Прогулка по бывшей Бескудниковской железнодорожной ветке.
---
1) Прочитав впервые статью в Википедии о когда-то проходившей на месте нынешних спальных районов на севере Москвы Бескудниковской железнодорожной ветке, меня заинтересовала тема изменения пространства за 30-летний промежуток времени со времени закрытия этой жд-линии в 1987 году. Интересно даже было сравнить нынешний городской пейзаж со старыми чёрно-белыми снимками 1980-х гг., чтобы впечатлиться тому, как городская инфраструктура способна видоизмениться коренным образом.
На фото - памятник упразднённой Бескудниковской ветке, установленный в 2005 году на пересечении улицы Декабристов и проезда Якушкина в 500 метрах от метро Отрадное.
2) К сожалению, ранее у меня не было подобное опыта исследования, оттого не исключаю, что многие уцелевшие фрагменты ветки мог упустить в виде шпал и рельс, контактной сети или семафоров. Я прошёл 5-километровый отрезок бывшего пути от уцелевшего моста через Яузу в районе парка через улицу Декабристов, Алтуфьевский мост, выйдя через гаражи и промзону к станции Бескудниково Савёловского направления.
Самой ветка была существовавшая в 1900-1987 гг. линия, связывавшая Ярославское и Савёловское направления Московской железной дороги. Инициатором строительства стал глава Московско-Ярославской железной дороги, меценат и предприниматель Савва Морозов (само савёловское направление рассматривалось тогда как ответвление от ярославской дороги, куда поезда ходили с Ярославского вокзала или с платформы Лосиноостровская). С открытием в 1902 году Савёловского вокзала, сама ветка стала вспомогательной. В 1908 году параллельно Бескудниковской ветке были сооружены пути Московской окружной железной дороги (будущий МЦК с 2016 года), из-за чего загруженность линии ещё больше сократилась вплоть до 1930-х гг. до открытия научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (нынешнего Института пути). Пассажирское движение на линии было открыто в 1940-е гг. вместе с электрификацией всего участка.
В 1960 году вся Бескудниковская железнодорожная линия была включена в состав Москвы, после чего начинается её упадок и последующее закрытие в 1987 году в связи с развитием Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязейской линий метро вместе с пуском трамвайных линий. На месте путей были построены многоэтажные дома, а на пересечении с ними расположилась станция метро «Отрадное».
Оригинал фото с сайта http://www.beliaev.de/photos/blsv-otradnoe.html
3) Практически все рельсы были демонтированы к середине 2000-х годов. Дольше всего сохранялись участки пути от станции Лосиноостровская до улицы Лётчика Бабушкина (демонтированы в 2003—2004 гг.) и от станции Бескудниково почти до Алтуфьевского шоссе (демонтированы к середине 2005 года). У северного выхода станции метро «Свиблово» до 2009 года сохранялось частично забетонированное рельсовое звено (уничтожено при строительстве торгово-развлекательного центра).
Сохранился железнодорожный мост оригинальной архитектуры через реку Яуза, в 2001 году переоборудованный в пешеходный. В ходе реконструкции с моста были убраны деревянные элементы конструкции, он был сужен и оборудован перилами.
4) Сейчас здесь лишь пешеходный мостик, не всякий раз можно догадаться, что это бывшей железнодорожный переезд.
5)
6) Мост в 1984 году.
7) Фрагмент какого-то репортажа от 1 канала Останкино в 1994 году (почти вся дорога разобрана, здесь до начала 2000-х будут сохраняться рельсы).
8) Путь в сторону моста.
9) Нынешний пешеходный мост.
10) Он же в 1982 году.
11)
12)
13) С моста - вид на Яузу в сторону усадьбы Свиблово.
14) Не стал писать отдельный пост с видами парка, поэтому позволю небольшое лирическое отступление, чтобы полюбоваться красотой весенней серости, которую я люблю.
15)
16)
17) Первый опыт в съёмки местной фауны.
18) Не одна же только архитектура.
19) От моста пройдём теперь к началу улицы Декабристов и гаражному кооперативу.
20) Сразу за бывшей платформой Отрадное в сторону моста через Яузу в 1990 году. (оригинал фото на сайте http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=290821&LNG=RU#picture).
21) Здесь проходила бывшая ветка.
22) Внутри гаражного кооператива - бывшая платформа "Отрадное" закрытой линии (это единственная сохранившаяся постройка всей Бескудниковской ветки). Автобусная остановка вблизи платформы, ранее называвшаяся «Платформа Отрадное», сейчас сохраняет название «Отрадное».
23)
24) А теперь сравним.
25)
26) Демонтированная платформа Отрадное и кассовый павильон с остатками названия...
27) Колея проходила по этой дороге.
28) Пересечение с Олонецкой улицей на месте нынешнего здания школы, куда линия шла в сторону метро "Отрадное",
29) Уцелевшая насыпь. Прямо по курсу железнодорожной линии - офисное здание 1994 года постройки по Декабристов д.38 к.1,
30) Далее мы встречаем памятник разобранной ветке, показанный на заглавном фото к посту.
Композиция состоит из фонаря на консоли сохранившейся опоры бывшей контактной сети, колёсной пары на небольшом фрагменте рельсошпальной решётки и детского паровозика. При обустройстве памятника не было учтено истинное расположение пути, и рельсы лежат перпендикулярно реальному направлению ветки. При этом паровоз направлен верно, в сторону платформы Отрадное.
31) Дорога шла прямо на месте ныне существующего жилого дома
32)
33) Станция метро "Отрадное" и улица Хачатуряна, где Бескудниковская линия была на месте ларьков и летнего цветника.
34) Переезд через ветку на фрагменте кинофильма "Вам и не снилось" (1980 год).
35) Вид разбираемой железной дороги в сторону платформы "Отрадное". Слева и справа виден забор стройплощадки одноименной станции метро. Фото сделано примерно с того же места, что и три предыдущих снимка.
36) Зафиксируем эту позицию и обратите внимание на жилой дом №1 правее дороги по Северному бульвару.
37) Снимок 1979 года с того места, где сейчас выход из метро «Отрадное» на ул. Хачатуряна.
38) На фото - перекрёсток улицы Декабристов с улицей Санникова. На фото - жилой дом 10, корпус 3.
39) Та же улица Санникова, только без дома 10, корпус 3 на улице Декабристов.
40) Ещё снимок, где сейчас парковка к ТЦ "Золотой Вавилон".
41)
42) Прямо стою чуть левее бывшей жд-линии.
43) Ещё один бывший въезд.
44) Место бывшей платформы "Слободка". А теперь вновь приготовьтесь.
45) Фото 1979 года.
46) А это в 1989 году.
47) Заделанный железнодорожный проезд под мостом Алтуфьевского шоссе.
48) Тот же путепровод со стороны бензоколонки.
49) Далее уже идёт закрытая территория промпредприятия, куда я бы при всём желании не смог бы пройти. Пришлось идти вдоль путей по ещё одному гаражному комплексу.
50) Просунув через щель забора фотоаппарат удалось снять более явные следы участка жд-линии, разобранной в 2006 году, которая даже до 2002 года использовалась для обслуживания склада при ОАО «НИКИМТ-Атомстрой».
51) С противоположной стороны я вновь вышел на саму линию после ворот на запретную территорию.
52) Местность абсолютно неприглядна и замусорена, поэтому старался снимать наиболее ухоженные участки.
53) Рядом с ней находится грузовая Межведковская железнодорожная ветка, которая также выходит к станции Бескудниково Савёловского направления.
54) За этими гаражами и находятся ряд рисунков, разукрашенных местными школьниками, чтобы хоть немного облагородить местность. Оказывается, у всех гаражей есть запасной выход как-раз в сторону этого пути. Один человек вышел так справить нужду, я же сначала подумал, что со мной может произойти аналогичный случай со случайными свидетелями в НТВ-шных мужских сериалах.
55) Вид с насыпи на Путевой проезд.
56) Остаток Бескудниковской ветки справа внизу перед гаражами.
57) Здесь сама же бывшая Бескудниковская ветка выходила к основной магистрали Савёловского направления.
58) Взгляд назад
59)
60) Где-то сразу слева за кустами начиналось ответвление.
61) Такой вот специфический пример железнодорожного туризма в этом репортаже.
На фото - памятник упразднённой Бескудниковской ветке, установленный в 2005 году на пересечении улицы Декабристов и проезда Якушкина в 500 метрах от метро Отрадное.
2) К сожалению, ранее у меня не было подобное опыта исследования, оттого не исключаю, что многие уцелевшие фрагменты ветки мог упустить в виде шпал и рельс, контактной сети или семафоров. Я прошёл 5-километровый отрезок бывшего пути от уцелевшего моста через Яузу в районе парка через улицу Декабристов, Алтуфьевский мост, выйдя через гаражи и промзону к станции Бескудниково Савёловского направления.
Самой ветка была существовавшая в 1900-1987 гг. линия, связывавшая Ярославское и Савёловское направления Московской железной дороги. Инициатором строительства стал глава Московско-Ярославской железной дороги, меценат и предприниматель Савва Морозов (само савёловское направление рассматривалось тогда как ответвление от ярославской дороги, куда поезда ходили с Ярославского вокзала или с платформы Лосиноостровская). С открытием в 1902 году Савёловского вокзала, сама ветка стала вспомогательной. В 1908 году параллельно Бескудниковской ветке были сооружены пути Московской окружной железной дороги (будущий МЦК с 2016 года), из-за чего загруженность линии ещё больше сократилась вплоть до 1930-х гг. до открытия научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (нынешнего Института пути). Пассажирское движение на линии было открыто в 1940-е гг. вместе с электрификацией всего участка.
В 1960 году вся Бескудниковская железнодорожная линия была включена в состав Москвы, после чего начинается её упадок и последующее закрытие в 1987 году в связи с развитием Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязейской линий метро вместе с пуском трамвайных линий. На месте путей были построены многоэтажные дома, а на пересечении с ними расположилась станция метро «Отрадное».
Оригинал фото с сайта http://www.beliaev.de/photos/blsv-otradnoe.html
3) Практически все рельсы были демонтированы к середине 2000-х годов. Дольше всего сохранялись участки пути от станции Лосиноостровская до улицы Лётчика Бабушкина (демонтированы в 2003—2004 гг.) и от станции Бескудниково почти до Алтуфьевского шоссе (демонтированы к середине 2005 года). У северного выхода станции метро «Свиблово» до 2009 года сохранялось частично забетонированное рельсовое звено (уничтожено при строительстве торгово-развлекательного центра).
Сохранился железнодорожный мост оригинальной архитектуры через реку Яуза, в 2001 году переоборудованный в пешеходный. В ходе реконструкции с моста были убраны деревянные элементы конструкции, он был сужен и оборудован перилами.
4) Сейчас здесь лишь пешеходный мостик, не всякий раз можно догадаться, что это бывшей железнодорожный переезд.
5)
6) Мост в 1984 году.
7) Фрагмент какого-то репортажа от 1 канала Останкино в 1994 году (почти вся дорога разобрана, здесь до начала 2000-х будут сохраняться рельсы).
8) Путь в сторону моста.
9) Нынешний пешеходный мост.
10) Он же в 1982 году.
11)
12)
13) С моста - вид на Яузу в сторону усадьбы Свиблово.
14) Не стал писать отдельный пост с видами парка, поэтому позволю небольшое лирическое отступление, чтобы полюбоваться красотой весенней серости, которую я люблю.
15)
16)
17) Первый опыт в съёмки местной фауны.
18) Не одна же только архитектура.
19) От моста пройдём теперь к началу улицы Декабристов и гаражному кооперативу.
20) Сразу за бывшей платформой Отрадное в сторону моста через Яузу в 1990 году. (оригинал фото на сайте http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=290821&LNG=RU#picture).
21) Здесь проходила бывшая ветка.
22) Внутри гаражного кооператива - бывшая платформа "Отрадное" закрытой линии (это единственная сохранившаяся постройка всей Бескудниковской ветки). Автобусная остановка вблизи платформы, ранее называвшаяся «Платформа Отрадное», сейчас сохраняет название «Отрадное».
23)
24) А теперь сравним.
25)
26) Демонтированная платформа Отрадное и кассовый павильон с остатками названия...
27) Колея проходила по этой дороге.
28) Пересечение с Олонецкой улицей на месте нынешнего здания школы, куда линия шла в сторону метро "Отрадное",
29) Уцелевшая насыпь. Прямо по курсу железнодорожной линии - офисное здание 1994 года постройки по Декабристов д.38 к.1,
30) Далее мы встречаем памятник разобранной ветке, показанный на заглавном фото к посту.
Композиция состоит из фонаря на консоли сохранившейся опоры бывшей контактной сети, колёсной пары на небольшом фрагменте рельсошпальной решётки и детского паровозика. При обустройстве памятника не было учтено истинное расположение пути, и рельсы лежат перпендикулярно реальному направлению ветки. При этом паровоз направлен верно, в сторону платформы Отрадное.
31) Дорога шла прямо на месте ныне существующего жилого дома
32)
33) Станция метро "Отрадное" и улица Хачатуряна, где Бескудниковская линия была на месте ларьков и летнего цветника.
34) Переезд через ветку на фрагменте кинофильма "Вам и не снилось" (1980 год).
35) Вид разбираемой железной дороги в сторону платформы "Отрадное". Слева и справа виден забор стройплощадки одноименной станции метро. Фото сделано примерно с того же места, что и три предыдущих снимка.
36) Зафиксируем эту позицию и обратите внимание на жилой дом №1 правее дороги по Северному бульвару.
37) Снимок 1979 года с того места, где сейчас выход из метро «Отрадное» на ул. Хачатуряна.
38) На фото - перекрёсток улицы Декабристов с улицей Санникова. На фото - жилой дом 10, корпус 3.
39) Та же улица Санникова, только без дома 10, корпус 3 на улице Декабристов.
40) Ещё снимок, где сейчас парковка к ТЦ "Золотой Вавилон".
41)
42) Прямо стою чуть левее бывшей жд-линии.
43) Ещё один бывший въезд.
44) Место бывшей платформы "Слободка". А теперь вновь приготовьтесь.
45) Фото 1979 года.
46) А это в 1989 году.
47) Заделанный железнодорожный проезд под мостом Алтуфьевского шоссе.
48) Тот же путепровод со стороны бензоколонки.
49) Далее уже идёт закрытая территория промпредприятия, куда я бы при всём желании не смог бы пройти. Пришлось идти вдоль путей по ещё одному гаражному комплексу.
50) Просунув через щель забора фотоаппарат удалось снять более явные следы участка жд-линии, разобранной в 2006 году, которая даже до 2002 года использовалась для обслуживания склада при ОАО «НИКИМТ-Атомстрой».
51) С противоположной стороны я вновь вышел на саму линию после ворот на запретную территорию.
52) Местность абсолютно неприглядна и замусорена, поэтому старался снимать наиболее ухоженные участки.
53) Рядом с ней находится грузовая Межведковская железнодорожная ветка, которая также выходит к станции Бескудниково Савёловского направления.
54) За этими гаражами и находятся ряд рисунков, разукрашенных местными школьниками, чтобы хоть немного облагородить местность. Оказывается, у всех гаражей есть запасной выход как-раз в сторону этого пути. Один человек вышел так справить нужду, я же сначала подумал, что со мной может произойти аналогичный случай со случайными свидетелями в НТВ-шных мужских сериалах.
55) Вид с насыпи на Путевой проезд.
56) Остаток Бескудниковской ветки справа внизу перед гаражами.
57) Здесь сама же бывшая Бескудниковская ветка выходила к основной магистрали Савёловского направления.
58) Взгляд назад
59)
60) Где-то сразу слева за кустами начиналось ответвление.
61) Такой вот специфический пример железнодорожного туризма в этом репортаже.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]