Кто был музой, приемным ребенком и женой русского портретиста Ореста Кипренского
05.07.2021 18 626 0 +570 alekcbalma

Кто был музой, приемным ребенком и женой русского портретиста Ореста Кипренского

---
+570
В закладки
Орест Кипренский — значимое имя в мире изобразительного искусства. Каждый из нас видел знаменитый портрет Пушкина, но не все видели «Девочку в маковом венке». Очаровательный ребенок вполоборота смотрит на тебя своими круглыми глазами и держит в руке гвоздику. Кто эта девочка? Анна-Мария Фалькуччи, или вкратце Мариуччи. Она же муза, маленькая натурщица, приемный ребенок и жена художника.

Кто был музой, приемным ребенком и женой русского портретиста Ореста Кипренского Орест, Мариуччи, Кипренский, shared, InstagramA, девочки, Кипренского, художника, Поэтому, Италию, людей, ребенок, натурщица, скандал, якобы, Приюте, ребенку, России, работу, власти© Depositphotos
Орест Кипренский

Детство и карьера

Орест Кипренский родился в 1782 году. Будучи внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова, был записан на чужих людей, а уже в возрасте 6 лет был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств. Орест был очень талантливым человеком. Благодаря своим успехам в написании портретов в 1812 году получил звание академика.

Достигнув определенного статуса и получив материальную помощь от императрицы Елизаветы, Орест отправился в Италию, где начал активную работу. Мариуччи Орест встретил случайно, когда искал натурщицу для своей картины «Анакреонова гробница» (картина так и не была закончена, но остался эскиз, на котором ясно видно предполагаемое место для ребенка).

View this post on Instagram

A post shared by ❤️🇬🇧 (@saveleva_mariia)

Орест Кипренский и Мариуччи

За время работы Орест очень привязался к ребенку. Попутно он узнал, что мать девочки была «поведения подозрительного». Что она слыла распутной женщиной и растила Мариуччу в бедности и без должного ухода. Осознавая перспективы девочки с подобным родителем Орест решил взять ее под свою опеку.

Ему удалось договориться с матерью Мариуччи о ежемесячных выплатах в обмен на опеку, но родительнице этого было мало. Вскоре Кипренского шантажировали все, кому не лень: от родственников до приятелей женщины. Помимо этого девочку забирали, вынуждали выкупать ее снова, а Оресту ничего не оставалось кроме как перезаключить договор уже в письменной форме.

View this post on Instagram

A post shared by Музей Копорская Крепость (@museum_koporskaya_krepost)

Скандал, откликающийся и по сей день

Затем случается то, что до сих пор остается неясным, но до сих пор будоражит воображение людей. Была найдена якобы натурщица Кипренского, а через несколько дней в больнице на небо отправляется его слуга при не до конца выясненных обстоятельствах. Жуткие детали событий и слухи привели к мнению многих людей, что злодеем является сам Кипренский.

Есть мнение, что той девушкой была сама мать Мариуччи, что якобы у нее с Кипренским был роман. Но эта версия опровергается наличием писем и дальнейшими событиями. Федор Иордан в своих мемуарах более всех описывал в мрачных цветах эту историю. Что вся Европа от Италии до России отвернулись от Кипренского, что он не мог выйти на улицу, так как местные мальчишки бросались в него камнями.

View this post on Instagram

A post shared by Россия – моя история (@myhistory.ptg)

Но стоит подчеркнуть, что впечатлительный Иордан свидетелем данных событий не был, а их описание он запечатлел на страницах мемуаров спустя 40 лет, уже будучи пожилым человеком. Также он был уличен биографами в значительных неточностях жизнеописания другого именитого художника, Карла Брюллова. Поэтому надежным рассказчиком Иордана считать не стоит.

На деле же всё было не настолько плачевно. Фигура Ореста-злодея у его товарищей просто не укладывалась в голове. После скандала художника продолжили принимать и патронировать, но Италию он всё же вынужден был покинуть.

View this post on Instagram

A post shared by Искусство 🖼️ Живопись (@a.r.t.220)

Обстоятельства и временное прощание с Мариуччи

Забрать ребенка с собой Орест не мог, так как содержать Мариуччи в России он не был в состоянии. Да и власти не разрешили бы. Поэтому он решил оставить Мариуччи при монастыре близ тосканского города Ареццо. Но и здесь вмешалась мать девочки. Она устроила скандал и требовала вернуть ее обратно. В итоге в ситуацию вмешались власти. Девочку забрали в Приют для неприкаянных (при этом не разглашая названия заведения и в ближайшем будущем скрывая имя девочки в журналах) подальше от матери и от Ореста.

Кипренский вернулся в Россию, где продолжил работу, но никогда не забывал о Мариуччи. Он и его друзья пытались найти девочку, но в Приюте она была записана как «Мария Фалькетти из Рима» вплоть до 1828 года. Поэтому поиски увенчались успехом уже много позже.

View this post on Instagram

A post shared by Рамил Мамедов (@ramil_yagub)

Долгожданная встреча

Когда Орест Кипренский всё же нашел деньги на путешествие в Италию, первым делом отправился к Мариуччи. Это был уже не ребенок, а прекрасная девушка 17 лет, чье будущее грозило ей до конца жизни оставаться в Приюте. Видимо, уже тогда Орест сделал ей предложение, и Мариуччи приняла его. Последующие годы Кипренский посвятил себя работе для обеспечения будущей семьи. Помимо финансового вопроса он принял католичество для официального разрешения на брак.

Спустя годы и множество формальностей Орест Кипренский и Анна-Мария Фалькуччи обвенчались. На тот момент ей было 25, а ему 54.

Брак молодоженов продлился всего 3 месяца. Орест Кипренский простудился и покинул наш бренный мир. А спустя 6 месяцев Мариуччи родила ему дочь Клотильду. Молодая вдова продала имеющиеся картины мужа, получала какое-то время пенсию, а затем снова вышла замуж. Тогда ее связь с художественным миром оборвалась окончательно.

View this post on Instagram

A post shared by Paolo (@paolo_lario)

Существуют описания, где Мариуччи и Орест постоянно ссорились, а последний так вообще пристрастился к бутылке. Верить ли этим слухам, когда даже его современники не верили, вопрос.

Итог

Кто-то может сказать, что интерес художника к ребенку подозрителен. Что сама ситуация и скандал наводят на подозрения. Но вот что точно известно: репутация подобна снегу. Очень легко запятнать ее, а очистить — невозможно. Таким примером можно назвать великого русского портретиста Ореста Кипренского.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]