизирует непостижимость Божьей Воли.
9. Две восьмиугольные колонны опираются на двух могучих волов, расположенных на высоте человеческого роста. Волы как бы выходят из стены. Предполагается, что эти фигуры украшали дворец византийского наместника, а теперь они как бы охраняют вход в базилику. Внизу у основания косяков изображены человеческие фигуры, поддерживающие декоративный орнамент.
Главный портал. Скульптуры волов
10. Рога волов были золотыми. Фигуры волов напоминают о том, что Мощи Святого Николая были доставлены с корабля в город на повозке, запряжённой парой волов, Слева от волов находится гробница капитана одного из трёх кораблей, доставивших Мощи Святого Николая в Бари.
11. Справа от главного портала - боковой вход в базилику, слева - вход в музей Святого Николая.
Арка над правым порталом
12. Зайдя в собор, сначала попадаем в верхнюю часть базилики, украшенную скульптурным декором, часть которого была заимствованы от более древних византийских построек. Реставрационные работы проводились в 1928 - 1956 годах. Спускаясь по лестнице в крипту, перед входом справа видим гробницу строителя базилики аббата Ильи. Барельеф, использованный для декорации гробницы, относится ко времени поздней Византии (III-V века). На барельефе изображены четыре философа в греко-римских тогах, беседующих друг с другом.
Лестница, ведущая в крипту
13. Саркофаг-реликварий с Мощами Николая Чудотворца находится в крипте церкви. Крипта, или подземная церковь, расположенная под поперечным нефом базилики, была построена ранее остальных частей храма. Считается, что первый аббат Илья использовал существовавший прежде зал дворца византийского наместника, возможно перенеся в него несколько капителей из снесённых византийских церквей. Строительство продолжалось два года, и в 1089 году аббат Илья пригласил папу Урбана II, чтобы перенести мощи под только что возведённый престол.
Вход в крипту
14.
Чаша со святой водой
15.
16. Крипта имеет форму прямоугольника со сторонами 31 м на 15 м. Реликварий отгорожен от публичного пространства высокой железной решеткой.
17. Окно находится в дальней от входа стене.
18. C 1969 года православным предоставляется право служить литургии и молебны непосредственно на Мощах Святителя в крипте базилики: православный молебен с акафистом Святителю Николаю - по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00, по четвергам в 16.00; Православная Божественная литургия - каждый четверг (кроме дней Великого Поста) в 10.30.
19.
20.
21. Крестовый свод поддерживают 26 колонн, две из которых изготовлены из нумидийского мрамора, две - из коралловой крошки, одна из карского мрамора, а остальные - из греческого мрамора.
22. Капители всех 26 колонн крипты отличаются друг от друга по форме и происхождению. Встречаются капители двух стилей: византийского и романского.
23.
24. Колонна из красноватого мрамора в железной ограде, находящаяся в правом углу крипты у входа, носит название чудодейственной. На протяжении нескольких веков она привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудотворным.
25. Согласно легенде, Святой Николай совершал поездку в Рим. Проходя мимо дома женщины лёгкого поведения, он увидел колонну, восхитился её красотой и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир. После своего возвращения Святой Николай поместил её в кафедральном соборе города. А потом таким же чудесным образом колонна появилась на поверхности моря в момент прибытия Мощей Святого в Бари. Но никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец, в ночь перед захоронением Святых Мощей сам Святой Николай принёс колонну. Жители Бари услышали ночью колокольный звон и устремились в базилику, где увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли уже поставленный аббатом Ильёй пилястр и установили на его месте колонну. Эта сцена показана на одном из полотен настенной росписи.
Настенная роспись школы Глири (1660)
26. Полукруглые живописные полотна со сценами из жизни Святого Николая находятся на стене, противоположной алтарю. На первом, считая от чудесной колонны, полотне изображено рождение Святого Николая. Ребёнок, стоя в лохани и поддерживаемый кормилицей, молится. Мать смотрит на него спокойно и умиротворённо.
27. Папа Урбан II освятил алтарь 1 октября 1089 года. В алтаре (слева) около иконы с ликом Спасителя находится светильник в форме лодки с сидящем в ней Святителем Николаем. Считается, что его семья владела рыболовецким флотом и что сам он был умелым моряком, поэтому Николай Чудотворец является главным покровителем всех мореходов.
28. Мощи Святителя (около 75%) находятся ниже уровня пола. Отсутствие остальных костей скелета объясняется тем, что барийские моряки очень торопились и поэтому взяли наиболее крупные кости.
На передней доске престола - дверца, которую открывают для того, чтобы верующие могли наклониться к гробнице и почтить мощи Святителя.
29. Икона Святителя Николая, находящаяся за мраморным надгробием, - дар Уроша III (1322-1331) в знак благодарности за возвращение ему зрения, которого его лишил отец в наказание за мятеж. Считается, что икона была написана при жизни Святого.
30. После II Ватиканского собора в 1966 году в базилике был сооружен восточный придел для православных богослужений. Иконы написаны хорватским иконописцем. Придел использовался несколько лет для служб румынской православной общины. Восточный придел является подтверждением экуменического призвания города Бари и Святого Николая.
31. Пол в крипте, вероятно, был реставрирован в конце XIX века после визита в 1892 году будущего императора России Николая I. Вновь мозаичный пол реставрировался в 1953-1957 годах.
32. Святое Миро - это жидкость, которая образуется в гробнице Святителя ещё со времён пребывания Святых Мощей в Мирах. Как установило исследование, проведённое в 1925 году в химической лаборатории университета города Бари, эта жидкость представляет собой воду особенной чистоты. Происхождение этой воды объясняется по-разному. Верующие считают, что жидкость образуется из Мощей Святителя. Другие считают, что жидкость сочится из мрамора гробницы. Некоторые объясняют образование жидкости естественной конденсацией пара. Лежащая в основании плита имеет небольшое углубление в центре для сбора Святого Миро. Мощи закрыты в течение года. Отверстие, ведущее к ним, открывается только вечером 9(22) мая в присутствии большого числа верующих. Миро, которое источается мощами (итальянцы называют его манной), собирается из гробницы с помощью специального насоса в сосуд и разбавляется святой водой. За год в гробнице накапливается в среднем всего 2-3 стакана Святого Миро.
Об интерьере верхней базилики в следующем рассказе...
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]