Бойницкий замок в Словакии - факты и легенды
---
В Словакии поражает огромное количество хорошо и не очень сохранившихся замков и дворцов. Но даже на этом позитивном фоне Бойницкий замок (Boynicky zamok) особенный. Его обошли стороной и войны, и разруха, и мародёры, и беспощадная реконструкция. Точнее сказать - почти обошли. Ведь в его 900-летней истории тоже случалось всякое - пожары, перестройки и кражи. Тем удивительнее посетить это место, где легенды переплелись с былью в запутанный клубок истории.
Мы не пожалели ни времени, ни денег (вход по меркам Словакии не дёшев) и в результате окунулись в необыкновенную атмосферу сказок, тайн и загадок.
Публикуется повторно из архивов ЖЖ!
2.
Страницы интернета на тему Бойнице наполнены всякими перепечатками и домыслами в которых, как в игре в глухой телефон, многое напутано и переиначено. К примеру, возле самого входа в замок растёт огромная липа, сама по себе являющегося историческим памятником Словакии. Легенды гласят, что посадил её венгерский король Матей то ли 900, то ли 800 лет назад. Ещё пишут, что в обхвате ствол липы составляет 30 метров. На фото внизу хорошо видно, что правда явна приукрашена. Возраст легендарной липы 700 лет, а величина обхвата 12,5 метра.
3.
С самим Бойницким замком всё на много сложней. Здесь уже невозможно разобрать, где заканчивается правда и начинается вымысел. А нужно ли это делать? Ведь в истории Бойнице настоящее раздолье для всевозможных легенд и сказок. Сами местные музейщики раздувают всякие небылицы о замковых приведениях, приглашают сюда экстрасенсов и специалистов по спиритизму, устраивают шабаши ведьм и ежегодный бал Ужасов. Такая маркетинговая политика действует и от посетителей Бойнице не знает покоя.
4.
Главным вдохновителем и реформатором замка стал граф Ян Палффи. Именно на нём закончилось 300-летнее владение замком знатной семьёй Палффи. И именно Яна Палффи можно благодарить за современную музейную историю замка. Этот удивительный человек был страстным путешественником и коллекционером. Имея в своей собственности кроме шести замков в Словакии, ещё дворцы в Вене, Будапеште и Париже, он каждый из них попытался стилизовать и украсит по своему. Бойницкий замок был любимым детищем графа. Именно благодаря ему, замок приобрел современный вид в романтическом ореоле французских замков на Луаре. Конструкция замка представляет собой, так называемый, "опрокинутый стол", соединяющим в себе элементы готики и ренессанса. Это хорошо видно на одном из деревянных макетов внутри экспозиции.
5.
Но настоящие сокровища скрыты внутри замка. Во время экскурсии можно понять в насколько ценном для словаков месте мы очутились. За каждой группой посетителей неустанно следят множество смотрителей замка. Ни к чему притрагиваться нельзя, нигде задерживаться не полагается. Фотографировать можно только после уплаты немалой суммы денег и только без вспышек. Всё очень строго!
В начале это кажется немного смешным, но постепенно каждый начинает проникаться особой аутентикой замка. В убранстве каждого коридора, комнаты или зала всё продумано до мельчайших подробностей. Каждое помещение и каждый этаж стилизованы по своему. Здесь много резного дерева, мрамора, хрусталя и позолоты. Так восточный зал украшен старинной турецкой облицовкой, в котором мелко нарезанный орнамент обит шелком, украшенным позолотой и вензелями-медальонами. Эта облицовка часть наследия сербских королей. Искуснейшая работа!
6.
Золотой зал поражает богатейшим интерьером, который обрамлён удивительным потолком, изготовленным из резной сосны и покрытым листовым золотом. В этот дорогой орнамент врезаны 138 фигур ангелов, причём все с разными выражениями лиц.
7.
В самом центре этого потолочного произведения искусств помещён ангел, держащий фамильный герб семьи Палффи с латинской надписью на ленточке "Omnia cum tempore". Этот любимый девиз графа Яна Палффи можно дословно перевести, как "Моё со временем". Изречение, звучит, как самоирония, узнавая, что сам граф этот ангельский потолок так и не увидел из-за своей смерти.
8.
Потолки, стены и полы в замке вообще уникальны для каждого из залов. А залов здесь огромное количество. В музыкальном салоне, стены и потолок обиты гобеленом с рисунками на темы идиллических сельскохозяйственных сцен. А в Зимнем саде постоянную температуру поддерживала уникальная для своего времени система отопления в продушинах пола. Здесь же можно осмотреть голанскую фаянсовую печку с игровыми столами для рулетки, карт и шахмат.
9.
Вообще, фетишей у графа было множество. В экспозиции музея включены богатейшая коллекция картин XVI века, резная мебель, камины, гобелены и обеденные сервизы. А ведь это лишь часть полной коллекции Палффи, беспощадно разбазаренной во время войн и смут прошлого века. К ;примеру, из замка бесследно исчезла огромная коллекция оружия. Но надо отдать должное Яну Палффи - последний в своём роде граф завещал своё имение в качестве музея всей Словакии.
10.
Самый главный экспонат коллекции Палффи - алтарь, состоящий из десяти религиозных полотен работы итальянского мастера XVI века - вернулся сюда лишь в 1995 году. Единственное сохранившееся комплексное полотно этого художника охраняется особенно тщательно. Вблизи посетители могут осмотреть лишь точную копию алтаря. На оригинал же можно взглянуть лишь с почтительного расстояния на балконе второго этажа дворцовой часовни, украшенной многочисленными фресками и шёлком.
11.
Во всём этом богатстве и разностилии поражает отсутствие безвкусицы. Все детали подогнаны одна под другую. В каждой мелочи, будь то фонарь, оконная решётка или дверная ручка, чувствуется тонкий вкус и настроение. Интерьеры внутри и экстерьеры снаружи составляют единое целое. Современникам, конечно, пришлось потрудиться в ревстоврации и поисках исчезнувших коллекций. Зато результат того стоил.
12.
13.
По мраморной лестнице, выбитой прямо в скальной основе замка мы подымаемся на самый вверх в Рыцарский зал и помещение цитадели.
14.
Здесь непривычно пусто и по-военному чисто. Главными украшениями этих помещений являются живописные пейзажи окрестностей Бойнице, открывающиеся из узких оконных проёмов. Но для разнообразия устроители музея внутри цитадели устроили выставку мебели, фарфора, керамики и скульптуры XIX века. Но то ли из-за толщины витрин, то ли из-за особой атмосферы самого верхнего этажа замка, значительно интереснее осматривать окрестности, а не экспонаты за стеклом.
15.
16.
Когда, казалось бы уже уставших от постоянного блеска и роскоши посетителей ничем не удивишь, экскурсовод ведёт всю группу в родовую усыпальницу семьи Палффи. В этом очень специфическом помещении по центру стоит огромный саркофаг из красного мрамора. Внутри в цинкового гроба лежит хозяин несметных сокровищ замка Бойниц - сам граф Ян Палффи.
17.
Мистику нагоняет история о таинственной жидкости тёмно-красного цвета, которая начала сочиться из саркофага в 1950 году, как раз во время начавшейся полномасштабной реставрации замка. Химическая и бактериологическая экспертиза подтвердила полную безвредность её состава. Ещё более удивительным фактом стало и то, что жидкость так же внезапно перестала сочиться в 1995 году, именно тогда, когда в замок вернулся любимейший экспонат графа - драгоценный алтарь, описанный выше. Хотя скептики наверняка скажут, что в этом чуде виноват прохудившийся гроб графа и бальзамирующее вещество, которой было залито тело Яна Палффи после смерти.
18.
19.
Чтобы окончательно добить испуганных посетителей экскурсия спускается в самые недры основы замка, скалы вулканического происхождения. Там где-то внутри на глубине 26 метров расположена большая пещера, обрамленная двумя небольшими озерцами. Из неё наружу выходит глубокий колодец. Именно после его расчистки реставраторам замка заново удалось открыть эту удивительную пещеру, в которой, судя по находкам, люди жили ещё в каменном веке.
20.
На прощание ошеломленной от всего увиденного группе посетителей экскурсовод рассказывает ещё одну легенду Бойницкого замка. Говорят, граф Ян Палффи, не просто так затеял генеральную реконструкцию замка. Виной тому, как водится, была несчастная любовь к некой француженке, которая и потребовала от графа превратить Бойнице в подобие французских замков на Луаре. Граф выполнил эти условия, но его возлюбленная вышла замуж за другого. Ян Палффи скончался в полном одиночестве, оставив замок в наследство всему человечеству. Усталый скептик не станет спорить с романтической легендой. Ведь всем нам так хочется хоть иногда верить в сказки...
21.
Взято: lavagra.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]