Искусственный остров вместо авианосца: Можно ли России создать базу у берегов США
08.07.2021 14 168 0 +578 vagenleitner

Искусственный остров вместо авианосца: Можно ли России создать базу у берегов США

---
+578
В закладки
Искусственный остров вместо авианосца: Можно ли России создать базу у берегов США острова, остров, Конвенции, открытом, очень, морских, континентального, шельфа, континентальном, только, Китай, Пекин, которые, часть, также, шельфе, поражения, которое, островом, акватории

Искусственный остров вместо авианосца: Можно ли России создать базу у берегов США острова, остров, Конвенции, открытом, очень, морских, континентального, шельфа, континентальном, только, Китай, Пекин, которые, часть, также, шельфе, поражения, которое, островом, акватории

После распада СССР наша страна сдала очень многие свои позиции за рубежом, добровольно уйдя из Кубы и Вьетнама. Попытка открыть скромный пункт материально-технического обслуживания на Красном море в Порт-Судане для нужд ВМФ РФ обернулась неприятной неудачей. Демонстративный визит стратегических бомбардировщиков Ту-160 «Белый лебедь» в дружественную Венесуэлу в итоге закончился там скандалом, поскольку Каракас является членом Договора о запрещении распространения ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне, и потому прием самолетов, снаряженных ЯО, для него запрещен. Разговоры о возможности открытия новой базы для российских подлодок на Кубе пока так разговорами и остались. Неужели мы сами для себя заколотили все пути к тому, чтобы создать болевую точку в южном подбрюшье США? Давайте обратимся к опыту «китайских товарищей», где при желании можно усмотреть некую подсказку. Сразу оговоримся, что дальнейшие рассуждения носят чисто теоретический характер и не являются призывами к немедленным активным действиям. Итак, что же там такого интересного учудил Китай? Как известно, Пекин имеет территориальные споры практически со всеми своими соседями. В частности, его геополитические амбиции распространяются на Южно-Китайское море, где он претендует на 90% его акватории. Такой интерес обусловлен наличием больших запасов углеводородного сырья в его континентальном шельфе, а также стратегическим значением моря, через которое идет большая часть внешней торговли КНР. Проблема заключается в том, что на те же территории претендуют и другие страны – Тайвань, Филиппины, Малайзия, Бруней и Вьетнам. А еще тут сильны позиции США, которые держат в регионе свой Седьмой флот. Чтобы избежать угрозы морской блокады со стороны американцев и их союзников, Китай ударными темпами строит свой собственный авианосный флот. Однако это не единственный инструмент, при помощи которого Пекин укрепляет свои претензии на Южно-Китайское море, о чем и хотелось бы отдельно поговорить. Вся спорная акватория усеяна маленькими островками, рифами и песчаными косами. Китайцы уже несколько лет возводят на их основе свои собственные искусственные насыпные острова. Это вызывает у всех соседей Поднебесной огромное напряжение, и вот почему. Конвенция ООН 1982 года дает следующее определение острова: Остров – естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе. Также в документе упоминаются «искусственно сооруженные в море конструкции», но однозначного определения «искусственного острова» нет. Различные варианты определения этого явления пытается дать юридическая наука, и вот один из вариантов: Искусственный остров (или Антропогенный остров) – стационарное гидротехническое сооружение на открытой водной акватории (в морях, озёрах, реках), подобные острова создаются человеком, а не природой. Однако в Конвенции установлено, что территориальное море, континентальный шельф и иные морские пространства могут быть только у естественных островов. Это сделано во избежание возможных злоупотреблений с перекраиванием морских границ. И что же тогда делает Китай? А тот действует одновременно по двум направлениям. Во-первых, не всякая торчащая из воды скала или риф считаются островом. Вот что об этом говорит часть 3 статьи 121 Конвенции по морскому праву: Скалы, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа. Вопрос очень серьезный, поскольку из-за спора о том, является остров Змеиный островом или все же скалой, между собой судились, например, Украина и Румыния, пытаясь поделить в свою пользу ресурсы континентального шельфа Черного моря. Иначе говоря, для признания острова остовом нужно наличие на нем некой развитой инфраструктуры для жизни человека и управляющей администрации. В Южно-Китайском море вот уже который год специализированные суда КНР насыпают грунт на небольшие рифы, увеличивая их площадь. А после спорные рифы фактически превращаются в острова за счет строительства на них инфраструктуры. Так, например, на искусственном острове Юншу (Fiery Cross Reef) в короткие сроки появилась взлетно-посадочная полоса длиной до 3 километров. Китайские власти утверждают, что ВПП будет использована для нужд как гражданской, так и военной авиации. Если Пекин сможет юридически доказать превращение рифов в острова, их владелец расширит свои территориальные воды и прилегающий к ним континентальный шельф. Правда, в Гааге на эту инициативу посмотрели с большим неодобрением, не признав претензий КНР на новые острова, но китайцы чихать хотели на мнение европейцев. Во-вторых, как уже было упомянуто, НОАК без стеснения использует насыпные острова для военных нужд. Это не только удобный «непотопляемый авианосец» в Южно-Китайском море, но и настоящий укрепрайон. Китайцы разместили на искусственных островах Чжуби, Мэйцзи и Юншу противокорабельные ракетные комплексы YJ-12B с дальностью поражения надводных целей до 295 морских миль и противовоздушные ракеты HQ-9B с дальностью поражения до 160 морских миль. Вот так. Действительно, очень интересный опыт, но можем ли мы попытаться извлечь из него что-то полезное для себя? В целом, да. В соответствии со статьей 16 ФЗ «О континентальном шельфе» и нормами Конвенции ООН от 1982 года, «создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений на континентальном шельфе могут осуществляться для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Например, где-нибудь в Арктике для защиты Севморпути. Но что, если для нужд Минобороны РФ понадобится создать насыпной остров вне нашего континентального шельфа, в открытом море? Это самое интересное. Дело в том, что в международном праве имеется большой пробел, практически никак не регулирующий правовой статус искусственного острова в открытом море. В статье 147 Конвенции 1982 года говорится только про некие «установки, используемые для осуществления деятельности в Районе», которые островами не являются, должны иметь исключительно мирные цели и не препятствовать мореходству. Но про искусственные острова там вообще ничего не сказано. Де-юре это означает отсутствие прямого запрета на то, чтобы попробовать насыпать вокруг ничейной скалы в океане новый искусственный остров. Например, где-нибудь в Карибском бассейне, в Средиземном или Красном море, на Тихом или Индийском океане, или еще где. А после устроить там пункт материально-технического обслуживания для кораблей и субмарин, прикрыть их комплексами ПВО и противокорабельными ракетами, а также возвести взлетно-посадочную полосу, способную принимать стратегические ракетоносцы. Самое интересное, что в открытом море на это даже не надо ни у кого разрешения спрашивать. Правда, не исключено, что подобный шаг может впоследствии привести к открытию ящика Пандоры.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]