Забытые легенды: «Победа-Спорт»
---
Это вам не какой-то хот-род или тачка для хипстеров. Это забытая легенда кольцевых гонок, родом из СССР
Летом 1946 года во время заездов на скорость близ города Горький 485-сильный 16-цилиндровый болид Auto-Union, вывезенный из Германии, потерял устойчивость и на полном ходу влетел в зрителей. Попытка получить свою порцию «зрелищ» обошлась людям большой кровью, оргвыводами и затем — запретом на использование всякой иностранной техники в соревнованиях любого уровня.
Такая, ставшая классической в наши дни, мера сначала поспособствовала высокой внутрисоюзной конкуренции, но затем привела к столь же ожидаемой долгой и бесславной изоляции всего советского автоспорта. Но на первую же фазу — фазу подъёма — пришлась славная и знаменательная семилетка отдельного зачёта, почёта и пьедесталов для гонщиков на наших автомобилях «Победа»
Автоспорт в СССР набирал популярность в рамках норм готовности к труду и обороне и создавалася по военным лекалам. Марш-броски на 300, 500 и даже 1000 км понятие «экипаж» как ячейка спортобщества, танковые шлемы на головах сорвиголов и расчёты на водителя и механика, как в бронемашине, а не на пилота и штурмана, как в авиации или ралли — все это говорило про то, откуда идут «ноги».
А настоящей кузницей побед в спорте и «Побед» в цеху была команда «Торпедо» Горьковского автозавода.
Экспериментальным путём они пришли к выводу, что снижение массы автомобиля снимает массу проблем при разгоне, а дальше все решает аэродинамика (не зря же именно торпедовцы разбирали и собирали по винтику тот трофейный Auto-Union). А 50-го по 56-й год на ГАЗе были построены всего четыре «родные» заводские «Победы» с двухместными спортивными кузовами, получившие в прессе и обиходе название «Победа-Спорт».
Основную конкуренцию им составляли «дворяне» — кустарные спорткары от бесчисленных и безымянных таксопарков, автобаз и ведомственных автоклубов. Почти ежегодно менялись правила гонок, менялись все детали, начиная кубатурой двигателей и кончая формой кузовов,паралельно опробовалось множество смелых и экзотических решений.
Но в основе этих болидов всегда оставалось архаичное и вместе с тем очень прочное шасси серийной машины. Именно оно позволяло автомобилю нестись по разбитой дороге со скоростью до 170 км/ч на всем советском — бензине, маслах и расслаивающихся от перегрева шинах.
На их фоне спортивная «Победа» быстро подошла к пику формы. Это был предельно лёгкий бездверный родстер с двухлитровым мотором, докрученным до тогда «фантастических» 85 л. с. Трёхступенчатая коробка без синхронизаторов, удвоенный радиатор, дублированная система зажигания, огромный бензобак и тонкий плексигласовый щиток на месте лобового стекла — такой вот скромный советский «гран-туризмо».
В 1956 году скудерия «Торпедо» взяла два первых места на чемпионате страны по кольцевым гонкам и навсегда ушла из «больших призов». А последняя из четырёх заводских «Побед» — машина гонщика Мосолова — была недавно полностью воссоздана и на сегодня является единственным доступным отображением той бесстрашной эпохи в советском спорте.
Это Auto-Union Type D, разбившийся под Горьким. Управлявший им гонщик Соколов чудом остался жив
В 1939 году Type D развил 330 км/ч — вдвое больше тогдашнего рекорда скорости в СССР. Сегодня болиды Auto-Union оцениваются в десять и более миллионов долларов
Летом 1946 года во время заездов на скорость близ города Горький 485-сильный 16-цилиндровый болид Auto-Union, вывезенный из Германии, потерял устойчивость и на полном ходу влетел в зрителей. Попытка получить свою порцию «зрелищ» обошлась людям большой кровью, оргвыводами и затем — запретом на использование всякой иностранной техники в соревнованиях любого уровня.
Такая, ставшая классической в наши дни, мера сначала поспособствовала высокой внутрисоюзной конкуренции, но затем привела к столь же ожидаемой долгой и бесславной изоляции всего советского автоспорта. Но на первую же фазу — фазу подъёма — пришлась славная и знаменательная семилетка отдельного зачёта, почёта и пьедесталов для гонщиков на наших автомобилях «Победа»
Автоспорт в СССР набирал популярность в рамках норм готовности к труду и обороне и создавалася по военным лекалам. Марш-броски на 300, 500 и даже 1000 км понятие «экипаж» как ячейка спортобщества, танковые шлемы на головах сорвиголов и расчёты на водителя и механика, как в бронемашине, а не на пилота и штурмана, как в авиации или ралли — все это говорило про то, откуда идут «ноги».
А настоящей кузницей побед в спорте и «Побед» в цеху была команда «Торпедо» Горьковского автозавода.
Экспериментальным путём они пришли к выводу, что снижение массы автомобиля снимает массу проблем при разгоне, а дальше все решает аэродинамика (не зря же именно торпедовцы разбирали и собирали по винтику тот трофейный Auto-Union). А 50-го по 56-й год на ГАЗе были построены всего четыре «родные» заводские «Победы» с двухместными спортивными кузовами, получившие в прессе и обиходе название «Победа-Спорт».
Основную конкуренцию им составляли «дворяне» — кустарные спорткары от бесчисленных и безымянных таксопарков, автобаз и ведомственных автоклубов. Почти ежегодно менялись правила гонок, менялись все детали, начиная кубатурой двигателей и кончая формой кузовов,паралельно опробовалось множество смелых и экзотических решений.
Но в основе этих болидов всегда оставалось архаичное и вместе с тем очень прочное шасси серийной машины. Именно оно позволяло автомобилю нестись по разбитой дороге со скоростью до 170 км/ч на всем советском — бензине, маслах и расслаивающихся от перегрева шинах.
На их фоне спортивная «Победа» быстро подошла к пику формы. Это был предельно лёгкий бездверный родстер с двухлитровым мотором, докрученным до тогда «фантастических» 85 л. с. Трёхступенчатая коробка без синхронизаторов, удвоенный радиатор, дублированная система зажигания, огромный бензобак и тонкий плексигласовый щиток на месте лобового стекла — такой вот скромный советский «гран-туризмо».
В 1956 году скудерия «Торпедо» взяла два первых места на чемпионате страны по кольцевым гонкам и навсегда ушла из «больших призов». А последняя из четырёх заводских «Побед» — машина гонщика Мосолова — была недавно полностью воссоздана и на сегодня является единственным доступным отображением той бесстрашной эпохи в советском спорте.
Это Auto-Union Type D, разбившийся под Горьким. Управлявший им гонщик Соколов чудом остался жив
В 1939 году Type D развил 330 км/ч — вдвое больше тогдашнего рекорда скорости в СССР. Сегодня болиды Auto-Union оцениваются в десять и более миллионов долларов
Источник: zabarankoi.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]