Что стоит за желанием США создать альтернативу проекту «Один пояс – один путь»
01.04.2021 6 945 0 +224 vagenleitner

Что стоит за желанием США создать альтернативу проекту «Один пояс – один путь»

---
+224
В закладки
Что стоит за желанием США создать альтернативу проекту «Один пояс – один путь» Поднебесной, время, путь», «Один, которые, Пекин, более, китайских, участие, только, страны, Пекина, больше, «путь», значение, является, государства, Китаем, Однако, пути»

Что стоит за желанием США создать альтернативу проекту «Один пояс – один путь» Поднебесной, время, путь», «Один, которые, Пекин, более, китайских, участие, только, страны, Пекина, больше, «путь», значение, является, государства, Китаем, Однако, пути»

Президент Соединенных Штатов Джо Байден недавно отметился еще одной антикитайской инициативой. В голову ему пришла весьма оригинальная идея: создать «демократическую альтернативу» проекту, являющемуся для Поднебесной абсолютным приоритетом как в экономическом, так и в геополитическом плане – «новому шелковому пути». Почему эта инициатива так нервирует Запад, насколько велика может быть ее актуальность в новом, «посткоронавирусном» мире и что она может принести тем странам, которые твердо решат разделить этот путь с Китаем? Попробуем разобраться в этих непростых вопросах. Путь, который не каждому по силам Народную поговорку по поводу «маленьких шагов, без которых невозможно пройти большой путь» товарищ Си Цзиньпин употребил во время своего выступления на первом форуме «Один пояс – один путь», проходившем в кажущемся теперь далеком 2017 году. Тогда в нем принимали участие около трех десятков высокопоставленных лиц (вплоть до самых первых), представлявшие в основном государства Азии, Африки и Латинской Америки. Впрочем, там же присутствовали президенты России и Белоруссии – Владимир Путин и Александр Лукашенко, а также Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттереш. Гордая Европа в то время еще демонстративно воротила нос от китайского «нового пути», хотя исподтишка уже приглядывалась к нему с очень жадным интересом. На следующий подобный саммит, состоявшийся два года спустя, директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард уже пожаловала собственной персоной. Это неудивительно – проект, изначально называемый многими скептиками на Западе «произвольной конструкцией из плохо скоординированных инициатив», которую Пекин для поднятия собственной оценки в глазах мирового сообщества тщится выдать за «великую стратегию», на глазах начинал приобретать все более четкие очертания и все более внушительные масштабы. Морские порты, железные дороги, автомобильные магистрали, колоссальные логистические комплексы – все это воздвигалось в различных точках земного шара, причем география этих строек иногда ставила экономических аналитиков в тупик – вроде же не по пути?! Тем не менее четкий план, пусть далеко не всегда понятный сторонним наблюдателям за всем этим однозначно прослеживался. И чем дальше, тем больше становилось ясно – только ради оптимизации путей доставки бесчисленных товаров, производимых в Поднебесной, подобный мегапроект не затевался бы. Собственно говоря, тот момент, что внешнеполитических целей в «Один пояс – один путь» заложено не меньше (если не больше), чем сугубо экономических, равно, как и то, что участие в нем любой страны означает усиление в ней китайского присутствия и влияния, не скрывалось с момента оглашения товарищем Си намерений этот путь проложить. Еще тогда, в 2013 году было понятно, что заниматься благотворительностью во время реализации своих планов Поднебесная ни в коем случае не намерена. Желаете получить на своей территории современные объекты инфраструктуры, а впоследствии зарабатывать на неиссякаемом транзитном потоке? Прекрасно! Однако сперва нужно принять долевое участие в создании условий для будущих прибылей. Нет денег? Мы дадим в долг, причем на самых, что ни на есть партнерских условиях. Не можете рассчитаться за уже построенные транспортные хабы, магистрали и прочие объекты? Ну, вот тут уже придется что-то решать... Примерно такая ситуация сложилась у Китая с кинувшейся, очертя голову, в «Один пояс – один путь» Киргизией. В настоящее время, насколько известно из огромного (с учетом размеров и экономического потенциала этой страны) государственного долга Киргизии в 5 миллиардов долларов почти 2 миллиарда приходятся на долю Китая. Бишкек, не сумевший объективно оценить собственные возможности, сегодня балансирует на краю «долговой ямы», чреватой утратой прав собственности на ряд важнейших инфраструктурных объектов. Правда, в настоящее время Пекин пошел навстречу Бишкеку (по некоторым данным, тут не обошлось без ходатайства Москвы), и согласился отсрочить выплаты по некоторым ключевым кредитом до 2022-2024 годов при минимальной ставке в 2% годовых. Однако эта история (одна из целого ряда аналогичных) очень красноречиво демонстрирует, что вступать на китайский «путь» могут себе позволить только те государства, которые способны прокладывать его вместе с Поднебесной, обеспечивая если не равное, то сопоставимое участие в проекте. О товарищах и попутчиках Мало кто сегодня задумывается над этим, но любимое обращение всех коммунистов мира (и китайских, в том числе) – «товарищ», произошло никак не из пролетарской, а из купеческой среды. Недаром же в основе его лежит корень «товар» - следовательно, и обозначали им людей, объединенных общими торговыми операциями и денежными интересами. А вот попутчики, это, соответственно, те, кто просто следуют с вами в одном направлении – определенное время и совершенно непонятно с какими намерениями. В Поднебесной прекрасно видят разнице между этими двумя категориями. Естественно, по-разному там относятся к тем или иным участникам проекта «Один пояс – один путь». Имея достаточно напряженные отношения с одним из своих ближайших соседей (и конкурентов) – Индией, Пекин придает особое значение сотрудничеству с Пакистаном, являющимся, в свою очередь, последовательным противником Нью-Дели. Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC), охватывающий различные проекты общей стоимостью в 62 миллиарда долларов, безусловно, является одной из важнейших частей «пути», но как для Исламабада, так и для Пекина он имеет еще и огромное военное значение. Что касается нашей страны, то ее роль в создании «одного пути» не просто велика - в определенных отношениях она является решающей. На первоначальных этапах в Поднебесной огромное значение придавали морским коммуникациям, которые должны были совокупно составить «Морской шелковый путь ХХІ века». При этом поставки водными путями китайских товаров в Европу планировали осуществлять как по маршрутам, проходящим через Южно-Тихоокеанский регион, так и через Индийский океан. Тем не менее жизнь внесла в эти планы не совсем приятные для Пекина коррективы. Соединенные Штаты, ведущие последовательную и непримиримую конфронтацию с Китаем, неоднократно заявляли о том, что не позволят ему «хозяйничать» в Индо-Тихоокеанском регионе, где американцы и их союзники твердо намерены устанавливать свои, выгодные им правила. Словами дело не ограничивается – в эти воды зачастили с «визитами» ударные авианосные группы ВМС США. В противостояние все больше втягивается и Индия, также способная создать транспортным коридорам «пути» достаточно ощутимые проблемы. Кроме того, в последнее время, в связи с пандемией коронавируса проявились и другие негативные стороны такого способа доставки – морские перевозки замедлились, подорожали, многие их участники столкнулись с дефицитом контейнеров... Впрочем, в Поднебесной нашли выход из данной ситуации, в очередной раз перенаправляя «путь» и диверсифицируя его потоки. В своей недавней публикации одно из ведущих деловых изданий мира, Financial Times, заявило о том, что Пекин сегодня выбрал в качестве приоритетного направления для доставки собственных грузов в Европу железные дороги России. Данный тезис сполна подтверждают статистические данные, в соответствии с которыми только за январь и февраль нынешнего года из Поднебесной на территорию ЕС по нашим рельсам проследовало более 2 тысяч грузовых составов, что ровно вдвое превосходит прошлогодние объемы таких поставок. Всего же в сравнении с 2016 годом «сухопутная» логистика Пекина увеличилась в семь раз. Все это выглядит более, чем закономерно на фоне все более тесного сближения Пекина и Москвы, зарождения российско-китайского альянса для противостояния Западу, оказывающему давление на оба государства и отчаянно пытающемуся затормозить их развитие. Собственно говоря, наши страны давно имеют большие совместные планы относительно развития евразийского железнодорожного сообщения, включающие в себя как проекты возведения совершенно новых магистралей, так и существенную модернизацию уже существующей инфраструктуры. А вот для Украины, в свое время отчаянно мечтавшей хоть как-то пристроиться к инициативе «Один пояс – один путь» реальна перспектива разве что прозябания на его обочине. Надо сказать, что «нэзалэжная» изначально не очень-то привлекала китайских товарищей. Во-первых, задействована ее инфраструктура могла быть лишь на участке Турция-Россия-Белоруссия. Однако после того, как Киев начисто испортил отношения сперва с Москвой, а с недавних пор умудрился вдрызг рассориться и с Минском, об этом не стоит и говорить. Кроме того, даже если предположить использование для нужд «пути» украинских морских портов, то это породит больше проблем, чем принесет выгоды. Что сами они, что, в особенности, идущие к ним автомобильные и железнодорожные магистрали, потребовали бы для приведения даже в относительно «божеский вид» таких вложений, которые в Поднебесной попросту не сочли рентабельными. Впрочем, после истории с «Мотор Сичю» ни о каких китайских инвестициях в «нэзалэжной» не может идти и речи. Особенно с учетом того, что это – далеко не первый случай, когда представители как частных, так и государственных компаний Поднебесной сталкиваются с фантастической деловой нечистоплотностью украинских партнеров, что само по себе является темой для отдельного, весьма увлекательного рассказа... Украине, равно как и прочим странам, не сумевшим или не захотевшим наладить нормальные деловые отношения с Китаем, теперь остается только надеяться на ту самую «демократическую альтернативу» проекту «Один пояс – один путь», которую недавно обсуждали Джо Байден и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. При этом, правда, громадные сомнения вызывает как способность этих стран, представляющих «цивилизованное мировое сообщество» изыскать для собственного начинания средства, хотя бы приблизительно сопоставимые с теми суммами, которые вкладывает в свою инициативу Пекин. Да и зная повадки этих «носителей демократии» можно предположить что их «путь» рано или поздно превратится в натуральную удавку на шее тех «развивающихся государств», которые они стремятся на него наставить. С другой стороны, украинцам не привыкать... Ну, а мы лучше пойдем своим путем рука об руку с китайскими товарищами.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]