Потеря российского транзита толкает Прибалтику к реиндустриализации
18.03.2021 6 719 0 +191 vagenleitner

Потеря российского транзита толкает Прибалтику к реиндустриализации

---
+191
В закладки
Потеря российского транзита толкает Прибалтику к реиндустриализации этого, правительства, нужны, Кариньш, латвийские, Прибалтики, Латвии, рабочие, места, возить, совсем, будет, между, новые, начала, Через, Западной, своей, порты, Латвия

Потеря российского транзита толкает Прибалтику к реиндустриализации этого, правительства, нужны, Кариньш, латвийские, Прибалтики, Латвии, рабочие, места, возить, совсем, будет, между, новые, начала, Через, Западной, своей, порты, Латвия

Политика экономического давления, оказываемая в последние годы Кремлем на страны Прибалтики, дала неожиданный, но вместе с тем вполне ожидаемый результат. Потеряв российские, а заодно и белорусские транзитные потоки, прибалты теперь задумались о реиндустриализации. О наличии подобных планов заявил глава латвийского правительства Кришьянис Кариньш. Что же может из этого получиться? Все это звучит довольно иронично. Дело в том, что Прибалтика получила в наследство от СССР развитую тяжелую промышленность, от которой начала стремительно избавляться после обретения независимости, и безусловным лидером по этому процессу была именно Латвия. Каждый когда-то слышал названия РАФ, ВЭФ, «Альфа», «Радиотехника» и прочие успешные латвийские бренды. Все они были немедленно названы «советскими монстрами», неэффективными, энергозатратными и убыточными, а потому тянущими Латвию обратно в «совок». По темпам ликвидации своей промышленности Рига обогнала даже Вильнюс и Таллин. Взамен ей пророчили стать «Балтийской Швейцарией», где основная ставка будет сделана на банковский и страховой сектор, а уровень благосостояния латышей приблизится к Скандинавии. Что из этого вышло на практике, хорошо известно. Более половины трудоспособного населения Прибалтики разъехалась по другим странам Евросоюза, где работа есть, а заработные платы выше, и возвращаться не собирается. Кроме «Рижского бальзама», шпрот и кондитерской фабрики «Лайма» особых производств в Латвии не осталось. Что еще поддерживало «прибалтийских тигров» на плаву? Разумеется, их традиционная роль транзитера между Россией и Белоруссией, с одной стороны, и Западной Европой, с другой. Через латвийские и литовские порты шли нефтепродукты, минеральные удобрения, уголь и прочие насыпные грузы. Однако фирменная русофобия прибалтов подпилили и этот сук. Москва несколько лет назад начала процесс переориентации своих грузопотоков на собственные порты на Балтийском море. Теперь ее примеру вынужденно последовал и Минск, решивший проучить Литву за проявленную «лукашенкофобию». Через Усть-Лугу пойдет половина экспортных объемов белорусских нефтепродуктов, а в перспективе за ними могут последовать и калийные удобрения. Надежды Риги перехватить их у России не оправдались. Самое интересное то, как латвийские власти теперь это комментируют. Чего стоит выступление главы правительства страны Кришьяниса Кариньша, который заявил следующее: Это устаревшая мысль, что транзит нас спасет. Мост между Востоком и Западом. Ну куда он нас заведет… И это самое транзитное мышление — покупать, продавать, везти, что мы станем богатыми, — мы поэтому не являемся богатыми. Подход оригинальный, ничего не скажешь. Оказывается, Латвия за прошедшие тридцать лет не разбогатела до скандинавского уровня только из-за того, что была вынуждена возить российские транзитные грузы. И правда, уголь – штука грязная, экологически вредная, вместо него лучше возить какие-нибудь контейнеры, но вот откуда они возьмутся? Нет ответа. В общем, перед нами типичный образчик «позитивного мышления». Еще интереснее рецепт успеха, который предложил для Латвии выходец из США Кришьянис Кариньш: Противоядием является реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты для людей. Глава правительства предлагает провести в стране некую «интеллектуальную индустриализацию», которая создаст новые высокооплачиваемые рабочие места для большого количества людей, а сделать ее надо на деньги Европейского союза. Вот это поворот! По своей сути, это означает признание ошибочности всего предыдущего экономического курса за минувшие 30 лет, когда производилась системная деиндустриализация. И следует признать, что вывод премьер-министром сделан верный, но вот что выйдет из этого на практике? Во-первых, из тех 2 миллиардов евро Европейского фонда восстановления экономики, на которые рассчитывает Кариньш, непосредственно на экономическое развитие отведено только 5% от суммы. Тут особо не разгуляешься: пилить заводы на металлолом – это совсем не то, что их строить с нуля. Во-вторых, кто будет на этих «интеллектуальных» производствах работать? Для этого нужны высококвалифицированные кадры, а с ними в Латвии напряг. Имевшиеся ранее уехали на заработки за границу, а новых не выучили за ненадобностью. Советские НИИ и КБ ликвидированы, а профессиональное техническое образование практически уничтожено из-за принудительного перевода процесса образования на латвийский язык. В-третьих, не совсем понятно, почему глава латвийского правительства считает, что рендустриализацию восточноевропейской периферии одобрят Берлин и Париж, которым никакие конкуренты объективно не нужны. Рынок Западной Европы давно поделен, новые игроки на нем никому не нужны. Теоретически сбыт возможен в Евразийском союзе, но при нынешнем политическом курсе Прибалтики это просто нереально. Таким образом, некий голос разума в руководстве бывших советских республик постепенно начинает просыпаться, однако до реальных перемен еще очень далеко.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]