Таяние льдов поставит под вопрос российский суверенитет над Севморпутём
02.04.2021 8 077 0 +267 vagenleitner

Таяние льдов поставит под вопрос российский суверенитет над Севморпутём

---
+267
В закладки
Таяние льдов поставит под вопрос российский суверенитет над Севморпутём вопрос, морской, судов, которые, Северного, акватории, класса, льдов, Севморпуть, морского, делать, ледового, миллиона, среды, придут, миллионов, активно, России, инфраструктуры, нашей

Таяние льдов поставит под вопрос российский суверенитет над Севморпутём вопрос, морской, судов, которые, Северного, акватории, класса, льдов, Севморпуть, морского, делать, ледового, миллиона, среды, придут, миллионов, активно, России, инфраструктуры, нашей

Недельный простой на Суэцком канале привлек повышенное внимание к Северному морскому пути как возможной альтернативе традиционному южному транспортному коридору. В качестве конкурентного преимущества СМП вполне справедливо называется его меньшая протяженность на пути из Азии в Европу. Однако звучит и вполне обоснованная его критика за сложность навигации среди полярных льдов и более высокие транспортные издержки. Некая усредненная оценка звучит так: Севморпуть обладает большим потенциалом, но раскрывать его потенциал придется еще не один десяток лет и это будет стоить очень дорого. Ключевой вопрос: должна ли Россия делать это своими силами или более целесообразным будет создание некоего международного консорциума? Давайте попробуем разобраться. Сначала о приятном. Северный морской путь сегодня получил новую жизнь. Первые грузоперевозки по нему шли еще в 30-е годы прошлого века. Под закат советской эпохи их пик достиг объема в 6,6 миллиона тонн в год, а после распада СССР упал до уровня в 1,5 миллиона тонн. Примерно 10 лет назад началось активно восстановление, обусловленное реализацией российских нефтегазовых проектов в Арктике. С 4 миллионов тонн в 2014 году грузопоток вырос до 20 миллионов в 2018-м и 31,5 миллиона тонн в 2020 году. К 2024 году президент Владимир Путин поставил целью довести эту цифру до 80 миллионов тонн, однако в период пандемии коронавируса и снижения добычи и потребления нефти эти планы вынужденно были скорректированы в меньшую сторону. Несмотря на это, темпы развития Севморпути признаны «астрономическими». В Приморье создана суперверфь «Звезда», на которой активно строятся суда ледового класса и заложены гигантские ледоколы класса «Лидер». Вроде бы, все хорошо, и мы сами со всем справляемся. Однако есть важные нюансы. Основную часть этого прорывного роста грузоперевозок обеспечивает транспортировка российских нефти и СПГ. Но когда говорят про Севморпуть как альтернативу Суэцкому каналу, подразумевается, что по нему должны ходить не только танкеры с углеводородами, но и обычные сухогрузы, перевозящие контейнеры из Азии в Европу. Подробнее о том, почему нельзя одномоментно перекинуть эти товарные потоки с южного маршрута на северный, мы рассказывали ранее. Перечислим в двух словах основные проблемы, которые стоят перед перевозчиками: сложная навигация среди льдов, необходимость использовать суда специального ледового класса, а также сопровождать их ледоколами. Ко всему прочему, на протяжении береговой линии Северного Ледовитого океана должна иметься развития портовая инфраструктура, где танкеры и сухогрузы могли бы стать на стоянку, пополнить запасы топлива и продовольствия, получить ремонт, их экипаж – отдохнуть. Помимо Мурманска иных глубоководных незамерзающих портов у России там нет. Строительство соответствующей инфраструктуры в суровых арктических условиях требует огромных инвестиций, с чем у нас сегодня напряженка. Объективно возникает проблема выбора: продолжать все делать своими силами «тихой сапой» или привлечь иностранных партнеров и развивать Севморпуть совместно с ними в рамках международной кооперации. При кажущейся простоте, это выбор далеко не очевиден. Ключевой вопрос – это правовой статус СМП, который все заинтересованные стороны трактуют по-разному. Российская позиция основана на советской правовой доктрине, и Москва считает Севморпуть как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию». В соответствии с этим, в Правилах плавания в данной акватории сказано следующее: Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется администрацией Северного морского пути, созданной в форме федерального казенного учреждения. В акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов. За лоцманскую и ледокольную проводку Российская Федерация взимает с иностранных судов плату, обосновывая это необходимостью содержания инфраструктуры СМП, защиты морской среды и ее биоразнообразия. Москва выступает резко против использования ледоколов, принадлежащих другим государствам. Несмотря на это, США и Китай в настоящее время активно строят собственный ледокольный флот. Зачем Пекину свой «Снежный дракон-2»? А вот догадайтесь с трех раз. Понятно, что Китай заинтересован в арктическом регионе, в его природных ресурсах и возможностях, которые предоставляет СМП. Однако в нашей стране есть немало противников привлечения Пекина в российскую часть Арктики, аргументируя это тем, что якобы «китайцы придут, все отберут и загадят». И правда, если дать им вольницу, многие предприниматели из КНР могут себя вести подобным образом. Вопрос в другом. У Китая и США есть и явные арктические амбиции, и финансовые ресурсы, и мощная производственная база. Они и так придут на Северный морской путь, это лишь вопрос времени, и вот почему. Давайте обратимся к тексту Конвенции по морскому праву от 1982 года, которая лежит в основе российской позиции по СМП, и в соответствии с которой Москва пишет правила использования его акватории. В статье 234 данного международного соглашения сказано следующее: Прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В «покрытых льдом районах»? «Наличие льдов, препятствующих судоходству»? Когда писался данный текст, не учитывалось, что полярные льды будут таять такими темпами. Этот природный процесс может сыграть с нашей страной злую шутку. С одной стороны, естественная расчистка Северного морского пути идет нам на пользу. С другой стороны, освобождение акватории от постоянного ледового покрова ставит под вопрос эксклюзивность роли России по контролю за ней. Стало быть, в конечном итоге в Арктику придут и другие игроки, которые совместно будут добиваться изменения особого статуса Севморпути на международный. Это просто вопрос времени. Что делать нам? Можно делать вид, что все в порядке, а можно сработать на упреждение. У России на Северном Ледовитом океане имеются самая протяженная береговая линия и самый большой ледокольный флот в мире. Это два наших неотъемлемых преимущества, которые можно использовать, даже если по СМП начнут ходить чужие ледоколы. Можно уже сейчас создать международный консорциум, куда пригласить Китай и другие заинтересованные страны, которые будут готовы вложиться в строительство береговой портовой инфраструктуры на нашей территории, а также создадут торговый флот из судов ледового класса. Спустив на воду суперледоколы класса «Лидер», Россия сможет предоставить услуги проводки караванов в любое время года, зарабатывая на транзите по СПМ и обслуживании чужих судов.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]