Карманные календари: метаморфозы и курьезы
---
Оригинал взят у sazikov в Карманные календари: метаморфозы и курьезы
Неизменными атрибутами рабочего стола каждого уважающего себя номенклатурщика и бюрократа 1960–80-х годов были полная карандашница остро заточенных карандашей и неизменный перекидной календарь. Календарей, помогавших в кабинетной работе, могло быть и больше: табель-календарь под стеклом на столе, календарь-плакат на стене и, наконец, мини-календарик в кармане.
Пожалуй, самым популярным из них, причем не только между конторскими служащими, был именно карманный календарь. Календарик — так ласково называли эту самую маленькую, из всей семьи календарей, табличку с перечнем календарных дней.
Карманный календарь приглянулся не только удобным размером, но и оригинальностью оформления. Поэтому календари дарили, их собирали и обменивались ими как сувенирами, их вручали и в качестве «презента от фирмы».
«Фирмы», точнее для того времени сказать учреждения или организации, заказывая в печати карманные календари, в первую очередь преследовали цель обеспечить своих сотрудников необходимым для работы оборудованием. Поэтому оформление календаря было простым и даже не в меру аскетичным, но обязательно включало в себя символику и название предприятия. Видимо простота оформления была необходимым шагом, чтобы не вводить работников в соблазн растащить все календари по домам на сувениры.
Примером такого оформления могут служить календарь НИИ «Цемент» или целая серия календарей изданных в течение нескольких лет В/О «Изотоп».
Но были серии календарей, которые выпускались не только для работы в конторах, а предназначались именно в качестве сувениров. Самые распространенные среди них сувенирные карманные календари трех наших пассажирских флотов: Морфлота, Речфлота и Аэрофлота. Примечательно, что они не только раздавались пассажирам (среди которых было немало иностранцев и естественно, в первую очередь календари-сувениры предназначались для них), но и поступали в розничную торговлю сети Союзпечать.
Так было с календарем, запечатлевшим один из замечательных уголков Крыма, на фоне которого сияет надпись золотым тиснением: Лавандовое масло. И тут же крепилась небольшая пробирка с эфирным маслом. Любопытно, что в продажу календарик поступил только в канун 8 марта.
Для карманного календаря в 60-70 годы характерен размер 6х9 см, но встречались и привычные теперь размеры — 7х10 см (а иногда даже 8х11 см). Печатались они в основном на плотной бумаге, реже на картоне, без дополнительного защитного покрытия. Поэтому под конец года (при активном использовании) календарик имел довольно потрепанный вид.
Карманные календарики ламинированные с 2-х сторон на протяжении 70-х годов были чрезвычайной редкостью и делались опять же по заказу организаций связанных с экспортом («Licensintorg with compliments» 1974), однако в 80-е годы ламинированные, хотя и тонкой пленкой, календари встречаются гораздо чаще.
В то же время календари заговорили множеством голосов, и на протяжении 70–80-х годов они советовали, поучали и настаивали. Хотите что-то почитать, пожалуйста — «в филателистической литературе много интересной и полезной информации». Написали письмо, хорошо, лишь проверьте индекс, ведь «скорость доставки письма, поверьте, зависит от индекса на конверте». Вы еще не в курсе? «Жакет из искусственного меха с шерстяной юбкой — новый вид одежды». «Такси — удобно, быстро!», но если садитесь за руль своего собственного автомобиля, то в случае чего «пользуйтесь услугами станций технического обслуживания!». При этом обязательно «выполняйте указания дорожных знаков», потому как автоинспекция начеку. И это красноречиво подтверждает фотография, размещенная прямо над этим предписанием.
Но если такие «разговорчивые» календарики можно было приобрести за 3 копейки, то существовали карманные календари на несколько порядков дороже. Выглядели они великолепно! Рельефный пластик позволял, изменяя угол наклона, увидеть на одной плоскости попеременно два разных изображения. Это могли быть герои мультфильмов или популярные цирковые клоуны. Такие календари являлись и оригинальной игрушкой, и рекламой, а стоили — 40 копеек штука. Выпускали такие необыкновенные календари Бюро пропаганды советского киноискусства и Союзгосцирка. Вместе с тем, существовали календари со стереоскопическим эффектом. Карманный календарь Внешпосылторга (1969 год, на обороте: «Экспорт товаров по индивидуальным заказам. СССР. Москва») имел вид весьма представительный. Заметно, что трудились над ним усердно, чтобы не было за державу обидно, подарив такой памятный сувенир иностранным деловым партнерам.
Календари со «стереофото» выпускали и после, например, к Олимпийским играм в Москве 1980 года был выпущен календарь-программа спортивных соревнований с олимпийским медвежонком «Мишей» на фоне панорамы Москвы. Календарная сетка его была невелика, всего-навсего чуть больше двух недель, и отражала лишь тот короткий отрезок времени, в которое проходили игры, с указанием в какие дни проводились состязания по тем или иным видам спорта.
Конец 70-х – начало 80-х годов, карманные календари вовсю рекламируют одежду, обувь, бытовую технику, парфюмерию, а параллельно гостиницы, музеи и т.д. Особенно умилительна реклама на карманном календаре 1980 года минского дома-музея I съезда РСДРП.
Вполне заслуживают внимания карманные календари с рекламой Государственного страхования РСФСР. Они выпускались издательством МПКТР Росторгрекламы колоссальными тиражами. Например, в 1982 году — 4 млн., а в 1987 году — несколько видов по 10 млн. экземпляров каждый! Далее эстафету перенимает другое издательство «Финансы и статистика», но оборотов не снижает и тиражи остаются на том же уровне. И это было оправдано спецификой работы с клиентами Госстраха.
Как проводилась работа с населением можно легко представить, если вспомнить сюжет снятой в 60-е годы, и не утратившей своей популярности по сей день, кинокомедии «Берегись автомобиля». Главный герой фильма Юрий Деточкин — похититель машин, по-своему восстанавливающий социальную справедливость. Он угонял автомобили у несознательных советских граждан — воров и спекулянтов, а вырученные деньги переводил на счета детских домов.
Но занимался Деточкин этим в свободное от работы время, а служил он, как известно, агентом в Госстрахе в обязанности которого входило оформление страховых документов с выездом на дом. Пользуясь своим служебным положением, он имел возможность получать информацию об интересующих его личностях и принадлежащем им автотранспорте. Но это «остросюжетный детектив», а в жизни по квартирам законопослушных граждан ходили такие же законопослушные и проверенные агенты, честно исполнявшие свои обязанности, не превышая данных им полномочий. Они-то и оставляли на память о своем визите календарик. Чаще всего на нем был простой пейзаж среднерусской полосы с обязательным значком Госстраха. Были и календари с надписью о том или ином виде страхования и незамысловатой фотопостановкой на заданную тему.
Несмотря на то, что кроме названия никакой иной информации на календарях не было, их раздавали населению не беспокоясь о том, как найдет потенциальный клиент нужную ему страховую компанию. Ведь Госстрах был монополистом и в любой справочной давали только его координаты и телефоны.
Но прошло время и в 1990-х годах появляется множество частных и акционерных компаний, которые используют календарь практически как визитку, где помимо календарной таблицы имеется вся подробнейшая информация об услугах предоставляемых фирмой и контактные телефоны. Возможно, объясняется это тем, что стоимость изготовления карманных календарей, при средних тиражах (порядка 5000 экземпляров) может быть намного ниже стоимости визиток.
Еще характерной деталью 90-х является выбор тематики для художественного оформления рекламных календарей. Чаще всего появляются на них виды природы, кошечки и собачки, не имеющие ни малейшего отношения к рекламируемой фирме (за редкими исключениями, когда рекламировался питомник по разведению породистых котят и щенков, а также фирма по продаже товаров для домашних животных).
Так можно было обнаружить на календаре лошадиную голову с удивленными глазами, а удивлялась лошадка видимо подписи поставленной под ее фотопортретом, гласившей: «телевизоры Юность». Даже Аэрофлот поддался этому повальному увлечению и в этот период выпустил серию карманных календарей с рыбками и птичками.
Середина 90-х годов, но еще встречается выпуск календарей для внутреннего пользования. Так по заказу руководства ЗИЛа в 1995 году выпущен календарик тиражом в 60 тысяч экземпляров. С одной стороны довольно беззаботная картинка с почти игрушечными машинками на лоне природы, но с другой стороны помимо пестреющей многочисленными выходными днями календарной таблицы настораживающая предупредительная надпись: «Отработка недостающих часов до фонда рабочего времени по календарю РФ может быть объявлена приказом по АМО ЗИЛ». Хотя десять лет назад в 1985 году надпись на аналогичном календаре внизу была более оптимистичной: «Работникам, имеющим продолжительность рабочего дня 7 час. 40 мин., время работы накануне очередного отпуска сокращается на 4 час. 20 мин.; время работы 7 марта, 8 мая и 6 ноября сокращается на 1 час».
Календарь, что бы хоть как-то задержаться в кармане потенциального клиента-покупателя использует весь арсенал полезной информации: и, собственно, календарная сетка, и схема метрополитена, и сообщение о скидках, и даже метрическая линейка. Кстати, линейка встречалась и раньше, например, на календарике Аэрофлота 1966 года, здесь с одной стороны можно отмерять сантиметры, а с другой — дюймы.
Для удобства использования и придания карманному календарю завершенного вида его углы закругляют, но встречались календари, которые предлагали владельцам сделать это своими руками. Этакий календарь-«сделай сам» снабженный пунктирными линиями срезов по углам и инструкциями: «вырежьте по линии на счастье».
Народная любовь к карманному календарю не утихла и до сих пор, особенно если предлагают его задаром. Поэтому карманные календари хорошо идут и на промоушн-акциях, и для продвижения FMCG-товаров (продукты, одежда, алкоголь, косметика и др.). А для участия в выставках фирмы заказывают календари тиражом в 5 тыс. экземпляров и более, но все же это не 10-ти миллионные тиражи как бывало раньше.
Казалось бы, технических возможностей стало гораздо больше — фи-гурная вырубка, тиснение цветной фольгой, разнообразные технологии печати, покрытие глянцевым или матовым ламинатом, УФ-лакирование, нестандартное оформление календарной сетки и т.д. Много внимания уделяется и дизайну карманного календаря. Но на деле существенного прорыва в этой сфере не ощущается до сих пор. Либо карманный календарь считается чем-то сопутствующим и не заслуживающим особого внимания, либо у него еще все впереди. Ведь подумать только, целый год карманный календарь будет напоминать о фирме, которая его подарила!
Татьяна Виноградова
Неизменными атрибутами рабочего стола каждого уважающего себя номенклатурщика и бюрократа 1960–80-х годов были полная карандашница остро заточенных карандашей и неизменный перекидной календарь. Календарей, помогавших в кабинетной работе, могло быть и больше: табель-календарь под стеклом на столе, календарь-плакат на стене и, наконец, мини-календарик в кармане.
Пожалуй, самым популярным из них, причем не только между конторскими служащими, был именно карманный календарь. Календарик — так ласково называли эту самую маленькую, из всей семьи календарей, табличку с перечнем календарных дней.
Карманный календарь приглянулся не только удобным размером, но и оригинальностью оформления. Поэтому календари дарили, их собирали и обменивались ими как сувенирами, их вручали и в качестве «презента от фирмы».
«Фирмы», точнее для того времени сказать учреждения или организации, заказывая в печати карманные календари, в первую очередь преследовали цель обеспечить своих сотрудников необходимым для работы оборудованием. Поэтому оформление календаря было простым и даже не в меру аскетичным, но обязательно включало в себя символику и название предприятия. Видимо простота оформления была необходимым шагом, чтобы не вводить работников в соблазн растащить все календари по домам на сувениры.
Примером такого оформления могут служить календарь НИИ «Цемент» или целая серия календарей изданных в течение нескольких лет В/О «Изотоп».
Но были серии календарей, которые выпускались не только для работы в конторах, а предназначались именно в качестве сувениров. Самые распространенные среди них сувенирные карманные календари трех наших пассажирских флотов: Морфлота, Речфлота и Аэрофлота. Примечательно, что они не только раздавались пассажирам (среди которых было немало иностранцев и естественно, в первую очередь календари-сувениры предназначались для них), но и поступали в розничную торговлю сети Союзпечать.
Так было с календарем, запечатлевшим один из замечательных уголков Крыма, на фоне которого сияет надпись золотым тиснением: Лавандовое масло. И тут же крепилась небольшая пробирка с эфирным маслом. Любопытно, что в продажу календарик поступил только в канун 8 марта.
Для карманного календаря в 60-70 годы характерен размер 6х9 см, но встречались и привычные теперь размеры — 7х10 см (а иногда даже 8х11 см). Печатались они в основном на плотной бумаге, реже на картоне, без дополнительного защитного покрытия. Поэтому под конец года (при активном использовании) календарик имел довольно потрепанный вид.
Карманные календарики ламинированные с 2-х сторон на протяжении 70-х годов были чрезвычайной редкостью и делались опять же по заказу организаций связанных с экспортом («Licensintorg with compliments» 1974), однако в 80-е годы ламинированные, хотя и тонкой пленкой, календари встречаются гораздо чаще.
В то же время календари заговорили множеством голосов, и на протяжении 70–80-х годов они советовали, поучали и настаивали. Хотите что-то почитать, пожалуйста — «в филателистической литературе много интересной и полезной информации». Написали письмо, хорошо, лишь проверьте индекс, ведь «скорость доставки письма, поверьте, зависит от индекса на конверте». Вы еще не в курсе? «Жакет из искусственного меха с шерстяной юбкой — новый вид одежды». «Такси — удобно, быстро!», но если садитесь за руль своего собственного автомобиля, то в случае чего «пользуйтесь услугами станций технического обслуживания!». При этом обязательно «выполняйте указания дорожных знаков», потому как автоинспекция начеку. И это красноречиво подтверждает фотография, размещенная прямо над этим предписанием.
Но если такие «разговорчивые» календарики можно было приобрести за 3 копейки, то существовали карманные календари на несколько порядков дороже. Выглядели они великолепно! Рельефный пластик позволял, изменяя угол наклона, увидеть на одной плоскости попеременно два разных изображения. Это могли быть герои мультфильмов или популярные цирковые клоуны. Такие календари являлись и оригинальной игрушкой, и рекламой, а стоили — 40 копеек штука. Выпускали такие необыкновенные календари Бюро пропаганды советского киноискусства и Союзгосцирка. Вместе с тем, существовали календари со стереоскопическим эффектом. Карманный календарь Внешпосылторга (1969 год, на обороте: «Экспорт товаров по индивидуальным заказам. СССР. Москва») имел вид весьма представительный. Заметно, что трудились над ним усердно, чтобы не было за державу обидно, подарив такой памятный сувенир иностранным деловым партнерам.
Календари со «стереофото» выпускали и после, например, к Олимпийским играм в Москве 1980 года был выпущен календарь-программа спортивных соревнований с олимпийским медвежонком «Мишей» на фоне панорамы Москвы. Календарная сетка его была невелика, всего-навсего чуть больше двух недель, и отражала лишь тот короткий отрезок времени, в которое проходили игры, с указанием в какие дни проводились состязания по тем или иным видам спорта.
Конец 70-х – начало 80-х годов, карманные календари вовсю рекламируют одежду, обувь, бытовую технику, парфюмерию, а параллельно гостиницы, музеи и т.д. Особенно умилительна реклама на карманном календаре 1980 года минского дома-музея I съезда РСДРП.
Вполне заслуживают внимания карманные календари с рекламой Государственного страхования РСФСР. Они выпускались издательством МПКТР Росторгрекламы колоссальными тиражами. Например, в 1982 году — 4 млн., а в 1987 году — несколько видов по 10 млн. экземпляров каждый! Далее эстафету перенимает другое издательство «Финансы и статистика», но оборотов не снижает и тиражи остаются на том же уровне. И это было оправдано спецификой работы с клиентами Госстраха.
Как проводилась работа с населением можно легко представить, если вспомнить сюжет снятой в 60-е годы, и не утратившей своей популярности по сей день, кинокомедии «Берегись автомобиля». Главный герой фильма Юрий Деточкин — похититель машин, по-своему восстанавливающий социальную справедливость. Он угонял автомобили у несознательных советских граждан — воров и спекулянтов, а вырученные деньги переводил на счета детских домов.
Но занимался Деточкин этим в свободное от работы время, а служил он, как известно, агентом в Госстрахе в обязанности которого входило оформление страховых документов с выездом на дом. Пользуясь своим служебным положением, он имел возможность получать информацию об интересующих его личностях и принадлежащем им автотранспорте. Но это «остросюжетный детектив», а в жизни по квартирам законопослушных граждан ходили такие же законопослушные и проверенные агенты, честно исполнявшие свои обязанности, не превышая данных им полномочий. Они-то и оставляли на память о своем визите календарик. Чаще всего на нем был простой пейзаж среднерусской полосы с обязательным значком Госстраха. Были и календари с надписью о том или ином виде страхования и незамысловатой фотопостановкой на заданную тему.
Несмотря на то, что кроме названия никакой иной информации на календарях не было, их раздавали населению не беспокоясь о том, как найдет потенциальный клиент нужную ему страховую компанию. Ведь Госстрах был монополистом и в любой справочной давали только его координаты и телефоны.
Но прошло время и в 1990-х годах появляется множество частных и акционерных компаний, которые используют календарь практически как визитку, где помимо календарной таблицы имеется вся подробнейшая информация об услугах предоставляемых фирмой и контактные телефоны. Возможно, объясняется это тем, что стоимость изготовления карманных календарей, при средних тиражах (порядка 5000 экземпляров) может быть намного ниже стоимости визиток.
Еще характерной деталью 90-х является выбор тематики для художественного оформления рекламных календарей. Чаще всего появляются на них виды природы, кошечки и собачки, не имеющие ни малейшего отношения к рекламируемой фирме (за редкими исключениями, когда рекламировался питомник по разведению породистых котят и щенков, а также фирма по продаже товаров для домашних животных).
Так можно было обнаружить на календаре лошадиную голову с удивленными глазами, а удивлялась лошадка видимо подписи поставленной под ее фотопортретом, гласившей: «телевизоры Юность». Даже Аэрофлот поддался этому повальному увлечению и в этот период выпустил серию карманных календарей с рыбками и птичками.
Середина 90-х годов, но еще встречается выпуск календарей для внутреннего пользования. Так по заказу руководства ЗИЛа в 1995 году выпущен календарик тиражом в 60 тысяч экземпляров. С одной стороны довольно беззаботная картинка с почти игрушечными машинками на лоне природы, но с другой стороны помимо пестреющей многочисленными выходными днями календарной таблицы настораживающая предупредительная надпись: «Отработка недостающих часов до фонда рабочего времени по календарю РФ может быть объявлена приказом по АМО ЗИЛ». Хотя десять лет назад в 1985 году надпись на аналогичном календаре внизу была более оптимистичной: «Работникам, имеющим продолжительность рабочего дня 7 час. 40 мин., время работы накануне очередного отпуска сокращается на 4 час. 20 мин.; время работы 7 марта, 8 мая и 6 ноября сокращается на 1 час».
Календарь, что бы хоть как-то задержаться в кармане потенциального клиента-покупателя использует весь арсенал полезной информации: и, собственно, календарная сетка, и схема метрополитена, и сообщение о скидках, и даже метрическая линейка. Кстати, линейка встречалась и раньше, например, на календарике Аэрофлота 1966 года, здесь с одной стороны можно отмерять сантиметры, а с другой — дюймы.
Для удобства использования и придания карманному календарю завершенного вида его углы закругляют, но встречались календари, которые предлагали владельцам сделать это своими руками. Этакий календарь-«сделай сам» снабженный пунктирными линиями срезов по углам и инструкциями: «вырежьте по линии на счастье».
Народная любовь к карманному календарю не утихла и до сих пор, особенно если предлагают его задаром. Поэтому карманные календари хорошо идут и на промоушн-акциях, и для продвижения FMCG-товаров (продукты, одежда, алкоголь, косметика и др.). А для участия в выставках фирмы заказывают календари тиражом в 5 тыс. экземпляров и более, но все же это не 10-ти миллионные тиражи как бывало раньше.
Казалось бы, технических возможностей стало гораздо больше — фи-гурная вырубка, тиснение цветной фольгой, разнообразные технологии печати, покрытие глянцевым или матовым ламинатом, УФ-лакирование, нестандартное оформление календарной сетки и т.д. Много внимания уделяется и дизайну карманного календаря. Но на деле существенного прорыва в этой сфере не ощущается до сих пор. Либо карманный календарь считается чем-то сопутствующим и не заслуживающим особого внимания, либо у него еще все впереди. Ведь подумать только, целый год карманный календарь будет напоминать о фирме, которая его подарила!
Татьяна Виноградова
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]