Судьба Чкаловского автозавода, выпускавшего автобус «Таджикистан»
---
Это завод – одно из самых засекреченных предприятий своей отрасли на территории СССР. Водителям он известен линейкой машин "Таджикистан", которые колесили по дорогам разных уголков страны. После перестройки о заводе почти не слышно, однако, он продолжает функционировать. Давайте посмотрим, как сейчас выглядит предприятие, и что на нём производят.
Чкаловск (с 2016 года – Бустон) – небольшой закрытый город на территории Таджикистана, в котором во времена СССР проживало преимущественное русское население. После войны на территории населённого пункта открыли авторемонтный завод, который уже в 1960 году стал полноценным предприятием по выпуску автобусов.
Руководство государства на протяжении многих лет стремилось развивать нетипичные сферы промышленности в ряде регионов. Зачастую это приводило к не самому лучшему результату, достаточно вспомнить "Колхиду" из Кутаиси или микроавтобусы из Еревана. Тем не менее, локальное производство на базе готовых решений позволяло снизить себестоимость машин и организовать рабочие места.
Автобусы "ЧАЗа" строились на уже готовых шасси и имели вагонную компоновку. Для создания моделей использовались платформы от машин предприятий "ГАЗ" и "ЗИЛ". Основная линейка автобусов получила название "Таджикистан", под которым машины отправлялись в разные уголки страны.
Один из ключевых моментов в истории Чкаловского завода произошёл в 1986 году. Именно это предприятие смогло в кратчайшие сроки подготовить два десятка автобусов, на которых производилась транспортировка ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Машины были отделаны свинцовыми листами, загерметизированы и оснащены системой принудительной вентиляции воздуха.
В конце 1980-х годов началась разработка собственного автобуса под маркой "ЧАЗ". Текущий модельный ряд быстро устаревал, поэтому задачу создания новой модели доверили Львовскому ВКЭИ. В кратчайшие сроки специалисты разработали два новых проекта, но лишь один был реализован в качестве прототипа. Организовать серийную сборку моделей до перестройки не удалось.
Распад Советского Союза повлёк за собой смутные времена на территории центральной Азии. Прежние экономические связи разрушились, что повлекло к объёмов производства в регионе. Спасти завод в Чкаловске пытались различными способами, изначально на базе предприятия создали группу "Худжанд-ЗИЛ". В 1993 году инженеры ЗИЛ и АЗЛК завершили работу над моделью ЧАЗ-3220, которую представили на одной из выставок.
ЧАЗ-3220 – одна из последних моделей завода
Попытки сохранить предприятие в прежднем виде оказались тщетными. Уровень жизни в Таджикистане падал, а происходящие волнения вынудили многих специалистов покинуть территорию страны. Создавать и производить новые модели стало некому. В последние годы на территории завода организован цех по капитальному ремонту троллейбусов и производству прицепов.
Малосерийная сборка автобусов продолжается, но все экземпляры выпускаются под заказ. В результате "ЧАЗ" производит не более 5 машин ежегодно. Выйти на мировой рынок заводу не удалось, а российские потребители едва ли обратят внимание на устаревшую технику, даже при условии хорошей цены.
Чкаловск (с 2016 года – Бустон) – небольшой закрытый город на территории Таджикистана, в котором во времена СССР проживало преимущественное русское население. После войны на территории населённого пункта открыли авторемонтный завод, который уже в 1960 году стал полноценным предприятием по выпуску автобусов.
Руководство государства на протяжении многих лет стремилось развивать нетипичные сферы промышленности в ряде регионов. Зачастую это приводило к не самому лучшему результату, достаточно вспомнить "Колхиду" из Кутаиси или микроавтобусы из Еревана. Тем не менее, локальное производство на базе готовых решений позволяло снизить себестоимость машин и организовать рабочие места.
Автобусы "ЧАЗа" строились на уже готовых шасси и имели вагонную компоновку. Для создания моделей использовались платформы от машин предприятий "ГАЗ" и "ЗИЛ". Основная линейка автобусов получила название "Таджикистан", под которым машины отправлялись в разные уголки страны.
Один из ключевых моментов в истории Чкаловского завода произошёл в 1986 году. Именно это предприятие смогло в кратчайшие сроки подготовить два десятка автобусов, на которых производилась транспортировка ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Машины были отделаны свинцовыми листами, загерметизированы и оснащены системой принудительной вентиляции воздуха.
В конце 1980-х годов началась разработка собственного автобуса под маркой "ЧАЗ". Текущий модельный ряд быстро устаревал, поэтому задачу создания новой модели доверили Львовскому ВКЭИ. В кратчайшие сроки специалисты разработали два новых проекта, но лишь один был реализован в качестве прототипа. Организовать серийную сборку моделей до перестройки не удалось.
Распад Советского Союза повлёк за собой смутные времена на территории центральной Азии. Прежние экономические связи разрушились, что повлекло к объёмов производства в регионе. Спасти завод в Чкаловске пытались различными способами, изначально на базе предприятия создали группу "Худжанд-ЗИЛ". В 1993 году инженеры ЗИЛ и АЗЛК завершили работу над моделью ЧАЗ-3220, которую представили на одной из выставок.
ЧАЗ-3220 – одна из последних моделей завода
Попытки сохранить предприятие в прежднем виде оказались тщетными. Уровень жизни в Таджикистане падал, а происходящие волнения вынудили многих специалистов покинуть территорию страны. Создавать и производить новые модели стало некому. В последние годы на территории завода организован цех по капитальному ремонту троллейбусов и производству прицепов.
Малосерийная сборка автобусов продолжается, но все экземпляры выпускаются под заказ. В результате "ЧАЗ" производит не более 5 машин ежегодно. Выйти на мировой рынок заводу не удалось, а российские потребители едва ли обратят внимание на устаревшую технику, даже при условии хорошей цены.
Источник: 4kolesa.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]