Русские, украинцы и белорусы это не один народ. Почему пора прекратить мыслить по-имперски
14.07.2021 15 249 0 +427 vagenleitner

Русские, украинцы и белорусы это не один народ. Почему пора прекратить мыслить по-имперски

---
+427
В закладки
Русские, украинцы и белорусы это не один народ. Почему пора прекратить мыслить по-имперски конечно, этого, народ, понятие, которые, считают, людей, тогда, только, легче, вообще, потом, империи, территории, просто, русский, вообщето, вдруг, через, значит

Русские, украинцы и белорусы это не один народ. Почему пора прекратить мыслить по-имперски конечно, этого, народ, понятие, которые, считают, людей, тогда, только, легче, вообще, потом, империи, территории, просто, русский, вообщето, вдруг, через, значит

Русские, украинцы и белорусы это не один народ. Почему пора прекратить мыслить по-имперски

Русские, украинцы и белорусы это не один народ. Почему пора прекратить мыслить по-имперски конечно, этого, народ, понятие, которые, считают, людей, тогда, только, легче, вообще, потом, империи, территории, просто, русский, вообщето, вдруг, через, значитАВТОРТамара Натановна Эйдельманзаслуженный учитель РФ, историк

У русских, украинцев, белорусов столько общего — история, обычаи, похожие языки. Может быть, это один народ? Предположение, вызвавшее в последние дни бурные споры.

А что это вообще такое-то, что мы привыкли называть «национальностями», а ученые называют этносами?

Если очень-очень-очень упростить те невероятно разнообразные представления о происхождении различных этносов, то их можно свести к трем группам.

Есть примордиалисты — те, кто считают, что какая кровь течет в твоих жилах, тем ты и являешься. Были твои деды и прадеды русскими, и ты русский, в какой бы стране ты ни жил, на каком языке ни говорил. Отсюда страшилки вроде рассказов о том, как удочеренная в грудном возрасте девочка-цыганка, конечно же, когда подросла стала увешивать себя блестящими украшениями, петь, плясать — ну а потом и воровать. Отсюда и представление о том, что даже если еврей крестился, говорит по-немецки и живет так же, как его соседи, он все равно остается евреем и общение с ним пятнает арийскую расу.

Есть инструменталисты — те, кто считают, что этносы придуманы для достижения определенных целей. Прежде всего, конечно, это понятие используют элиты для того, чтобы манипулировать людьми. Если людям объясняют, что мы — русские, а вон там за рекой — они, то тогда ими легче управлять, легче объяснять, что из-за реки придет опасность, легче всех построить и повести к светлому будущему. В этом варианте, конечно, больше резона, чем в рассуждениях об извечной национальной принадлежности.

Близки к инструменталистам конструктивисты, которые считают, что этносы придумали писатели, ученые, политики. Во многих местах Европы в XIX веке интеллигенция вдруг открыла свою этническую принадлежность, о которой, скажем прямо, до этого вообще мало кто задумывался — в основном в течение многих веков определяли-то себя через религию, а не через загадочную нацию. Но вот в конце XVIII века немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер вдруг «открыл» понятие национального духа. Оказывается, что народы-то бывают разными. Не все они — клончики античных греков и римлян, как казалось мыслителям эпохи Просвещения. Нет, у немцев свой национальный дух и своя культура, у французов и итальянцев свои.

Русские, украинцы и белорусы это не один народ. Почему пора прекратить мыслить по-имперски конечно, этого, народ, понятие, которые, считают, людей, тогда, только, легче, вообще, потом, империи, территории, просто, русский, вообщето, вдруг, через, значит

Тут-то немецкие романтики  ( а за ними и французские, и русские) принялись собирать фольклор, записывать народные песни и сочинять похожие ( вспомним «Песни западных славян» Пушкина), записывать сказки, которые до этого считались развлечением детей и крестьянских бабок ( а тут вдруг братья Гримм записали такое, что детям-то и показать страшно). В народном творчестве, на которое до этого интеллектуалы смотрели свысока, стали находить великие основы и скрепы. А как быть, если язык образованного сословия один — например, в Австрийской империи — немецкий, в Османской — турецкий, а твой народ говорит на другом? Появились интеллектуалы, вроде серба Вука Караджича, которые стали разрабатывать литературный язык, формулировать его правила, а потом  и создавать литературу на тех языках, которые до этого казались просто народным наречием.

А вообще-то, есть еще и те, кто просто считают, что свою этническую принадлежность человек определяет сам — считает себя русским, значит русский, считает украинцем, значит украинец. Ну, конечно, если я сейчас объявлю себя представительницей народа майя, это будет странновато, но с другой стороны, если я изучу язык майя, отправлюсь жить в Гватемалу, поселюсь в деревне среди людей майя, погружусь в сохранившиеся обычаи — кто я тогда буду? Кем считать жителей России, уехавших в Америку, и уж тем более их детей и внуков? У меня, честно говоря, все чаще появляется вопрос, а надо ли вообще определять людей через этничность? За последние двести лет это понятие принесло столько горя и бедствий…

В знаменитом романе Курта Воннегута «Колыбель для кошки» появляется женщина, которая по всему миру ищет хужеров — тех, кто, как и она, родился в штате Индиана. Для нее почему-то невероятно важно знать, что «наши хужеры всеми командуют», ну и, конечно же, «нам, хужерам, надо держаться друг дружки». А рассказчик, комментируя ее рассуждения, вспоминает важнейшее понятие, созданное загадочным мудрецом Бокононом, «карасс» — единство людей, у которых есть нечто общее, независимо от происхождения, богатства, занятий. А дальше он замечает:

«То, что Хэзел как одержимая искала хужеров по всему миру— классический пример ложного карасса, кажущегося единства какой-то группы людей, бессмысленного по самой сути, с точки зрения Божьего промысла, классический пример того, что Боконон назвал гранфаллон. Другие примеры гранфаллона — всякие партии, к примеру Дочери американской революции, Всеобщая электрическая компания и Международный орден холостяков — и любая нация в любом месте в любое время.

И Боконон приглашает нас спеть вместе с ним так:

«Что такое гранфаллон? Хочешь ты узнать,

Надо с шарика тогда пленку ободрать!»

Речь, конечно, идет о воздушном шарике… Впрочем, это личное мнение Воннегута. Я с ним согласна, но не настаиваю.

Русские, украинцы и белорусы это не один народ. Почему пора прекратить мыслить по-имперски конечно, этого, народ, понятие, которые, считают, людей, тогда, только, легче, вообще, потом, империи, территории, просто, русский, вообщето, вдруг, через, значит

Но уж во всяком случае совершенно ясно, что немножко смешно ( или грустно) объяснять русским и украинцам ( а заодно и белорусам), что они один народ, потому что когда-то жили на территории Древней Руси, где, вообще-то, обретались еще и скандинавы, и варяги, и половцы, и где люди считали себя сначала полянами или древлянами, а потом теми, кто живет на землях Черниговского или Смоленского князя, а вовсе не русскими, украинцами или белорусами.

На этой территории менялись правители и границы государственных образований, люди осознавали себя совершенно не так, как это происходит сегодня, и когда применительно к средним векам мы говорим о «русских» или «украинцах» — это очень-очень большая условность.

А еще смешнее (или грустнее) использовать слова русский и православный как синонимы. Таким образом за бортом-то оказываюсь не только я грешная, но еще и тысячи старообрядцев, и тысячи неверующих… Российская власть в конце XIX века, во времена столь прославляемого ныне Александр III всеми силами подчеркивала, что Российская империя — православная, только ни к чему хорошему это не привело, а породило вполне понятное озлобление тысяч и тысяч подданных российского царя, которым объясняли, что они люди второго сорта.

В нашей стране все еще бытует загадочное советское слово «национальность», тот самый пресловутый пятый пункт в советских паспортах, который по сути дела обозначал этничность. А вообще-то nationality — это гражданство, и есть граждане России — один народ, куда входят православные и католики, евреи и мусульмане и даже ( о ужас!) атеисты, а есть граждане Украины — и представляете, туда входят те же самые, перечисленные выше категории, но только это не значит, что эти две группы граждан должны сливаться в экстазе на территории призрачной империи, где должны обитать русские-православные люди.

Российская империя рухнула один раз в крови революции и гражданской войны, потом возродилась в советском варианте и снова рухнула в крови пусть локальных, но от этого не менее жестоких войн. На ее обломках возникли государства, в каждом из которых существует своя нация — это не советская национальность, а просто объединение граждан этой конкретной страны, это политическое, а не этническое понятие.

Нравится это нам или нет, но империи больше не существует, стоит, наверное, уже признать этот факт.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]