Орёл. Чуть более ста лет...Прогулка 10
---
Как-то раз я уже по весне мимо орловского городского сада проходил, о чем мельком помянул. А так же помянул интересную книжку — О. П. Власова "Орловский городской сад". И вот теперь по результатам её прочтения, дождавшись летнего цветущего состояния сада, я вышел на полноценную прогулку по аллеям сада.Ограничим наш поход следующими пространственными координатами:
А временными рамками ограничиваться не будем:
И вот мы у входа в городской сад... и заходим.
Начало закладки сада было положено в первых числах октября 1822 года. Инициатором этого дела стал орловский гражданский губернатор Николай Иванович Шредер. Высокое свободное место левого берега реки Оки с крутым обрывом (ныне Советский район города) по своему природному расположению как нельзя лучше подходило для закладки сада. Тем более, что в этой части города размещался административный корпус со всеми своими службами.
Театр — налево, сад — направо (или наоборот?)
Против места, отведенного под закладку сада, на улице (ныне М. Горького) стояло двухэтажное здание «присутственных мест». Поблизости, сияя золотом куполов, возвышался Петропавловский собор, а недалеко от него размещался кирпичный двухэтажный дом орловских губернаторов, сохранившийся и теперь, но с надстройкой третьего этажа. На небольшом расстоянии от сада в 1823 году построили здание «дворянского собрания». От дома «дворянского собрания» шел широкий бульвар, заложенный в 1819 году. На правом берегу Оки, против сада, в то время еще была пристань, но уже ветхая. В навигацию, когда Ока сильно разливалась, от пристани отходили суда, груженные зерном, пенькой, салом. Это был один из центров торговой деятельности орловского купечества, здесь совершались коммерческие сделки. Вот в таком удобном живописном месте решено было «для увеселения и прогулок народа» заложить публичный сад. Власти города на осуществление таких планов средств не имели. Это вынудило обратиться за помощью к должностным лицам. Из городов Севска, Трубчевека, Брянска, Ельца, Малоархангельска, Волхова, Ливен, Кром, Карачева и других стали поступать денежные средства, посадочный материал.
С начала октября до наступления зимы на семи десятинах отведенного под сад земельного участка было посажено 4700 различных пород деревьев и кустарников. Погода на редкость «стояла прекрасная». Она способствовала успешной посадке. Зимой занимались строительными работами и подготовкой к весне. С первыми апрельскими днями посадка деревьев возобновилась, работа была напряженной. Об этом мы судим по тому, что только за один месяц было посажено более 7000 деревьев. Их оказалось много, излишки планировалось высадить на Воздвиженской площади и на Ильинке. Из древесных пород, растущих в это время в Орловской губернии, в состав сада вошли: ильм, тополь, сосна, береза, клен, ясень, рябина; из кустарников — черемуха, акация, бузина, крушина, волчьи ягоды, терн, орешник, вишенник, жимолость, бересклет — всего 15000 деревьев и кустарников. Одновременно с посадкой приводились в порядок два глубоких рва, они расчищались и были обсажены по склонам деревьями и кустарниками. Рвы брали свое начало от берега реки Оки и, сужаясь, доходили до половины сада. Через рвы построили мосты, вокруг сада поставили деревянную изгородь. Вся работа по озеленению и оформлению клумб выполнялась под руководством садовника Петра Сергеевича Шушпанова. 1 мая 1823 года в г. Орле торжественно праздновали открытие публичного сада. Это было большим событием в губернии. Сад был иллюминирован. Звуки военного оркестра раздавались далеко за полночь.
Фонтан был в горсаду всегда — сейчас вот такой модерновый
Прошло десять, лет, Средств, выделявшихся городской думой на содержание сада, было недостаточно. Не стало садовника. Сад выглядел в это время запущенным, деревья росли медленно, некоторые засыхали. В 1832 году снова решено было сделать посадку деревьев в саду. Этим делом снова занялся садовник П. С. Шушпанов. В 1837 году площадь городского сада увеличилась, к нему прирезали участок, лежащий между бульварами и садом на всем его протяжении. В начале сада построили каменную большую площадку. Здесь в праздничные дни устраивали выступления цыганских хоров с плясками, зажигались фейерверки, проводилась ярмарка. Сюда приходило много народа, было .шумно, красочно и весело. Разросшийся, окрепший, с сочной зеленью в 1840 году сад имел чудесный вид.В этот год, изучая плодородие почв средней полосы России, Орел посетил директор Московского Общества сельского хозяйства С. И. Маслов. Познакомившись с городом, он осмотрел городской сад. Его поразила красота и культура сада: правильная, умелая планировка, прямые широкие аллеи, обилие зелени, до блеска вычищенные и укатанные дорожки, множество клумб с прекрасными цветами. Он увидел в саду два парника, ему объяснили, что они построены для показа народу, как надо выращивать ранние овощи, «люди на них смотрят как на диковинку». С. И. Маслов в своей статье в орловских «Губернских ведомостях» писал: «Сад в Орле открыт для всех, содержится, как лучшие московские. Такой сад был бы хорош и в столице».
А изначально фонтан был — винтажный
В 1840 году у стены городского сада построили здание первого общественного театра в Орле. 21 июля 1841 года, во время пожара в Орле, этот театр сгорел, просуществовав всего один год. Пожары несколько раз грозили уничтожить городской сад. Но он уцелел и послужил защитой расположенных за ним частных домов. С годами городской сад в какой-то степени менял свой облик. В нем что-то ремонтировалось, строилось новое, сажались деревья, по-иному оформлялись цветочные клумбы. Построили кофейную, поставили солнечные часы. На одной из решетчатых чугунных беседок, что стояла близко от входа в сад, была установлена мемориальная доска, где были указаны год создания и имя основателя сада. В 1854—1857 гг. произвели полную реконструкцию всех сооружений сада: исправили мосты через овраги, флигель для садовника, открыли новый танцевальный зал, построили «беседку для музыкантов». У помещения кофейни поставили столика для посетителей, желающих пить чай, кофе. Сделали оригинальную беседку на дереве для продажи вин. В саду появились новые широкие дорожки, старые расширили. Против входа в сад разбили красивый цветник.
Да, сам бассейн чугунного фонтана сохранялся и до революции и после, до войны и после войны; но в 80-х я его уже не застал
«Орловский публичный сад был прекрасен и живописен. Два глубоких, обрамленных деревьями рва врезаются до середины сада от берега Оки и разделяют его на три части». В первой из них, пишет Добрынин, находится «обширный зеленый луг». В средней части разбиты клумбы с цветами, поставлены скамейки, в этой части сада всегда многолюдно, два, три раза в неделю играет духовой оркестр. А над крутым обрывом «красуется беседка, отсюда открывается прекрасный вид на город и вдаль на Московскую дорогу». Документы свидетельствуют, что путешественники того времени считали Орловский публичный сад лучшим среди других садов губернских городов.
Фонтан несколько раз последние 30 лет перестраивали в соответствии с требованиями моды, сейчас он технически очень интересен и современен; вылеты струй осуществляются под музыкальное сопровождение
Не только красота природы привлекала в сад орловцев. Он стал своеобразным культурным центром города. Здесь всегда звучала музыка. Ежедневно летними вечерами играл духовой оркестр постоянно стоявших в Орле военных полков. Звуки оркестра далеко были слышны в тишине городской жизни старого Орла. Документы знакомят нас с именами таких известных военных дирижеров, как Шорф, Филипп, А. Ф. Владимиров.Глазами пожелтевшей и, как кружево, по краям от времени истлевшей афиши на нас смотрит жизнь старого городского сада: «1901 года, 3 мая, в городском саду состоится большое народное гуляние. Средства поступят в фонд Орловского добровольного пожарного общества». Среди концертной программы на афише значится жирным шрифтом: «Выступает семейство гармонистов Гладкова». Фамилия талантливых музыкантов Гладковых была широко известна в г. Орле и за его пределами. В 1911 году под управлением дирижера Гальзбрунера в саду постоянно играл так называемый известный симфонический венский дамский оркестр.
В 1861—1862 годах у входа в городской сад по проекту архитектора Винберга было построено здание орловского театра. Окруженный зеленью театр, как что-то единое, органично слился с садом. Одна его стена с тремя большими окнами и дверью выходила в сад. В теплые дни зрители во время антрактов гуляли в тенистых аллеях. Городскому саду посвятили немало проникновенных строк в своих воспоминаниях, письмах и произведениях многие знаменитые писатели-орловцы, чьи книги большими тиражами выходят и читаются во всем мире. Неоднократно бывая в Орле, И. С. Тургенев всегда посещал городской сад и любил гулять по последней аллее, что над Окой, сидеть на одной из ее скамеек. Такие предания ходили среди орловской молодежи и жителей. Аллею и скамейку в народе называли «тургеневскими».
Навсегда в памяти другого замечательного русского писателя-орловца Н. С. Лескова остались воспоминания о том, как в детстве няня, Марина Борисовна, уводила его гулять в городской сад. «Здесь мы садились над мелководной Окой и глядели, как в ней купались и играли маленькие дети». А спустя много лет в 1893 году Н. С. Лесков в «Орловском вестнике» опубликовал свой рассказ «Тургеневский бережок»: о первой весне нашего: великого писателя Тургенева, о его сне в подвижной колыбели, которую няня часто привозила на последнюю аллею, что над Окой. «Отсюда знаменитое дитя впервые окидывало своими глазами небо и землю». Было бы хорошо, писал в своем рассказе Лесков, поместить здесь памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественникам чувство человеколюбия и прославивший свою Родину доброю славою. С той поры это место жители Орла стали называть «Тургеневским бережком».
Эстрадная площадка, где по вечерам выступают народные коллективы и юные дарования
В книге Е. Брандис «Сила молодая» рассказывается о юных годах писательницы Марко Вовчок (Вилинской Марии Александровны), как «она, Маша, детей иногда уводила подальше в Шредерский городской сад, где на деньги купца-мецената были воздвигнуты чугунные беседки, сооружены солнечные часы и проложены над Окой дорожки. С высокого обрыва открывалась панорама типичного среднерусского города, разделенного на три части изогнутой лентой Оки и впадающим в нее Орликом».17 сентября 1857 года М. Вовчок писала на Украину мужу А. В. Марковичу: «Вчера утром были в саду и в магазинах, где Богдасю очень понравились вол и четверка коней. Четверку мы и домой принесли с собою и по саду возили по городскому, шумели и смеялись».
Имя Анны Петровны Керн овеяно поэтическими строками стихотворения, посвященного ей А. С. Пушкиным. М. И. Глинка на слова стихотворения написал пленительную музыку, создал бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье». А ведь А. П. Керн родилась в г. Орле в 1800 году «в доме губернаторов», стоявшем против городского сада.
Это — спуск вниз к реке Оке и пляжу, мы сюда ещё вернемся... (во второй части)
Великая русская артистка Гликерия Николаевна Федотова родилась в 1846 году в г. Орле. Детство ее до семи лет прошло в бывшей Монастырской слободе. Ее воспоминания детства записаны А. Ляховым, хранятся в музее И. С. Тургенева. В них рассказывается, как маленькая Луша жила в чистеньком, небольшом домике, что стоял на высоком берегу Оки. При домике был садик с кустами сирени и мальвами, а за углом дома, направо, она помнит большую площадь, за ней городской сад, спускающийся .к Оке. Из окна своего домика Луша любила часами смотреть на разлившуюся речку и таинственный, каким ей в те годы казался, городской сад.
Это летний театр, концертный дворец "Юбилейный" . В 80-х и 90-х очень активно функционировал. Помню, что ходили сюда на концерт группы "Машина времени"; эх, "годы летят стрелою..."
Вот как И. Бунин, в свои отроческие годы попавший на празднество в городской сад, описал его: «...меня поразила несметная от тесноты, медленно двигающаяся по главной аллее толпа, пахнувшая пылью и дешевыми духами, меж тем, как в конце аллеи в сияющей цветными шкаликами раковине томно разливался вальсом, рычал и гремел во все свои медные трубы и литавры военный оркестр. Перед раковиной, на площадке бил раскидистый фонтан, орошая водяной пылью, с очаровательным запахом цветы, как я потом узнал, они назывались просто «табак».
Какие-то современные аттракционы...
В тенистых аллеях городского сада в разное время гуляли Т. Н. Грановский, А. Н. Апухтин, Л. Н. Андреев. Вот как 17 марта 1892 года Л. Д. Андреев писал в своем дневнике одной своей орловской знакомой Л. Н. Дмитриевой: «Все-таки в Орел очень хочется, хочется в городском саду погулять, неделю уже до него осталось. Не знаю, есть ли еще где в провинции такое любопытное место, как наш городской сад, он принадлежность только одного Орла. Бывал я в разных городах, но подобного учреждения не встречал. Коротко говоря, сад наш представляется единственным местом, где сосредотачивается Орловская общественная жизнь».
... и вековые дубы
Бывал в городском саду и Л. Н. Толстой, в пору золотой осени — сентябре 1898 года, когда останавливался в «доме губернаторов». В этот период, как известно, он работал над романом «Воскресенье». Писатель изучал условия, в которых содержались заключенные в тюрьме, что стояла в конце и примыкала к городскому саду. Свои наблюдения Лев Николаевич использовал в романе.
Одно историческое время были и свои атрибуты времени, наверное, и девушка с веслом была
Со дня своего открытия городской сад был доступен далеко не каждому. На чванное гуляние в нем, показать свои туалеты, собиралась городская знать, шикарно разодетое дворянство, богатые купцы, чиновники и другая, как раньше говорили, «чистая публика». Посмотреть городской сад приезжали и из других губернских городов. Гости расточали похвалу губернатору. Кто мог из рабочих, мастеровых и простой молодежи пойти погулять в такую украшенную цветами и фонтанами аристократическую часть сада, где с открытым пренебрежением могли смотреть на человека «из черни». На входных воротах сада висела дощечка с унизительной надписью: «Солдатам и собакам вход воспрещен». У входа, тут же у гауптвахты, в будке в черно-белую полоску, сидел солдат с ружьем. У ворот сада стоял страж порядка — усатый городовой. У стен сада возле дома губернатора по булыжной мостовой взад и вперед, четкими соразмеренными шагами неустанно ходил городовой.Такую картину запомнил коренной орловец, замечательный человек, 57 лет проработавший гримером в орловском театре, — Константин Михайлович Крестьянкин.
До сих пор многие орловцы помнят, что задолго до революции в городском саду существовала бесплатная часть сада. Здесь гуляли рабочие, ремесленники и другой простой народ. Есть предположения, высказанные коренными орловцами, что бесплатная часть сада возникла после первой революции 1905 года. Власти города этим хотели задобрить рабочих. Бесплатная часть сада размещалась примерно на 2,5 гектара земельного участка, примыкавшего к зданию бывшей тюрьмы. Одна каменная стена тюремной ограды в эти годы служила забором сада, а вход располагался по ул. Садовой. Второй этаж тюремного корпуса одиночных камер верхними окнами выходил в бесплатную часть сада.
Это павильон в 80-х я застал в функциональном состоянии биллиардной комнаты, были и теннисные столы потом; в 90-х разместили игровые автоматы... Сейчас всё закрыто.
В глубине сада, ближе к обрыву находилась большая сцена, иногда на ней ставили спектакли. В этой части сада было много деревьев, кустарников, стояли лавочки, но сажать цветы здесь не полагалось.С каждым годом городской сад все больше и больше привлекал к себе внимание. Он становился местом встреч, обсуждений. Под видом прогулок, развлечений здесь собиралась демократически настроенная молодежь. Бывали революционеры, чьи имена широко известны в нашей стране: В. К. Родзевич-Белевич, Надежда Смерчинская, известный полярный исследователь В. А. Русанов, организатор первой социал-демократической организации в Орле И. Ф. Дубровинский.Городской сад был свидетелем грозных событий первой революции 1905 года, тогда у его стен жандармами была разогнана демонстрация рабочих и железнодорожников, протестовавших против царского режима.
Ближе к берегу — Тургеневская беседка
Шли годы, рос, менялся и мужал человек-борец за новую свободную жизнь. С интересом читаешь документы, рассказывающие об одном из первых большевистских организаторов партии в Орле, борце за большевизацию солдатских комитетов В. Ф. Шурыгине. В апреле 1917 года он возглавлял орловскую делегацию от солдат к В. И. Ленину. При второй встрече Владимир Ильич спросил Шурыгина: «Какой вопрос ваш орловский местный сейчас больше всего волнует ваших солдат». «Есть у нас один такой вопрос, — смущенно сказал Шурыгин, смущаясь потому, что этот вопрос он считал пустяковым. — Неудобно даже вам о нем говорить, товарищ Ленин». — «Если вопрос волнует массы, он никогда не может быть пустяковым», — серьезно возразил Ленин. После этих слов Шурыгин посмелел и сказал: «Это допуск солдат в городской парк по воскресеньям. Раньше солдатам не разрешали в парк заходить и в будни, теперь в будни разрешено, а по воскресеньям - нет, а в воскресенье в парке играет оркестр и даются представления. Этот вопрос мы не раз ставили на собрании, а меньшевики его всегда проваливали». Владимир Ильич серьезно ответил: «Как приедете в Орел, снова ставьте на собрании вопрос о допуске солдат в городской парк». В, Ф. Шурыгин, в 1917 году принятый в Петрограде в партию, получил мандат на право выступлений от имени военной организации при Петроградском комитете РСДРП, подписанный Лениным. Через много лет Шурыгин в мирные дни написал книгу «Семнадцатая весна» (армейская хроника). Через все главы книги проходит описание городского парка и города Орла.
И "сто" лет назад...
По воспоминаниям заслуженного учителя РСФСР И. Д. Мусатова, инженера Управления главного архитектора города Орла В.М. Невструева, летом 1917 года в городском саду бурлила общественная жизнь. Ежедневно собирались люди всех партий, понятий, взглядов, рабочие, объединившиеся в кружки, солдаты. Стихийно возникали обсуждения, споры, дискуссии, митинги, собрания. Большевистские организаторы горячо разоблачали предательскую политику меньшевиков, эсеров. И сад стал местом классовых столкновений. Здесь встречались идейные противники, готовилось наступление на монархию. Близилась революция.
и тридцать (внутри — я, молодой, маячу)
После свершения Великой Октябрьской социалистической революции народ стал полноправным хозяином своей страны — творцом новой жизни. В его руки перешли заводы, школы, земля, парки, сады. 14 апреля 1918 года в газете «Орловские известия» орловская комиссия по охране памятников старины и искусства обратилась к населению губернии с призывом: «Граждане, берите то, что осталось от ушедших поколений, относитесь бережно к предметам-памятникам старины и искусства, ибо они все принадлежат нам, принадлежат всему народу и будут служить на пользу и просвещение всего народа». Это обращение, безусловно, относилось и к памятнику природы — городскому саду. Горисполком и население сберегли его, только теперь он был открыт для всех, для рабочих, служащих, студентов, интеллигенции, подлинных хозяев города, тех, кто работал на заводах и фабриках. Прекрасный, с тенистыми аллеями городской сад сразу стал излюбленным: местом отдыха трудящихся г. Орла.
Веяния времени — кругом тротуарная плитка
Первые послереволюционные годы для молодой Страны Советов были тяжелыми. Не было возможности заниматься благоустройством сада. Но жил он по-новому. В саду проводились гуляния, по вечерам играл духовой оркестр. Торжественно отмечались праздничные дни, устраивались концерты. Очень модны в то время были сатирические выступления так называемых «синеблузников». В 1918 году в орловском театре гастролировала труппа М. А. Днепрова. Артисты этой труппы Чарская, Ардаров, Транский часто выступали на сцене городского сада перед зрителями. Старожилы-орловцы помнят о том, что летом 1921 рода на сцене летнего открытого театра городского сада часто шла одноактная пьеса одного из первых советских писателей— орловца Александра Германо «В некоем учреждении», разоблачавшая, высмеивающая бюрократов, расхитителей. В эти годы пьеса имела огромный успех, она обошла все сцены Орла, ставилась и в других городах.
А в прошлом веке и по утоптанным дорожка нормально прогуливались
Долгое время городской сад оставался таким, каким он был в прежние годы. С трех сторон его ограждал высокий дощатый забор, подкрашенный в зеленый цвет. Со стороны обрыва над Окой были заросли из кустарников бузины, волчьих ягод, они росли и по склону обрыва. Сохранилось и просуществовало до Великой Отечественной войны двухъярусное открытое здание ресторана, его огораживал невысокий барьер, за ним стояли закусочные столики. Внизу размещалась биллиардная комната с шестью биллиардными столами. В глубине сада, против ресторана, находился зеленый театр. Здание окружали каштаны, они шли в сторону Пролетарской горы. По воспоминаниям старожилов здесь росли и дубы. Долго сохранялась круглая площадка с чугунной вазой фонтана и скульптурами. Сохранились два оврага, заросшие кустарниками и деревьями. Через один из них был проложен мост на каменном фундаменте. Впоследствии этот мост разобрали, построили другой.В 1925 году в городском саду построено большое дощатое здание постоянного цирка, оно размещалось на месте, где теперь стоит киноконцертный зал «Юбилейный». Открытие цирка состоялось 27 мая.
Продолжение следует
А временными рамками ограничиваться не будем:
И вот мы у входа в городской сад... и заходим.
Начало закладки сада было положено в первых числах октября 1822 года. Инициатором этого дела стал орловский гражданский губернатор Николай Иванович Шредер. Высокое свободное место левого берега реки Оки с крутым обрывом (ныне Советский район города) по своему природному расположению как нельзя лучше подходило для закладки сада. Тем более, что в этой части города размещался административный корпус со всеми своими службами.
Театр — налево, сад — направо (или наоборот?)
Против места, отведенного под закладку сада, на улице (ныне М. Горького) стояло двухэтажное здание «присутственных мест». Поблизости, сияя золотом куполов, возвышался Петропавловский собор, а недалеко от него размещался кирпичный двухэтажный дом орловских губернаторов, сохранившийся и теперь, но с надстройкой третьего этажа. На небольшом расстоянии от сада в 1823 году построили здание «дворянского собрания». От дома «дворянского собрания» шел широкий бульвар, заложенный в 1819 году. На правом берегу Оки, против сада, в то время еще была пристань, но уже ветхая. В навигацию, когда Ока сильно разливалась, от пристани отходили суда, груженные зерном, пенькой, салом. Это был один из центров торговой деятельности орловского купечества, здесь совершались коммерческие сделки. Вот в таком удобном живописном месте решено было «для увеселения и прогулок народа» заложить публичный сад. Власти города на осуществление таких планов средств не имели. Это вынудило обратиться за помощью к должностным лицам. Из городов Севска, Трубчевека, Брянска, Ельца, Малоархангельска, Волхова, Ливен, Кром, Карачева и других стали поступать денежные средства, посадочный материал.
С начала октября до наступления зимы на семи десятинах отведенного под сад земельного участка было посажено 4700 различных пород деревьев и кустарников. Погода на редкость «стояла прекрасная». Она способствовала успешной посадке. Зимой занимались строительными работами и подготовкой к весне. С первыми апрельскими днями посадка деревьев возобновилась, работа была напряженной. Об этом мы судим по тому, что только за один месяц было посажено более 7000 деревьев. Их оказалось много, излишки планировалось высадить на Воздвиженской площади и на Ильинке. Из древесных пород, растущих в это время в Орловской губернии, в состав сада вошли: ильм, тополь, сосна, береза, клен, ясень, рябина; из кустарников — черемуха, акация, бузина, крушина, волчьи ягоды, терн, орешник, вишенник, жимолость, бересклет — всего 15000 деревьев и кустарников. Одновременно с посадкой приводились в порядок два глубоких рва, они расчищались и были обсажены по склонам деревьями и кустарниками. Рвы брали свое начало от берега реки Оки и, сужаясь, доходили до половины сада. Через рвы построили мосты, вокруг сада поставили деревянную изгородь. Вся работа по озеленению и оформлению клумб выполнялась под руководством садовника Петра Сергеевича Шушпанова. 1 мая 1823 года в г. Орле торжественно праздновали открытие публичного сада. Это было большим событием в губернии. Сад был иллюминирован. Звуки военного оркестра раздавались далеко за полночь.
Фонтан был в горсаду всегда — сейчас вот такой модерновый
Прошло десять, лет, Средств, выделявшихся городской думой на содержание сада, было недостаточно. Не стало садовника. Сад выглядел в это время запущенным, деревья росли медленно, некоторые засыхали. В 1832 году снова решено было сделать посадку деревьев в саду. Этим делом снова занялся садовник П. С. Шушпанов. В 1837 году площадь городского сада увеличилась, к нему прирезали участок, лежащий между бульварами и садом на всем его протяжении. В начале сада построили каменную большую площадку. Здесь в праздничные дни устраивали выступления цыганских хоров с плясками, зажигались фейерверки, проводилась ярмарка. Сюда приходило много народа, было .шумно, красочно и весело. Разросшийся, окрепший, с сочной зеленью в 1840 году сад имел чудесный вид.В этот год, изучая плодородие почв средней полосы России, Орел посетил директор Московского Общества сельского хозяйства С. И. Маслов. Познакомившись с городом, он осмотрел городской сад. Его поразила красота и культура сада: правильная, умелая планировка, прямые широкие аллеи, обилие зелени, до блеска вычищенные и укатанные дорожки, множество клумб с прекрасными цветами. Он увидел в саду два парника, ему объяснили, что они построены для показа народу, как надо выращивать ранние овощи, «люди на них смотрят как на диковинку». С. И. Маслов в своей статье в орловских «Губернских ведомостях» писал: «Сад в Орле открыт для всех, содержится, как лучшие московские. Такой сад был бы хорош и в столице».
А изначально фонтан был — винтажный
В 1840 году у стены городского сада построили здание первого общественного театра в Орле. 21 июля 1841 года, во время пожара в Орле, этот театр сгорел, просуществовав всего один год. Пожары несколько раз грозили уничтожить городской сад. Но он уцелел и послужил защитой расположенных за ним частных домов. С годами городской сад в какой-то степени менял свой облик. В нем что-то ремонтировалось, строилось новое, сажались деревья, по-иному оформлялись цветочные клумбы. Построили кофейную, поставили солнечные часы. На одной из решетчатых чугунных беседок, что стояла близко от входа в сад, была установлена мемориальная доска, где были указаны год создания и имя основателя сада. В 1854—1857 гг. произвели полную реконструкцию всех сооружений сада: исправили мосты через овраги, флигель для садовника, открыли новый танцевальный зал, построили «беседку для музыкантов». У помещения кофейни поставили столика для посетителей, желающих пить чай, кофе. Сделали оригинальную беседку на дереве для продажи вин. В саду появились новые широкие дорожки, старые расширили. Против входа в сад разбили красивый цветник.
Да, сам бассейн чугунного фонтана сохранялся и до революции и после, до войны и после войны; но в 80-х я его уже не застал
«Орловский публичный сад был прекрасен и живописен. Два глубоких, обрамленных деревьями рва врезаются до середины сада от берега Оки и разделяют его на три части». В первой из них, пишет Добрынин, находится «обширный зеленый луг». В средней части разбиты клумбы с цветами, поставлены скамейки, в этой части сада всегда многолюдно, два, три раза в неделю играет духовой оркестр. А над крутым обрывом «красуется беседка, отсюда открывается прекрасный вид на город и вдаль на Московскую дорогу». Документы свидетельствуют, что путешественники того времени считали Орловский публичный сад лучшим среди других садов губернских городов.
Фонтан несколько раз последние 30 лет перестраивали в соответствии с требованиями моды, сейчас он технически очень интересен и современен; вылеты струй осуществляются под музыкальное сопровождение
Не только красота природы привлекала в сад орловцев. Он стал своеобразным культурным центром города. Здесь всегда звучала музыка. Ежедневно летними вечерами играл духовой оркестр постоянно стоявших в Орле военных полков. Звуки оркестра далеко были слышны в тишине городской жизни старого Орла. Документы знакомят нас с именами таких известных военных дирижеров, как Шорф, Филипп, А. Ф. Владимиров.Глазами пожелтевшей и, как кружево, по краям от времени истлевшей афиши на нас смотрит жизнь старого городского сада: «1901 года, 3 мая, в городском саду состоится большое народное гуляние. Средства поступят в фонд Орловского добровольного пожарного общества». Среди концертной программы на афише значится жирным шрифтом: «Выступает семейство гармонистов Гладкова». Фамилия талантливых музыкантов Гладковых была широко известна в г. Орле и за его пределами. В 1911 году под управлением дирижера Гальзбрунера в саду постоянно играл так называемый известный симфонический венский дамский оркестр.
В 1861—1862 годах у входа в городской сад по проекту архитектора Винберга было построено здание орловского театра. Окруженный зеленью театр, как что-то единое, органично слился с садом. Одна его стена с тремя большими окнами и дверью выходила в сад. В теплые дни зрители во время антрактов гуляли в тенистых аллеях. Городскому саду посвятили немало проникновенных строк в своих воспоминаниях, письмах и произведениях многие знаменитые писатели-орловцы, чьи книги большими тиражами выходят и читаются во всем мире. Неоднократно бывая в Орле, И. С. Тургенев всегда посещал городской сад и любил гулять по последней аллее, что над Окой, сидеть на одной из ее скамеек. Такие предания ходили среди орловской молодежи и жителей. Аллею и скамейку в народе называли «тургеневскими».
Навсегда в памяти другого замечательного русского писателя-орловца Н. С. Лескова остались воспоминания о том, как в детстве няня, Марина Борисовна, уводила его гулять в городской сад. «Здесь мы садились над мелководной Окой и глядели, как в ней купались и играли маленькие дети». А спустя много лет в 1893 году Н. С. Лесков в «Орловском вестнике» опубликовал свой рассказ «Тургеневский бережок»: о первой весне нашего: великого писателя Тургенева, о его сне в подвижной колыбели, которую няня часто привозила на последнюю аллею, что над Окой. «Отсюда знаменитое дитя впервые окидывало своими глазами небо и землю». Было бы хорошо, писал в своем рассказе Лесков, поместить здесь памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественникам чувство человеколюбия и прославивший свою Родину доброю славою. С той поры это место жители Орла стали называть «Тургеневским бережком».
Эстрадная площадка, где по вечерам выступают народные коллективы и юные дарования
В книге Е. Брандис «Сила молодая» рассказывается о юных годах писательницы Марко Вовчок (Вилинской Марии Александровны), как «она, Маша, детей иногда уводила подальше в Шредерский городской сад, где на деньги купца-мецената были воздвигнуты чугунные беседки, сооружены солнечные часы и проложены над Окой дорожки. С высокого обрыва открывалась панорама типичного среднерусского города, разделенного на три части изогнутой лентой Оки и впадающим в нее Орликом».17 сентября 1857 года М. Вовчок писала на Украину мужу А. В. Марковичу: «Вчера утром были в саду и в магазинах, где Богдасю очень понравились вол и четверка коней. Четверку мы и домой принесли с собою и по саду возили по городскому, шумели и смеялись».
Имя Анны Петровны Керн овеяно поэтическими строками стихотворения, посвященного ей А. С. Пушкиным. М. И. Глинка на слова стихотворения написал пленительную музыку, создал бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье». А ведь А. П. Керн родилась в г. Орле в 1800 году «в доме губернаторов», стоявшем против городского сада.
Это — спуск вниз к реке Оке и пляжу, мы сюда ещё вернемся... (во второй части)
Великая русская артистка Гликерия Николаевна Федотова родилась в 1846 году в г. Орле. Детство ее до семи лет прошло в бывшей Монастырской слободе. Ее воспоминания детства записаны А. Ляховым, хранятся в музее И. С. Тургенева. В них рассказывается, как маленькая Луша жила в чистеньком, небольшом домике, что стоял на высоком берегу Оки. При домике был садик с кустами сирени и мальвами, а за углом дома, направо, она помнит большую площадь, за ней городской сад, спускающийся .к Оке. Из окна своего домика Луша любила часами смотреть на разлившуюся речку и таинственный, каким ей в те годы казался, городской сад.
Это летний театр, концертный дворец "Юбилейный" . В 80-х и 90-х очень активно функционировал. Помню, что ходили сюда на концерт группы "Машина времени"; эх, "годы летят стрелою..."
Вот как И. Бунин, в свои отроческие годы попавший на празднество в городской сад, описал его: «...меня поразила несметная от тесноты, медленно двигающаяся по главной аллее толпа, пахнувшая пылью и дешевыми духами, меж тем, как в конце аллеи в сияющей цветными шкаликами раковине томно разливался вальсом, рычал и гремел во все свои медные трубы и литавры военный оркестр. Перед раковиной, на площадке бил раскидистый фонтан, орошая водяной пылью, с очаровательным запахом цветы, как я потом узнал, они назывались просто «табак».
Какие-то современные аттракционы...
В тенистых аллеях городского сада в разное время гуляли Т. Н. Грановский, А. Н. Апухтин, Л. Н. Андреев. Вот как 17 марта 1892 года Л. Д. Андреев писал в своем дневнике одной своей орловской знакомой Л. Н. Дмитриевой: «Все-таки в Орел очень хочется, хочется в городском саду погулять, неделю уже до него осталось. Не знаю, есть ли еще где в провинции такое любопытное место, как наш городской сад, он принадлежность только одного Орла. Бывал я в разных городах, но подобного учреждения не встречал. Коротко говоря, сад наш представляется единственным местом, где сосредотачивается Орловская общественная жизнь».
... и вековые дубы
Бывал в городском саду и Л. Н. Толстой, в пору золотой осени — сентябре 1898 года, когда останавливался в «доме губернаторов». В этот период, как известно, он работал над романом «Воскресенье». Писатель изучал условия, в которых содержались заключенные в тюрьме, что стояла в конце и примыкала к городскому саду. Свои наблюдения Лев Николаевич использовал в романе.
Одно историческое время были и свои атрибуты времени, наверное, и девушка с веслом была
Со дня своего открытия городской сад был доступен далеко не каждому. На чванное гуляние в нем, показать свои туалеты, собиралась городская знать, шикарно разодетое дворянство, богатые купцы, чиновники и другая, как раньше говорили, «чистая публика». Посмотреть городской сад приезжали и из других губернских городов. Гости расточали похвалу губернатору. Кто мог из рабочих, мастеровых и простой молодежи пойти погулять в такую украшенную цветами и фонтанами аристократическую часть сада, где с открытым пренебрежением могли смотреть на человека «из черни». На входных воротах сада висела дощечка с унизительной надписью: «Солдатам и собакам вход воспрещен». У входа, тут же у гауптвахты, в будке в черно-белую полоску, сидел солдат с ружьем. У ворот сада стоял страж порядка — усатый городовой. У стен сада возле дома губернатора по булыжной мостовой взад и вперед, четкими соразмеренными шагами неустанно ходил городовой.Такую картину запомнил коренной орловец, замечательный человек, 57 лет проработавший гримером в орловском театре, — Константин Михайлович Крестьянкин.
До сих пор многие орловцы помнят, что задолго до революции в городском саду существовала бесплатная часть сада. Здесь гуляли рабочие, ремесленники и другой простой народ. Есть предположения, высказанные коренными орловцами, что бесплатная часть сада возникла после первой революции 1905 года. Власти города этим хотели задобрить рабочих. Бесплатная часть сада размещалась примерно на 2,5 гектара земельного участка, примыкавшего к зданию бывшей тюрьмы. Одна каменная стена тюремной ограды в эти годы служила забором сада, а вход располагался по ул. Садовой. Второй этаж тюремного корпуса одиночных камер верхними окнами выходил в бесплатную часть сада.
Это павильон в 80-х я застал в функциональном состоянии биллиардной комнаты, были и теннисные столы потом; в 90-х разместили игровые автоматы... Сейчас всё закрыто.
В глубине сада, ближе к обрыву находилась большая сцена, иногда на ней ставили спектакли. В этой части сада было много деревьев, кустарников, стояли лавочки, но сажать цветы здесь не полагалось.С каждым годом городской сад все больше и больше привлекал к себе внимание. Он становился местом встреч, обсуждений. Под видом прогулок, развлечений здесь собиралась демократически настроенная молодежь. Бывали революционеры, чьи имена широко известны в нашей стране: В. К. Родзевич-Белевич, Надежда Смерчинская, известный полярный исследователь В. А. Русанов, организатор первой социал-демократической организации в Орле И. Ф. Дубровинский.Городской сад был свидетелем грозных событий первой революции 1905 года, тогда у его стен жандармами была разогнана демонстрация рабочих и железнодорожников, протестовавших против царского режима.
Ближе к берегу — Тургеневская беседка
Шли годы, рос, менялся и мужал человек-борец за новую свободную жизнь. С интересом читаешь документы, рассказывающие об одном из первых большевистских организаторов партии в Орле, борце за большевизацию солдатских комитетов В. Ф. Шурыгине. В апреле 1917 года он возглавлял орловскую делегацию от солдат к В. И. Ленину. При второй встрече Владимир Ильич спросил Шурыгина: «Какой вопрос ваш орловский местный сейчас больше всего волнует ваших солдат». «Есть у нас один такой вопрос, — смущенно сказал Шурыгин, смущаясь потому, что этот вопрос он считал пустяковым. — Неудобно даже вам о нем говорить, товарищ Ленин». — «Если вопрос волнует массы, он никогда не может быть пустяковым», — серьезно возразил Ленин. После этих слов Шурыгин посмелел и сказал: «Это допуск солдат в городской парк по воскресеньям. Раньше солдатам не разрешали в парк заходить и в будни, теперь в будни разрешено, а по воскресеньям - нет, а в воскресенье в парке играет оркестр и даются представления. Этот вопрос мы не раз ставили на собрании, а меньшевики его всегда проваливали». Владимир Ильич серьезно ответил: «Как приедете в Орел, снова ставьте на собрании вопрос о допуске солдат в городской парк». В, Ф. Шурыгин, в 1917 году принятый в Петрограде в партию, получил мандат на право выступлений от имени военной организации при Петроградском комитете РСДРП, подписанный Лениным. Через много лет Шурыгин в мирные дни написал книгу «Семнадцатая весна» (армейская хроника). Через все главы книги проходит описание городского парка и города Орла.
И "сто" лет назад...
По воспоминаниям заслуженного учителя РСФСР И. Д. Мусатова, инженера Управления главного архитектора города Орла В.М. Невструева, летом 1917 года в городском саду бурлила общественная жизнь. Ежедневно собирались люди всех партий, понятий, взглядов, рабочие, объединившиеся в кружки, солдаты. Стихийно возникали обсуждения, споры, дискуссии, митинги, собрания. Большевистские организаторы горячо разоблачали предательскую политику меньшевиков, эсеров. И сад стал местом классовых столкновений. Здесь встречались идейные противники, готовилось наступление на монархию. Близилась революция.
и тридцать (внутри — я, молодой, маячу)
После свершения Великой Октябрьской социалистической революции народ стал полноправным хозяином своей страны — творцом новой жизни. В его руки перешли заводы, школы, земля, парки, сады. 14 апреля 1918 года в газете «Орловские известия» орловская комиссия по охране памятников старины и искусства обратилась к населению губернии с призывом: «Граждане, берите то, что осталось от ушедших поколений, относитесь бережно к предметам-памятникам старины и искусства, ибо они все принадлежат нам, принадлежат всему народу и будут служить на пользу и просвещение всего народа». Это обращение, безусловно, относилось и к памятнику природы — городскому саду. Горисполком и население сберегли его, только теперь он был открыт для всех, для рабочих, служащих, студентов, интеллигенции, подлинных хозяев города, тех, кто работал на заводах и фабриках. Прекрасный, с тенистыми аллеями городской сад сразу стал излюбленным: местом отдыха трудящихся г. Орла.
Веяния времени — кругом тротуарная плитка
Первые послереволюционные годы для молодой Страны Советов были тяжелыми. Не было возможности заниматься благоустройством сада. Но жил он по-новому. В саду проводились гуляния, по вечерам играл духовой оркестр. Торжественно отмечались праздничные дни, устраивались концерты. Очень модны в то время были сатирические выступления так называемых «синеблузников». В 1918 году в орловском театре гастролировала труппа М. А. Днепрова. Артисты этой труппы Чарская, Ардаров, Транский часто выступали на сцене городского сада перед зрителями. Старожилы-орловцы помнят о том, что летом 1921 рода на сцене летнего открытого театра городского сада часто шла одноактная пьеса одного из первых советских писателей— орловца Александра Германо «В некоем учреждении», разоблачавшая, высмеивающая бюрократов, расхитителей. В эти годы пьеса имела огромный успех, она обошла все сцены Орла, ставилась и в других городах.
А в прошлом веке и по утоптанным дорожка нормально прогуливались
Долгое время городской сад оставался таким, каким он был в прежние годы. С трех сторон его ограждал высокий дощатый забор, подкрашенный в зеленый цвет. Со стороны обрыва над Окой были заросли из кустарников бузины, волчьих ягод, они росли и по склону обрыва. Сохранилось и просуществовало до Великой Отечественной войны двухъярусное открытое здание ресторана, его огораживал невысокий барьер, за ним стояли закусочные столики. Внизу размещалась биллиардная комната с шестью биллиардными столами. В глубине сада, против ресторана, находился зеленый театр. Здание окружали каштаны, они шли в сторону Пролетарской горы. По воспоминаниям старожилов здесь росли и дубы. Долго сохранялась круглая площадка с чугунной вазой фонтана и скульптурами. Сохранились два оврага, заросшие кустарниками и деревьями. Через один из них был проложен мост на каменном фундаменте. Впоследствии этот мост разобрали, построили другой.В 1925 году в городском саду построено большое дощатое здание постоянного цирка, оно размещалось на месте, где теперь стоит киноконцертный зал «Юбилейный». Открытие цирка состоялось 27 мая.
Продолжение следует
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]