«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова
07.03.2021 8 015 0 +179 dime

«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова

---
+179
В закладки
Ольга АБАРИНОВА

«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова Андрей, Миронов, Миронова, Андрея, фильме, сцене, отношения, артист, сцены, фильма, Градовой, Андрею, рассказывал, Театра, полной, посмотрели, сатиры, спектакля, когда, режиссёр

Уже на вершине славы, став известным артистом, Андрей Миронов говорил в одном из интервью: «Я старался учиться у всех, с кем сталкивался, у книг, у мастеров прошлого, у своих товарищей. Это процесс непроизвольный: артист впитывает в себя впечатления, ассоциации, образы – и потом, в нужный момент, они являются из кладовой его эмоциональной памяти». Семья, в которой вырос Андрей, без сомнения, оказалась тем изначальным источником, из которого он черпал «впечатления, ассоциации и образы».

«Стихия счастливой игры»

Родители Андрея, Мария Владимировна Миронова и Александр Семёнович Менакер, артисты московского Театра эстрады и миниатюр, выступали обычно в паре, и этот дуэт, по словам театроведа Бориса Львова-Анохина, с восторгом принимали в самых разных городах огромной страны. «Их разговоры, споры, ссоры, препирательства заставляли стонать от смеха огромные залы, – вспоминал он. – Их дом был счастливым, в нём никогда не прекращалась игра. Быт был весело театрализован, состоял из талантливейших импровизаций, этюдов, остроумных пассажей. Стихия счастливой игры пронизывала их существование на сцене и в жизни».

«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова Андрей, Миронов, Миронова, Андрея, фильме, сцене, отношения, артист, сцены, фильма, Градовой, Андрею, рассказывал, Театра, полной, посмотрели, сатиры, спектакля, когда, режиссёр

Родители Андрея – Мария Миронова и Александр Менакер

Андрей родился за несколько месяцев до начала Великой Отечественной, 7 марта 1941 года. Первым артистические задатки разглядел в мальчике Зиновий Гердт. Однажды он встречал у Мироновых Новый год, а на следующий день, вновь придя к ним, увидел, как Андрюша изображает вчерашних гостей. «Было страшно похоже, – рассказывает Гердт. – Но это была не имитация. Я знаю многих пародистов, которые клинически напоминали своих персонажей. Напоминали. А Андрей совершенно свободно существовал в чужой шкуре: он разговаривал на любые темы, но от имени данного лица. Я был в изумлении. И я понял – это будет актёр».

«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова Андрей, Миронов, Миронова, Андрея, фильме, сцене, отношения, артист, сцены, фильма, Градовой, Андрею, рассказывал, Театра, полной, посмотрели, сатиры, спектакля, когда, режиссёр

Андрей Миронов – школьник

Учёба в «Щуке» и первые кинороли

Летом 1958-го, окончив школу, Андрей поступил в знаменитую «Щуку» – театральное училище им. Бориса Щукина. И уже в 1960 году режиссёр Юлий Райзман предложил ему одну из ролей в фильме «А если это любовь?». После премьеры фильма Миронова стали узнавать на улицах. По окончании училища он вступил в труппу московского Театра сатиры и вскоре получил приглашение на съёмки в комедии «Три плюс два» вместе с Геннадием Ниловым, Евгением Жариковым, Натальей Фатеевой и Натальей Кустинской.

«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова Андрей, Миронов, Миронова, Андрея, фильме, сцене, отношения, артист, сцены, фильма, Градовой, Андрею, рассказывал, Театра, полной, посмотрели, сатиры, спектакля, когда, режиссёр

Кадр из фильма «Три плюс два»

Раймонд Паулс, аранжировавший музыку к фильму, позднее рассказывал, что Миронов талантливо имитировал джазовых исполнителей, замечательно танцевал и двигался. «Потом я много раз видел, – вспоминал Паулс, – как он использовал этот свой музыкально-пластический дар в разных фильмах. Такие номера в стиле варьете ему очень удавались».

На съёмках Андрей влюбился в Наталью Фатееву. К тому моменту она развелась с первым мужем, и Миронов уговаривал артистку стать его женой. Марию Владимировну эти отношения крайне нервировали: её раздражала мысль о невестке, которая уже успела побывать замужем, воспитывала сына да к тому же обладала весьма своенравным характером. В конечном счёте Миронов и Фатеева расстались, однако сумели сохранить дружеские отношения. Именно Наталья в декабре 1963-го познакомила артиста с Ларисой Голубкиной, незадолго до этого блестяще исполнившей главную роль в фильме «Гусарская баллада». Всерьёз увлекшись Ларисой, Андрей не раз предлагал ей выйти за него замуж, но та не соглашалась.

«Звёздные» шестидесятые

В середине 1960-х Миронов играл уже ведущие роли в нескольких знаковых для Театра сатиры спектаклях. А в 1968-м режиссёр Леонид Гайдай, снимавший в те годы невероятно смешные эксцентрические кинокомедии, пригласил его на съёмки фильма «Бриллиантовая рука». Андрею предстояло сыграть роль контрабандиста Гешу Козодоева – вылощенного, до невозможности пижонистого, то и дело попадающего в анекдотичные и нелепые ситуации. Особый мироновский «шик» пришёлся тут как нельзя более кстати. В картине снимались также Юрий Никулин и Анатолий Папанов, непревзойдённые корифеи комедийного жанра. «Звёздный» состав обеспечил фильму феноменальный успех: его посмотрели более 76 млн зрителей.

Познакомившись весной 1971-го с актрисой Екатериной Градовой, Миронов вскоре сделал ей предложение. Мать Андрея отнеслась к Кате доброжелательно: она видела в ней человека «своего круга», поскольку отец девушки был архитектором и академиком, а мать – актрисой театра им. Гоголя. Свадьбу отпраздновали 30 ноября. В 1973-м у Екатерины и Андрея родилась дочь, которую назвали Марией в честь бабушки. И в том же году 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны», где Градова незабываемо сыграла радистку Кэт, вышел на экраны.

«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова Андрей, Миронов, Миронова, Андрея, фильме, сцене, отношения, артист, сцены, фильма, Градовой, Андрею, рассказывал, Театра, полной, посмотрели, сатиры, спектакля, когда, режиссёр

Екатерина Градова в роли радистки Кэт («Семнадцать мгновений весны»)

«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова Андрей, Миронов, Миронова, Андрея, фильме, сцене, отношения, артист, сцены, фильма, Градовой, Андрею, рассказывал, Театра, полной, посмотрели, сатиры, спектакля, когда, режиссёр

Свадьба Андрея Миронова и Екатерины Градовой

Позднее, уже расставшись с Мироновым, Екатерина будет вспоминать, что в домашней жизни Андрей был иным, нежели на сцене. «Дома это был молчаливый, скромный и заботливый человек, уставший от своего публичного существования, измученный обязанностью постоянно фонтанировать, – рассказывала она. – Андрей оберегал свой дом от проникновения в него всеобщего шутовства и грязи».

Корифей «лёгкого» жанра

В марте 1974 года на широкий экран вышли «Невероятные приключения итальянцев в России» – комедия в жанре буффонады, изобиловавшая сногсшибательными автомобильными трюками; были сняты уникальные эпизоды с экстренной посадкой пассажирского самолёта на Минскую автостраду, неповторимые сцены с участием живого льва и т.п. Картину ожидал большой успех – её посмотрели почти 50 млн зрителей. А осенью 1974-го Миронов получил звание "Заслуженный артист РСФСР".

«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова Андрей, Миронов, Миронова, Андрея, фильме, сцене, отношения, артист, сцены, фильма, Градовой, Андрею, рассказывал, Театра, полной, посмотрели, сатиры, спектакля, когда, режиссёр

Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

И той же осенью они расстались с Екатериной Градовой, хотя добрые отношения между ними сохранятся. Пожив некоторое время с родителями, Миронов затем переехал к Голубкиной; в 1977 году они официально оформили свои отношения. Андрей удочерил Машу, дочь Ларисы (отцом девочки был сценарист Николай Щербинский-Арсеньев, с которым Голубкина прервала отношения ещё до того, как их дочь появилась на свет).

«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова Андрей, Миронов, Миронова, Андрея, фильме, сцене, отношения, артист, сцены, фильма, Градовой, Андрею, рассказывал, Театра, полной, посмотрели, сатиры, спектакля, когда, режиссёр

Андрей Миронов с Марией Владимировной, Ларисой Голубкиной и Машей

В дальнейшем Миронов создал ещё целую галерею неповторимых, запомнившихся, очень по-своему сыгранных образов: ловеласа и повесы Фадинара в водевиле «Соломенная шляпка», Чацкого в грибоедовской комедии «Горе от ума», Остапа Бендера в телефильме Марка Захарова «Двенадцать стульев»; он снялся в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», в киноленте «Блондинка за углом» (выйдя в прокат, она подверглась резкой критике, а сам Андрей считал, что фильм был испорчен бесконечными переделками – его пришлось переснимать 7 раз); в январе 1979-го на экраны вышел очередной шедевр с его участием – «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца в режиссуре Марка Захарова.

«Он уходил со сцены мокрый»

Актёр Лев Дуров вспоминал, как в 1979-м они с Мироновым репетировали свои роли в постановке Анатолия Эфроса «Продолжение Дон Жуана». «Репетиции проходили весело, – рассказывал он, – мы валяли дурака, импровизировали… Это уж я потом узнал, что Андрей тяжело болен. У него был жуткий фурункулёз. Играл он бесподобно, с полной отдачей, не щадил себя. А после спектакля, когда переодевался, у него вся рубашка была в крови… Я думаю, роль Дон Жуана – одна из лучших работ Миронова: сплав его звонкого, хрустального, полётного таланта – и трагизма, о котором постоянно говорил Анатолий Васильевич Эфрос».

Действительно, очень многие из зрителей поддавались этому обману зрения: Миронов казался легкомысленным гением, блестяще играющим любую роль безо всякого усилия, а на самом деле он, по многочисленным свидетельствам коллег-артистов, работал, пахал, вкалывал на сцене. Кинорежиссёр Леонид Менакер, троюродный брат Миронова, вспоминал: «У Андрюши был мощный талант, но он адски над собой работал… Однажды в Питере он меня вытащил на свой концерт в захудалый Дом культуры работников пищевой промышленности. Андрей выкладывался на всю катушку. Он уходил со сцены мокрый, менял по две-три рубашки за вечер. Пахал так, будто это его первая и последняя премьера».

Юрий Никулин, актёр громадного масштаба, рассказывал: «Меня он поражал тем, что, выходя к зрителю, выкладывался весь, уходя со сцены мокрым. Отдавал всё, что имел, что мог, как будто выступал в последний раз. Он всё делал с полной отдачей, а когда вдруг снялся в фильме Германа «Мой друг Иван Лапшин» и так прекрасно сыграл Ханина, то все вдруг поняли, насколько ещё Миронов не исчерпал свои возможности как актёр – не только комедийный, но и драматический».

В самом деле, в 1970-е раскрылась именно драматическая грань таланта актёра: уже в «Двенадцати стульях» у его Остапа Бендера – настолько печальный, временами трагически-безысходный взгляд, что становится понятным – Андрей не просто становился старше, а взрослел, набирался мудрости, и в глазах его всё отчётливее прочитывалось вот это библейское – «во многом знании печалей много». Наверное, если бы Миронову суждено было дожить до преклонного возраста, он сыграл бы и шекспировского короля Лира.

«На телевизионном экране элегантно двигался, легко танцевал, непринуждённо пел актёр, сознающий свою неотразимость, порой смахивающий на фата, фрачного героя, обаятельного бонвивана, – писал Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведённые итоги». – И некоторые зрители отождествляли этот образ с сущностью самого Миронова. А в жизни Андрей был, пожалуй, полной противоположностью своему эстрадному персонажу. Он был застенчив, неуверен в себе, недоволен собой, невероятно деликатен, раним и очень добр».

В декабре 1980 года Андрею Миронову было присвоено звание "Народный артист РСФСР". А осенью 1985-го режиссёр Алла Сурикова начала работать над сценарием комедийного вестерна «Человек с бульвара Капуцинов»: артист дал согласие сниматься в главной роли, которая, собственно, «под Миронова» и создавалась. Премьера состоялась в июне 1987-го, и за год проката фильм посмотрели 60 млн зрителей.

«Звонкий, хрустальный, полётный талант» Андрея Миронова Андрей, Миронов, Миронова, Андрея, фильме, сцене, отношения, артист, сцены, фильма, Градовой, Андрею, рассказывал, Театра, полной, посмотрели, сатиры, спектакля, когда, режиссёр

Андрей Миронов и Николай Караченцов  в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»

Родился и умер на сцене: прекрасная судьба

14 августа 1987 года, когда Театр сатиры гастролировал в Риге, Миронов незадолго до вечернего спектакля в течение двух часов играл в теннис, хотя длительные физические нагрузки были для него крайне нежелательны – у Андрея была аневризма сосудов головного мозга. А вечером, во время спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», артист прямо на сцене потерял сознание. Позднее Маша, дочь Миронова и Екатерины Градовой, вспоминала, что была на этом спектакле и в антракте зашла к отцу за кулисы: «Спросила: «Что у тебя с лицом?» Он говорит: «Немножко на солнце перегрелся – переиграл в теннис». И всё… Он умер на глазах всего зала. Потом кто-то из актёров сказал: прекрасная смерть…»

Скорая доставила Миронова в местную больницу. Врачи поставили диагноз – обширное кровоизлияние в мозг. Артист скончался ранним утром 16 августа, не приходя в сознание.

Он ушёл в 46 лет – и навсегда запечатлелся в нашей памяти молодым. Сегодня Андрею Александровичу было бы 80. Его мать сказала в одном из интервью: «Он родился на сцене [Мария Владимировна продолжала играть во время беременности, и в роддом её увезли прямо со спектакля] и умер на сцене. Для артиста это прекрасная судьба».

Заглавное фото: Андрей Миронов
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]