«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» ЧастьVII
03.05.2017 515 0 0 vittasim

«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» ЧастьVII

---
0
В закладки
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть I http://vittasim.livejournal.com/199116.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть II http://vittasim.livejournal.com/199735.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть III http://vittasim.livejournal.com/201132.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть IV http://vittasim.livejournal.com/202071.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть V http://vittasim.livejournal.com/203151.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» ЧастьVI http://vittasim.livejournal.com/204591.html

Продолжаем осматривать выставку Пиранези в ГМИИ. 19 зал - связующее звено между работами Пиранези и произведениями XX века. Здесь на щитах расположены два архитектурных проекта советских архитекторов Константина Степановича Мельникова и Андрея Константиновича Бурова.

DSCN7974.JPG
Константин Мельников, проект здания Наркомтяжпрома. ГМИИ им. А.С. Пушкина

DSCN7972.JPG
Андрей Константинович Буров Монумент Сталинградской эпопеи (памятник-музей обороны Сталинграда) Конкурсный проект. Фрагмент перспективы.1943 Бумага, карандаш, цветные карандаши. Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

Проект здания-монумента Сталинградской эпопеи архитектор А.К. Буров выполнил в виде гигантской многоступенчатой пирамиды. Взяв за основу формы египетской архитектуры, автор намеревался создать не массивное статичное сооружение, но здание легкое и прозрачное, как кристалл. В пояснении к проекту указывалось, что «ступени пирамиды должны быть обработаны карнизами из золоченной нержавеющей стали; блоки вертикальной облицовки …из прозрачного стекла с накладным рельефом изобретательно разработанных, сложных, разнообразных орнаментальных мотивов». Сияющий «Кристалл» здания венчало пламя Вечного огня. Внутри был запланирован мемориальный зал – огромный прозрачный шатер был высотой 150м, в центре которого должна была находиться могила Неизвестного Солдата. Вокруг основного помещения предполагалось разместить реликварий, залы трофеев и документов, библиотеки и т.д.

Завершающая часть экспозиции органично демонстрирует пиранезианские идеи, воплощенные в советской архитектуре. Иногда это были переработки наследия Древнего Рима, а иногда и прямое заимствование. В любом случае величие новой Советской империи требовало величественных памятников, и как всегда архитектурные идеи черпались из наследия первой империи, которая просуществовала долгие века, и распространила свою культуру на многие территории и народы.

DSCN8035.JPG

DSCN7976.JPG

DSCN7980.JPG
Андрей Евгенвич Белогруд (1875-1933)Дворец рабочих невского район в Петрограде. Конкурсный проект. Девиз:»Крепость рабочих) перспектива 1919 Бумага, карандаш, тушь, цветная тушь. Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

В 1919 году в Петрограде проводится один из первых после Октябрьской революции архитектурных конкурсов на строительство здания дворца рабочих. В качестве источника вдохновения А.Е. белогруд выбирает фортификационные сооружения средневековья и раннего Ренессанса, суровая монументальность которых символизирует для автора для автора силу и мощь нового государства, вырастающего на «руинах» старого мира. Под девиз «Крепость рабочих» архитектор объединил в один ансамбль мощную круглую башню – ротонду, напоминающую своими формами и пропорциями римский Замок Святого Ангела, который соединяется арочными мостами-переходами с образующими каре симметричными зданиями -вытянутыми «клонами» флорентийского палаццо Векьо. В работе над Дворцом рабочих а Петрограде А.Е. Белогруд делает первые шаги на пути формирования « «своего» романтического стиля», ставшего, по мнению его наставника И.А.Фомина, отличительной чертой творческого метода архитектора.

DSCN7982.JPG
Лев Владимирович Руднев (1885-1956) Проект «Монумента в ознаменование 10-летия Советской власти». Перспектива. Бумага, тушь, акварель Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств Санкт-Петербург

Романтизм, героическая приподнятость отличают ранние, в том числе и студенческие работы Л.В.Руднева, выпускника мастерской Леонтия Бенуа в Санкт-Петербургской Академии художеств. Он грезит о новых масштибих архитектуры, о ярком эмоциональном содержании, о сооружениях грандиозных, предназначенных для больших людских масс. В «Монументе, посвященном 10-летию Советской власти» соединились: героический пафос, стремление наиболее лаконичными монументальными средствами добиться наибольшей эмоциональной выразительности. Пиранезианский масштаб сооружения говорит о великих свершениях, о гигантской мощи людей, окружающих памятник.

DSCN7984.JPG
Лев Владимирович Руднев (1885-1956) Проект «Музей отечественной войны на Красной площади». Перспектива внутреннего двора. 1943 Бумага, карандаш, акварель Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

Рудневым был выполнен целый ряд рисунков с изображениями памятников в честь событий Великой отечественной войны. Они представляют собой фантазии на волновавшую художника тему, и могли быть использованы определенных проектов. На рисунке представлено здание Музея Отечественной войны на Красной площади; в центре ротонды, образующей аркадой с кессонами, возвышается монументальная колонна с барельефами военной тематики, увенчанная статуей. Этот монумент напоминает знаменитую колонну Трояна в Риме, воздвигнутой в честь военного похода Трояна против даков. Сквозь аркаду видна кремлевская стена.

DSCN7983.JPG
Лев Владимирович Руднев (1885-1956) Проект «Музей отечественной войны на Красной площади». План. Бумага, тушь Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва
Как видно из плана, ГУМ должен быть снесен.

DSCN7987.JPG
Леонид Михайлович Поляков (1906-1965) Проект Куйбышевского гидроузла Шлюз №21-22 Перспектива с верхнего бьефа. 1952 Бумага, карандаш, тушь Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

DSCN7991 1.jpg
Борис Михайлович Иофан 91891-1976) Проект восстановления Новороссийска Пантеон Перспектива Бумага, карандаш, цветной карандаш, тушь Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

DSCN7991.JPG
Борис Михайлович Иофан 91891-1976) Проект восстановления Новороссийска театр Перспектива Бумага, карандаш, цветной карандаш, тушь Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

Во время Великой Отечественной войны после освобождения Новороссийска от немецких войск началась работа по восстановлению разрушенного города. В ериод с 1943 по 1946 г над генпланом и архитектурным решением центра Новориссийска вместе с группой соавторов работал БМ. Иофан. В качестве основного принципа организации пространства архитектор избрал регулярную планировку античных городов, с ровной сеткой улиц и вписанными в нее пространства площадей. Впечатление легкости и праздничности архитектуры Б.М.Иофан добивается, используя большое количество декоративных элементов в оформлении – многочисленных аркад, рельефов и скульптур.

DSCN7993.JPG
Сергей Сергеевич Нинушьян (1911-1972) Триумфальная колонна Победы в ознаменование 30-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции - на Манежной площади в Москве. Проект 1947 года Главный фасад со стороны гостиницы «Москва» Бумага, гравирование на оргстекле. Музей МАРХИ Москва

Проект Триумфальной колонны Победы в ознаменование 30-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции – часть большого пректа реконструкции центра Москвы: Красной площади, Замоскворечья и манежной площади, преобразование которых также включало в себя строительство на месте Исторического музея Монумента Партии – «Парадных пропилей» на Красной площади и надстройка здания манежа. Прообразом Триумфальной колонны стали колонна Трояна в Риме и колонна на Вандомской площади в Париже. Общая высота колонны с пьедесталом около 50 м, двухфигурная скульптурная группа – 5.5 м. Внутри колонны проектировалась винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку. Ствол колонны 16 раз спирально огибает лента с барельефными изображениями, посвященными выдающимся событиям истории Советского государства за 30 летний период. В основании колонны, на пятигранном пьедестале – тексты Конституции и гимна СССР.

DSCN7995.JPG

DSCN7997.JPG
Леонид Михайлович Поляков (1906-1965) Проект кубышевского гидроузла Здание ГЭС фрагмент фасада 1952-1957 Бумага, карандаш, тушь Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

DSCN8022.JPG
Павел Павлович Штеллер (1910-1977) Проект «Судостроительная верфь» 1936 Бумага, тушь с отмывкой Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств Санкт-Петербурга.

В 1936 году П.П. Штеллером на архитектурном факультете в мастерской Л.В. Руднева был выполнен дипломный проект судостроительной верфи, за который он получил звание архитектора-художника. Для города на Неве, где основная отрасль – кораблестроение, судоверфь, один из важных объектов, часто становилась объектом проектирования для студентов – архитекторов. Проект судоверфи Штеллер выполнил в неоклассических формах. Маленькие фигурки стаффажа, изображающие работников судоверфи, теряются на фоне массивных монументальных форм, еще более подчеркивая масштаб сооружения, помогая создать романтический образ.

DSCN8024.JPG
Ной Абрамович Троцкий (1895-1940) Дипломный проект «Дом цехов» Перспектива 1920 Бумага, тушь Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств Санкт-Петербурга.

Дипломный проект «Дом цехов», выполненный Н.А. Торцким в неоклассических формах под руководством Леонтия Бенуа, признанного лидера архитектурной школы Санкт-Петербургской Академии художеств в дореволюционное время, решен в романтических формах итальянского раннего Возрождения. Этот проект свидетельствует о том, что высокую профессиональную культуру, свойственную архитекторам – воспитанникам Академии художеств, удалось продержаться на должном уровне, и в первые годы Октябрьской революции, несмотря на трудности этого времени. Дом цехов, жизнь, которая должна была в нем происходить, представлялась то время очень смутно, поэтому планы проектировали на основании произвольных представлений, и в решении фасадов видно стремление добиться торжественной приподнятости и мощи. Символико-романтические формы навеяны одновременно офортами Пиранези и новейшими инженерными железобетонными сооружениями.

DSCN8026.JPG
Илья Александрович Голосов (1883-1945) Крематорий в Москве. Конкурсный проект Вариант Перспектива 1919 Бумага на картоне, тушь Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

DSCN8028.JPG
Иван Александрович Фомин.(1872-1936)Мост через канал 1934Бумага, уголь, пастель тушь Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

Каменный арочный мост, связывающий территорию Академгородка, расположенного по обе стороны Андреевского канала, на первый взгляд вызывает в памяти образцы архитектуры древнеримских акведуков. Но полукруглые пилоны, фланкирующие железнодорожный тоннель, а также балкончики над арками моста, напоминают, скорее всего, об архитектуре замков. Прозрачгая балюстрада – редко стоящие колонки, отсылают к «камероновской» романтической традиции.

DSCN8030.JPG
Владимир Федорович Кринский (1890-1971) Пантеон партизан Великой Отечественной войны в Нескучном саду. Проект 1942 года Бумага, карандаш, акварель Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

Проект величественного Пантеона партизан Великой Отечественной войны создан для нескучного сада в Москве. За основу круглаго в плане, мощного по тектонике здания в виде усеченного конуса с горизонтальным ярусным членением взяты формы римской архитектуры, в частности, мавзолеев. Статика массивных форм преодолевается ритмом, задающим динамическую устремленность убывающих кверху колец ступенчатого объема, увенчанного скульптурами. Брусчатая многоступенчатая кладка мощных контрфорсов и стен нижнего яруса, наружных лестниц, широких и глубоких проемов в галерее второго яруса и, наконец, кольцо витражей последнего, третьего яруса, члененного жесткими ребрами контрфорсов, держащих перекрытие – все это создает богатую и сложную пластику фасадов пантеона. Подчеркивая монументальность задуманного сооружения, для проектного рисунка Кринский выбирает композицию, подобную использованной Пиранези в офорте «Подземная часть основания мавзолея императора Адриана». Фрагмент мощного каменного фасада, увиденный с близкого расстояния снизу вверх, занимает почти всю плоскость листа, и лишь изображения танков, стоящих перед зданием, дает нам понять, что это рисунок архитектора XX века.

DSCN8032.JPG
Леонид Николаевич Павлов (1909-1990) Арка Героев на Можайском шоссе. Проект 1942 года Бумага, карандаш, акварель. Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Москва

За основу проекта взят памятник древнеримской архитектуры – арка Януса в Риме. Сзади виден проектируемый Дворец Советов

DSCN8034.JPG
Евгений Адольфович Левинсон (1894-1968) Проект «Дом Советов» Ленинград Перспектива 1936 Бумага. Тушь Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств Санкт-Петербургауникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]