Что стало с польским производителем микроавтобусов Nysa
---
Этот завод был одним из знаковых производителей микроавтобусов на территории социалистического блока. Машины с полукапотной компоновкой и милым дизайном поставлялись в десятки стран, но основным их потребителем стал СССР. После перестройки о "Нысе" почти ничего не слышно, а многие уже забыть такую марку. Что же случилось с производителем?
В середине XX века страны социалистического блока столкнулись с острым дефицитом микроавтобусов. Фургоны были необходимы в пассажирских и грузовых перевозках, медицине и иных отраслях. Основными производителями микроавтобусов на территории Советского Союза стали "УАЗ" и "РАФ", но их мощностей не хватало для удовлетворения потребностей общества.
В конце 1950-х годов сборку микроавтобусов налаживают на мебельном заводе в Нысе – небольшом городе на границе с Чехией. Перепрофилирование предприятия произошло очень быстро, а для создания первой модели использовались проверенные технические решения от "Победы". Официально завод получил название Fabryka Samochodów Dostawczych (FSD), что в переводе означает "Завод Развозных Автомобилей".
В 1964 году налаживается серийное производство Nysa 521, дизайн которой знаком многим жителям стран социалистического блока. Короткий капот, круглая передняя оптика и обтекаемые формы сделали внешний вид фургона запоминающимся. Русскоязычные граждане быстро переделали грубое на слух "Ныса" в милое "Нюся". Дизайн машины поспособствовал распространению этого прозвища в массах.
Чуть позже на заводе выпустили модель 522, которая отличилась от предшественника высотой кузова. Фактически автобус производился без существенных технических изменений на протяжении 30 лет. Тем не менее, он пользовался спросом в социалистических странах. СССР ежегодно закупал порядка 10 000 экземпляров фургонов.
Водители ценили польские машины за сравнительно неплохое качество сборки и хорошую обзорность. Большая площадь остекления была преимуществом и для пассажиров, которым не приходилось сидеть днём в темноте. В технической части основные решения взяли у "ГАЗа", однако, комплектующие для Nysa выпускали в Польше. Из-за этого наблюдается определённая разница между запчастями, а отремонтировать "Нысу" нижегородскими деталями сейчас удастся только с доработками.
Польское предприятие столкнулось с кризисом ещё в 80-х годах. К тому моменту модельный ряд сильно устарел, а СССР нарастил производство микроавтобусов на своей территории. Тем не менее, завод продолжал выпускать модель 522 и существовать за счёт имеющихся заказов.
Экономическое состояние предприятия кардинально ухудшил развал социалистического блока. На рынок десятков потенциальных стран-покупателей "Ныс" хлынул поток машин с Запада. Польский микроавтобус сильно устарел и не мог конкурировать с зарубежной продукцией. Уже в 1994 году было объявлено о закрытии компании.
В середине 90-х годов завод был продан компании Daewoo. Точной информации о состоянии предприятия в нынешнее время найти не удалось. Не исключено, что цеха находятся в заброшенном состоянии или уже снесены.
В середине XX века страны социалистического блока столкнулись с острым дефицитом микроавтобусов. Фургоны были необходимы в пассажирских и грузовых перевозках, медицине и иных отраслях. Основными производителями микроавтобусов на территории Советского Союза стали "УАЗ" и "РАФ", но их мощностей не хватало для удовлетворения потребностей общества.
В конце 1950-х годов сборку микроавтобусов налаживают на мебельном заводе в Нысе – небольшом городе на границе с Чехией. Перепрофилирование предприятия произошло очень быстро, а для создания первой модели использовались проверенные технические решения от "Победы". Официально завод получил название Fabryka Samochodów Dostawczych (FSD), что в переводе означает "Завод Развозных Автомобилей".
В 1964 году налаживается серийное производство Nysa 521, дизайн которой знаком многим жителям стран социалистического блока. Короткий капот, круглая передняя оптика и обтекаемые формы сделали внешний вид фургона запоминающимся. Русскоязычные граждане быстро переделали грубое на слух "Ныса" в милое "Нюся". Дизайн машины поспособствовал распространению этого прозвища в массах.
Чуть позже на заводе выпустили модель 522, которая отличилась от предшественника высотой кузова. Фактически автобус производился без существенных технических изменений на протяжении 30 лет. Тем не менее, он пользовался спросом в социалистических странах. СССР ежегодно закупал порядка 10 000 экземпляров фургонов.
Водители ценили польские машины за сравнительно неплохое качество сборки и хорошую обзорность. Большая площадь остекления была преимуществом и для пассажиров, которым не приходилось сидеть днём в темноте. В технической части основные решения взяли у "ГАЗа", однако, комплектующие для Nysa выпускали в Польше. Из-за этого наблюдается определённая разница между запчастями, а отремонтировать "Нысу" нижегородскими деталями сейчас удастся только с доработками.
Польское предприятие столкнулось с кризисом ещё в 80-х годах. К тому моменту модельный ряд сильно устарел, а СССР нарастил производство микроавтобусов на своей территории. Тем не менее, завод продолжал выпускать модель 522 и существовать за счёт имеющихся заказов.
Экономическое состояние предприятия кардинально ухудшил развал социалистического блока. На рынок десятков потенциальных стран-покупателей "Ныс" хлынул поток машин с Запада. Польский микроавтобус сильно устарел и не мог конкурировать с зарубежной продукцией. Уже в 1994 году было объявлено о закрытии компании.
В середине 90-х годов завод был продан компании Daewoo. Точной информации о состоянии предприятия в нынешнее время найти не удалось. Не исключено, что цеха находятся в заброшенном состоянии или уже снесены.
Источник: 4kolesa.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]