Майские указы: что получилось
---
Вчера, 4 мая, в Кремле прошло совместное заседание Госсовета и комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, главной темой повестки которого стала реализация "майских указов" президента.
Напомним, 11 указов, в которых содержатся целевые показатели по развитию в 11 различных направлениях экономической, социальной, демографической и государственной политики, были подписаны Владимиром Путиным одними из первых в день вступления в должность после избрания на завершающийся сейчас срок президентских полномочий, 7 мая 2012 года. Всего в этих указах имеется 218 поручений президента, последние из которых должны быть исполнены к 2020 году.
Понятно, что 218 поручений по 11 направлениям — это достаточно большой объём работы и информации, обсудить которую в рамках одной встречи практически невозможно. Поэтому в повестку дня заседания включили только три блока вопросов: развитие системы МФЦ и уровень предоставления государственных и муниципальных услуг, независимую оценку качества услуг в социальной сфере и расселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Открывая заседание, президент отметил, что нерешённых вопросов, связанных с реализацией указов, пока больше, чем хотелось бы: "Разумеется, проблем здесь ещё очень-очень много и нерешённых вопросов больше, чем того, что удалось сделать." Но в целом президент остался удовлетворён темпами исполнения своих поручений. Как ранее сообщалось, общая динамика выполнения данных в мае 2012-го поручений достаточно неплохая. Всего к этому моменту должны были быть выполнены и сняты с контроля 179 из 218 поручений, фактически этого удалось добиться по 165 поручениям (91,7% от планового числа). Однако ОНФ не так оптимистично оценивают реализацию "майских указов": как заявляет глава исполкома организации Алексей Анисимов, из этих 179 поручений "фронтовики" считают полностью исполненными только 35, частично исполненными и требующими доработки — 100 и не исполненными — 44. Особые нарекания у них вызывают, в частности, поручения в сфере расселения из аварийного жилья.
Докладывая о работе сети МФЦ, глава Минэкономразвития Максим Орешкин отметил, что работой центров в 2016 году остались довольны 96% россиян. Также он сообщил о позитивном эффекте в части экономии человеческих ресурсов и ускорения работы с обращениями граждан: "Благодаря созданию сети центров только за последние несколько лет среднее время ожидания в очереди за получением госуслуг сократилось в 2,5 раза. За эти полчаса времени, которые люди стали экономить, если их умножить на 93 млн услуг, то общая экономия времени для граждан нашей страны — это более 2 млн человекодней." Орешкин подчеркнул, что на этом не стоит останавливаться и в дальнейшем работа системы МФЦ будет совершенствоваться и становиться всё более удобной. Президент назвал систему МФЦ "успешным проектом", также отметив, что его нужно развивать.
Далее о положении дел в системе оценки качества оказания услуг в социальной сфере кратко рассказали глава Минтруда и губернатор Псковской области Андрей Турчак. После этого перешли к главному пункту повестки — программе расселения из аварийного жилья. Докладчиками по этому вопросу выступили глава Минстроя Михаил Мень и глава Чувашии Михаил Игнатьев. По данным, которые Мень озвучивал в конце апреля, расселение из аварийного жилья в регионах идёт очень неравномерно: в 14 регионах программа уже выполнена на 100%, а среди отстающих — 18 субъектов федерации, где уровень выполнения программы менее 70%. Напомним, срок программы истекает в сентябре этого года, и в Минстрое уже заявляли, что продлеваться она, скорее всего, не будет.
Ознакомившись с ситуацией, президент поручил Меню проработать вопрос поощрения регионов, которые успешно выполнят программу расселения. Позднее министр сообщил, что эти регионы — по его оценке, к сентябрю их будет примерно 60 — решено премировать: "Пока обсуждается возможность поощрения 60 с небольшим регионов, которые выполнят свои обязательства до сентября. Речь идёт о сумме порядка 100 млн рублей на субъект, то есть суммарно около 6 млрд."
Что касается регионов, где реализация программы пока продолжается, для них Михаил Игнатьев предложил сразу пять механизмов расселения, учитывающих социальный статус людей, проживающих в расселяемом жилье: "Первый механизм — это развитие застроенных территорий. Второй — развитие рынка арендного жилья. Третий — создание правового и организационного механизма реализации инициатив собственников помещений в многоквартирных домах по самостоятельной реализации проектов по реконструкции аварийного жилья, строительству нового жилья на земельном участке, который высвобождается после сноса аварийного дома. Четвёртый — введение нового вида жилищного фонда, специализированного жилищного фонда по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Пятый механизм — выдача государственных или муниципальных жилищных сертификатов для граждан, переселяющихся из аварийного жилья." По мнению главы Чувашии, эти механизмы могут помочь ускорению реализации программы и "стимулировать трудоспособных граждан прилагать усилия для самостоятельного улучшения своих жилищных условий". Озвученные Игнатьевым предложения поддержал и глава Минстроя.
В ходе обсуждения проблем с расселением президент отметил, что отвечать за реализацию программы должны лично главы регионов: "Обращаюсь к губернаторам, к руководителям регионов, которые в сроки явно не укладываются, причём по известным причинам, о которых мы не раз говорили, в том числе из-за очевидных управленческих промахов. Прошу взять на себя персональную ответственность за ситуацию, не посылать объясняться подчинённых, а самим прийти к людям и чётко сказать, когда они смогут переехать в новое жильё."
Подводя итог обсуждению, глава правительства Дмитрий Медведев отметил, что по всем трём внесённым в повестку направлениям есть ощутимый прогресс, но работа по выполнению поручений президента ещё будет продолжена: "Работа над всеми проблемами должна быть продолжена. Естественно, мы продолжим и поиск финансовых резервов."
Опрошенные "Давыдов.Индекс" эксперты по-разному восприняли озвученные на Госсовете данные.
О реализации поручений президента в Карелии рассказывает депутат Законодательного Собрания Республики Карелия, секретарь бюро регионального отделения "Справедливой России" Александр Федичев: "Сегодня в Карелии программа аварийного жилья просто трещит по швам. В моём округе есть поселения, где вообще ни одного дома не строится и до 90% жилого фонда относится к аварийному. Люди живут в бараках — это ужасающее зрелище. Радует то, что хотя бы сейчас начались шаги по признанию подобного жилья непригодным для проживания. У Парфёнчикова есть понимание, что в этой теме ситуацию нужно менять кардинально.
На мой взгляд, майские указы в целом практически не исполнимы в республике Карелия. Это касается не только аварийного жилья, но и повышения зарплат медикам и учителям. Не так давно мы задали вопрос заместителю главы региона Александру Чепику по исполнению майских указов, и он нам ответил, может быть, как-то даже неосторожно, что до конца года указы президента на территории республики будут выполнены. В это, конечно, верится с трудом."
Своей оценкой майских указов и их исполнения делится политолог, доктор политических наук, глава Института политического анализа и стратегий Дмитрий Нечаев: "Майские указы были подписаны президентом в 2012 году в особых социальных, внешнеэкономических и политических условиях. Тогда, несмотря на последствия кризиса 2008-2009 годов, и финансовая ситуация в стране, и цены на нефть, и внешнеполитические условия были более благоприятными. <...>
С 2014 года ситуация в стране изменилась кардинально. <...> В этих условиях стало понятно, что финансовая составляющая и внешнеполитическая ситуация не позволят нам развиваться так, как мы это делали в период до 2014 года. В этих условиях логично было бы корректировать указы по каким-то направлениям. Но старт уже был принят, и проводить изменения уже принятой программы было сложно. <...> Если изменились политические и экономические условия, то, разумеется, майские указы выполнить было невозможно. <...> Да, правительство есть за что критиковать. В первую очередь, за отсутствие серьёзной экономической стратегии и выверенной социальной политики. Но я так полагаю, что правительство в меньшей степени виновно в ухудшении финансовых условий для выполнения указов президента. <...>
Я бы не стал снимать с повестки дня указы, потому что они являются конструкцией, которая ориентирует Правительство и госструктуры в регионах хоть как-то работать. <...> У нас сегодня эффективно работают около 10 регионов из 85. Все остальные сильно отстают, и в этом есть вина власти на местах. <...>
Частично майские указы выполнить можно, но сама система, например, расселения людей из ветхого аварийного жилья нуждается в контроле не только федеральных, но и региональных структур. <...> Сегодня правительству необходимо реально оценить то, что выполнимо, и бросить на это все усилия."
О двойственной природе майских указов рассуждает депутат Вологодской Городской думы Михаил Ноздрачёв: "Указы президента и теоретически, и практически выполнимы. <...> Можно согласиться с мнением, что указы в какой-то степени носят популистский характер. С одной стороны, они декларируют цели, к которым мы стремимся, но с другой стороны — особо не дают местным властям инструментов для их реализации. <...> Проблема в том, что майские указы дают ориентиры в каких-то количественных величинах. Это касается зарплат бюджетников. С одной стороны, мы стремимся повысить зарплату врачей, но при этом сокращаем медиков, и соответственно качество медицинского обслуживания падает."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Опубликованы результаты выполнения майских указов Путина
Путин рассказал о реализации майских указов
Путин удовлетворительно оценил выполнение «майских указов»
Орешкин заявил об ускорении получения госуслуг благодаря МФЦ в 2,5 раза
Президент РФ назвал МФЦ успешным проектом https://www.pnp.ru/social/prezident-rf-nazval-mfc-uspeshnym-proektom.html
Субъектам РФ выделят 6 млрд рублей за расселение аварийного фонда
Госсовет предложил пять механизмов расселения аварийного жилья
И танцы наши быстры
Майским указам не хватило управленческих схем
Кабмин РФ продолжит реализацию майских указов Путина
Напомним, 11 указов, в которых содержатся целевые показатели по развитию в 11 различных направлениях экономической, социальной, демографической и государственной политики, были подписаны Владимиром Путиным одними из первых в день вступления в должность после избрания на завершающийся сейчас срок президентских полномочий, 7 мая 2012 года. Всего в этих указах имеется 218 поручений президента, последние из которых должны быть исполнены к 2020 году.
Понятно, что 218 поручений по 11 направлениям — это достаточно большой объём работы и информации, обсудить которую в рамках одной встречи практически невозможно. Поэтому в повестку дня заседания включили только три блока вопросов: развитие системы МФЦ и уровень предоставления государственных и муниципальных услуг, независимую оценку качества услуг в социальной сфере и расселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Открывая заседание, президент отметил, что нерешённых вопросов, связанных с реализацией указов, пока больше, чем хотелось бы: "Разумеется, проблем здесь ещё очень-очень много и нерешённых вопросов больше, чем того, что удалось сделать." Но в целом президент остался удовлетворён темпами исполнения своих поручений. Как ранее сообщалось, общая динамика выполнения данных в мае 2012-го поручений достаточно неплохая. Всего к этому моменту должны были быть выполнены и сняты с контроля 179 из 218 поручений, фактически этого удалось добиться по 165 поручениям (91,7% от планового числа). Однако ОНФ не так оптимистично оценивают реализацию "майских указов": как заявляет глава исполкома организации Алексей Анисимов, из этих 179 поручений "фронтовики" считают полностью исполненными только 35, частично исполненными и требующими доработки — 100 и не исполненными — 44. Особые нарекания у них вызывают, в частности, поручения в сфере расселения из аварийного жилья.
Докладывая о работе сети МФЦ, глава Минэкономразвития Максим Орешкин отметил, что работой центров в 2016 году остались довольны 96% россиян. Также он сообщил о позитивном эффекте в части экономии человеческих ресурсов и ускорения работы с обращениями граждан: "Благодаря созданию сети центров только за последние несколько лет среднее время ожидания в очереди за получением госуслуг сократилось в 2,5 раза. За эти полчаса времени, которые люди стали экономить, если их умножить на 93 млн услуг, то общая экономия времени для граждан нашей страны — это более 2 млн человекодней." Орешкин подчеркнул, что на этом не стоит останавливаться и в дальнейшем работа системы МФЦ будет совершенствоваться и становиться всё более удобной. Президент назвал систему МФЦ "успешным проектом", также отметив, что его нужно развивать.
Далее о положении дел в системе оценки качества оказания услуг в социальной сфере кратко рассказали глава Минтруда и губернатор Псковской области Андрей Турчак. После этого перешли к главному пункту повестки — программе расселения из аварийного жилья. Докладчиками по этому вопросу выступили глава Минстроя Михаил Мень и глава Чувашии Михаил Игнатьев. По данным, которые Мень озвучивал в конце апреля, расселение из аварийного жилья в регионах идёт очень неравномерно: в 14 регионах программа уже выполнена на 100%, а среди отстающих — 18 субъектов федерации, где уровень выполнения программы менее 70%. Напомним, срок программы истекает в сентябре этого года, и в Минстрое уже заявляли, что продлеваться она, скорее всего, не будет.
Ознакомившись с ситуацией, президент поручил Меню проработать вопрос поощрения регионов, которые успешно выполнят программу расселения. Позднее министр сообщил, что эти регионы — по его оценке, к сентябрю их будет примерно 60 — решено премировать: "Пока обсуждается возможность поощрения 60 с небольшим регионов, которые выполнят свои обязательства до сентября. Речь идёт о сумме порядка 100 млн рублей на субъект, то есть суммарно около 6 млрд."
Что касается регионов, где реализация программы пока продолжается, для них Михаил Игнатьев предложил сразу пять механизмов расселения, учитывающих социальный статус людей, проживающих в расселяемом жилье: "Первый механизм — это развитие застроенных территорий. Второй — развитие рынка арендного жилья. Третий — создание правового и организационного механизма реализации инициатив собственников помещений в многоквартирных домах по самостоятельной реализации проектов по реконструкции аварийного жилья, строительству нового жилья на земельном участке, который высвобождается после сноса аварийного дома. Четвёртый — введение нового вида жилищного фонда, специализированного жилищного фонда по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Пятый механизм — выдача государственных или муниципальных жилищных сертификатов для граждан, переселяющихся из аварийного жилья." По мнению главы Чувашии, эти механизмы могут помочь ускорению реализации программы и "стимулировать трудоспособных граждан прилагать усилия для самостоятельного улучшения своих жилищных условий". Озвученные Игнатьевым предложения поддержал и глава Минстроя.
В ходе обсуждения проблем с расселением президент отметил, что отвечать за реализацию программы должны лично главы регионов: "Обращаюсь к губернаторам, к руководителям регионов, которые в сроки явно не укладываются, причём по известным причинам, о которых мы не раз говорили, в том числе из-за очевидных управленческих промахов. Прошу взять на себя персональную ответственность за ситуацию, не посылать объясняться подчинённых, а самим прийти к людям и чётко сказать, когда они смогут переехать в новое жильё."
Подводя итог обсуждению, глава правительства Дмитрий Медведев отметил, что по всем трём внесённым в повестку направлениям есть ощутимый прогресс, но работа по выполнению поручений президента ещё будет продолжена: "Работа над всеми проблемами должна быть продолжена. Естественно, мы продолжим и поиск финансовых резервов."
Опрошенные "Давыдов.Индекс" эксперты по-разному восприняли озвученные на Госсовете данные.
О реализации поручений президента в Карелии рассказывает депутат Законодательного Собрания Республики Карелия, секретарь бюро регионального отделения "Справедливой России" Александр Федичев: "Сегодня в Карелии программа аварийного жилья просто трещит по швам. В моём округе есть поселения, где вообще ни одного дома не строится и до 90% жилого фонда относится к аварийному. Люди живут в бараках — это ужасающее зрелище. Радует то, что хотя бы сейчас начались шаги по признанию подобного жилья непригодным для проживания. У Парфёнчикова есть понимание, что в этой теме ситуацию нужно менять кардинально.
На мой взгляд, майские указы в целом практически не исполнимы в республике Карелия. Это касается не только аварийного жилья, но и повышения зарплат медикам и учителям. Не так давно мы задали вопрос заместителю главы региона Александру Чепику по исполнению майских указов, и он нам ответил, может быть, как-то даже неосторожно, что до конца года указы президента на территории республики будут выполнены. В это, конечно, верится с трудом."
Своей оценкой майских указов и их исполнения делится политолог, доктор политических наук, глава Института политического анализа и стратегий Дмитрий Нечаев: "Майские указы были подписаны президентом в 2012 году в особых социальных, внешнеэкономических и политических условиях. Тогда, несмотря на последствия кризиса 2008-2009 годов, и финансовая ситуация в стране, и цены на нефть, и внешнеполитические условия были более благоприятными. <...>
С 2014 года ситуация в стране изменилась кардинально. <...> В этих условиях стало понятно, что финансовая составляющая и внешнеполитическая ситуация не позволят нам развиваться так, как мы это делали в период до 2014 года. В этих условиях логично было бы корректировать указы по каким-то направлениям. Но старт уже был принят, и проводить изменения уже принятой программы было сложно. <...> Если изменились политические и экономические условия, то, разумеется, майские указы выполнить было невозможно. <...> Да, правительство есть за что критиковать. В первую очередь, за отсутствие серьёзной экономической стратегии и выверенной социальной политики. Но я так полагаю, что правительство в меньшей степени виновно в ухудшении финансовых условий для выполнения указов президента. <...>
Я бы не стал снимать с повестки дня указы, потому что они являются конструкцией, которая ориентирует Правительство и госструктуры в регионах хоть как-то работать. <...> У нас сегодня эффективно работают около 10 регионов из 85. Все остальные сильно отстают, и в этом есть вина власти на местах. <...>
Частично майские указы выполнить можно, но сама система, например, расселения людей из ветхого аварийного жилья нуждается в контроле не только федеральных, но и региональных структур. <...> Сегодня правительству необходимо реально оценить то, что выполнимо, и бросить на это все усилия."
О двойственной природе майских указов рассуждает депутат Вологодской Городской думы Михаил Ноздрачёв: "Указы президента и теоретически, и практически выполнимы. <...> Можно согласиться с мнением, что указы в какой-то степени носят популистский характер. С одной стороны, они декларируют цели, к которым мы стремимся, но с другой стороны — особо не дают местным властям инструментов для их реализации. <...> Проблема в том, что майские указы дают ориентиры в каких-то количественных величинах. Это касается зарплат бюджетников. С одной стороны, мы стремимся повысить зарплату врачей, но при этом сокращаем медиков, и соответственно качество медицинского обслуживания падает."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Опубликованы результаты выполнения майских указов Путина
Путин рассказал о реализации майских указов
Путин удовлетворительно оценил выполнение «майских указов»
Орешкин заявил об ускорении получения госуслуг благодаря МФЦ в 2,5 раза
Президент РФ назвал МФЦ успешным проектом https://www.pnp.ru/social/prezident-rf-nazval-mfc-uspeshnym-proektom.html
Субъектам РФ выделят 6 млрд рублей за расселение аварийного фонда
Госсовет предложил пять механизмов расселения аварийного жилья
И танцы наши быстры
Майским указам не хватило управленческих схем
Кабмин РФ продолжит реализацию майских указов Путина
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]