Как отличить фейк от настоящих новостей
---
Обмануть и посмеяться над простофилями – такие трюки проделывали испокон веков, просто сначала лишь в устной форме, а затем выдуманные новости перекочевали на полосы газет. Назвали данное явление с легкого пера одного бельгийского журналиста времен Наполеона «газетной уткой», который опубликовал в журнале заметку о прожорливости уток. О том, как одна утка съела девятнадцать своих сородичей, предварительно порубленных на кусочки.
Новость взлета в топ (как бы сейчас сказали) и ученые начали всерьез обсуждать этот феномен, но автор через время признался в розыгрыше. До широкого распространения интернета «газетные утки» всего не имели каких-то серьезных последствий. А с англоизацией интернет-пространства и после того, как монетизация сайтов начала напрямую зависеть от их посещаемости, в массовый обиход вошел смысловой аналог «утки» – знакомый всем «фейк».
То, что поддельные новости — это реальная проблема современности, нет нужды объяснять. Соцсети и новостные порталы, как распространители фейков, по-своему реагируют на их появление, но они коммерчески заинтересованные фигуры. Вот и получается, что, если хочешь получать объективную информацию, то фильтруй все прочитанное, даже если сайту трижды доверяешь.
Как называют это ученые – работай над собственной медиаграмотностью.
1. Домен и URL
Это первое, на что нужно обратить внимание. У официальных новостных агентств и СМИ обычно есть собственные домены. Однако если в адресной строке вы видите, например, .com.co, то стоит покопаться и проверить, на сколько можно доверять этому сайту, даже если он профессионально сверстан и выглядит знакомо. Например, abcnews.com — надежный источник, а abcnews.com.co — нет, несмотря на то, что внешне они слабо отличаются.
Настоящий abcnews.com
Подражатель abcnews.com.co
2. Раздел «О нас» (About)
На большинстве информационных сайтов там будет указано информагентство, с которым они сотрудничают, кто владелец портала, в чем его миссия и какой политики он придерживается. Обычно этот раздел пишут деловым языком. Если вы уловили слишком пафосную или даже мелодраматическую интонацию, перепроверьте в чем тут дело. Как минимум, загуглите информацию о владельцах сайта, они точно должна быть в сети.
3. Цитаты
Большинство публикаций основаны на сообщениях нескольких источников: это могут быть профессионалы из отрасли или эксперты. Если тема спорная, в статье, скорее всего, будут цитаты — и много. Посмотрите, куда ведут ссылки с цитат, погуглите, что другие ученые говорят о проведенном ими исследовании, а лучше прочитайте его опубликованные результаты (особенно это касается фраз типа: «Британские ученые выяснили…»).
4. Первоисточник
Когда обнаружите цитаты, посмотрите, кто именно и что сказал. Проверьте, насколько это авторитетный источник, и насколько полной информацией о нем располагает Google. Например, вы читаете новость о том, что Путин хочет поднять пенсию на 50%, а потом идет цитата. Владимир Путин — государственный деятель, чьи публичные высказывания всегда документируются. Забейте в поисковик эти цитаты. Обратите внимание на контекст — о чем была речь, к кому и когда он обращался. Даже если он давал эксклюзивное интервью, та же цитата будет использована и в других сообщениях с отсылкой к первоначальному источнику.
5. Комментарии
Соцсети – кладезь фейков. Понятно, что заголовки пишут с расчетом привлечь читателя, но они все же должны отражать точный смысл дальнейшего повествования. Чего в последнее время все меньше...Чаще всего заголовки пишутся броскими и провокационными, искажающими суть содержания статьи, а в итоге все вместе оказывается откровенной ложью. Под такими новостями, обычно масса комментариев. Пробегитесь глазами, если большинство пользователей утверждают, что эта новость не более чем утка, скорее всего, так и есть.
Сегодня один за другим генерируются фейки такого уровня, что на них легко покупаются даже прожженные журналисты. Поэтому совершенно нелишне периодически проверять информацию и не принимать на веру все, что пишут.
По материалам: mediakritika.by, ru.insider.pro
Новость взлета в топ (как бы сейчас сказали) и ученые начали всерьез обсуждать этот феномен, но автор через время признался в розыгрыше. До широкого распространения интернета «газетные утки» всего не имели каких-то серьезных последствий. А с англоизацией интернет-пространства и после того, как монетизация сайтов начала напрямую зависеть от их посещаемости, в массовый обиход вошел смысловой аналог «утки» – знакомый всем «фейк».
То, что поддельные новости — это реальная проблема современности, нет нужды объяснять. Соцсети и новостные порталы, как распространители фейков, по-своему реагируют на их появление, но они коммерчески заинтересованные фигуры. Вот и получается, что, если хочешь получать объективную информацию, то фильтруй все прочитанное, даже если сайту трижды доверяешь.
Как называют это ученые – работай над собственной медиаграмотностью.
1. Домен и URL
Это первое, на что нужно обратить внимание. У официальных новостных агентств и СМИ обычно есть собственные домены. Однако если в адресной строке вы видите, например, .com.co, то стоит покопаться и проверить, на сколько можно доверять этому сайту, даже если он профессионально сверстан и выглядит знакомо. Например, abcnews.com — надежный источник, а abcnews.com.co — нет, несмотря на то, что внешне они слабо отличаются.
Настоящий abcnews.com
Подражатель abcnews.com.co
2. Раздел «О нас» (About)
На большинстве информационных сайтов там будет указано информагентство, с которым они сотрудничают, кто владелец портала, в чем его миссия и какой политики он придерживается. Обычно этот раздел пишут деловым языком. Если вы уловили слишком пафосную или даже мелодраматическую интонацию, перепроверьте в чем тут дело. Как минимум, загуглите информацию о владельцах сайта, они точно должна быть в сети.
3. Цитаты
Большинство публикаций основаны на сообщениях нескольких источников: это могут быть профессионалы из отрасли или эксперты. Если тема спорная, в статье, скорее всего, будут цитаты — и много. Посмотрите, куда ведут ссылки с цитат, погуглите, что другие ученые говорят о проведенном ими исследовании, а лучше прочитайте его опубликованные результаты (особенно это касается фраз типа: «Британские ученые выяснили…»).
4. Первоисточник
Когда обнаружите цитаты, посмотрите, кто именно и что сказал. Проверьте, насколько это авторитетный источник, и насколько полной информацией о нем располагает Google. Например, вы читаете новость о том, что Путин хочет поднять пенсию на 50%, а потом идет цитата. Владимир Путин — государственный деятель, чьи публичные высказывания всегда документируются. Забейте в поисковик эти цитаты. Обратите внимание на контекст — о чем была речь, к кому и когда он обращался. Даже если он давал эксклюзивное интервью, та же цитата будет использована и в других сообщениях с отсылкой к первоначальному источнику.
5. Комментарии
Соцсети – кладезь фейков. Понятно, что заголовки пишут с расчетом привлечь читателя, но они все же должны отражать точный смысл дальнейшего повествования. Чего в последнее время все меньше...Чаще всего заголовки пишутся броскими и провокационными, искажающими суть содержания статьи, а в итоге все вместе оказывается откровенной ложью. Под такими новостями, обычно масса комментариев. Пробегитесь глазами, если большинство пользователей утверждают, что эта новость не более чем утка, скорее всего, так и есть.
Сегодня один за другим генерируются фейки такого уровня, что на них легко покупаются даже прожженные журналисты. Поэтому совершенно нелишне периодически проверять информацию и не принимать на веру все, что пишут.
По материалам: mediakritika.by, ru.insider.pro
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]