Правда о советских магазинах.
21.01.2016 731 0 0 maxim-nm

Правда о советских магазинах.

---
0
В закладки


Часть комментаторов в моем предыдущем посте про советскую торговлю возмутилась абзацем про нерациональность системы покупок в советских гастрономах — мол, не было такого, что покупателям нужно было отстаивать три очереди, чтобы купить один товар, было самообслуживание.

Из того, что помню я — самообслуживание было только в крупных магазинах, вроде минской "Риги" на улице Сурганова, недалеко от которой я жил в то время. "Рига" была создана по образцу западных супермаркетов — все товары были выставлены на полках и торговых рядах, покупатель брал тележку, набирал все, что нужно, и шел на кассу. Точно так же, кстати, был устроен и универмаг в Припяти, о котором я писал в посте про припятские магазины.

Однако такой принцип торговли стал появляться уже в позднем СССР, да и то только в крупных новых магазинах. Маленькие магазины до самого конца СССР и еще несколько лет в постсоветскую эпоху продолжали функционировать по жутко неудобному алгоритму, который был даже проиллюстрирован в советских учебниках по русскому языку. Хорошо помню эту иллюстрацию о походе девочки в булочную, где для покупки простого батона девочка Зоя совершала несколько сложных и неудобных действий.

Система работала следующим образом — для осуществления даже самой простой покупки человек должен было совершить целых три операции — взвесить товар (отстояв очередь), выбить на него чек (отстояв очередь) и затем получить товар (также отстояв очередь). Причем, по такой системе очень часто функционировали лишь мясной и молочный отделы в магазине, а если вы планировали взять что-то еще из еды (скажем, пакет муки и макарон) — то вам нужно было стоять еще и четвертую очередь на общую кассу на выходе из магазина.

Почему было так? Да всё потому же — по причине отсутствии конкуренции и свободного рынка. Если бы сейчас какой-то магазин вздумал бы ввести у себя столь неудобную систему, то загнулся бы за пару месяцев из-за отсутствия покупателей, а  при отстутствии конкуренции и выбора людям приходилось пользоваться тем, что есть. Пока с высоких трибун раличные "деятели" пафосно рассуждали об успехах советской кибернетики, на простом бытовом уровне не была решена даже самая простейшая задача оптимизации покупок. В этом, кстати, и есть вся суть СССР.

Да, еще и продавцы в таких магазинах чаще всего вели себя по-скотски — потому что, по сути, совершенно не были заинтересованы в покупателях.

______________________________________________

Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже:уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]