Важное решение в ОСАГО: в суде допустили взыскание со страховщиков без учёта износа
---
Этот вариант может быть применен, если страховая компания нарушила порядок замены ремонта с выплатами по «страховке автомобиля».
В России система ОСАГО имеет приоритет в виде компенсации ущерба в натуральной форме перед денежными выплатами. Ремонт автомобилей клиентов разрешается только с использованием новых автозапчастей: допускается использование неоригинальных запчастей, но не «бывших в употреблении». Возможен вариант использования использованных комплектующих по соглашению сторон. Но чаще всего в спорных случаях, например, если машина клиента уже солидная и для нее не производятся новые запчасти, применяется оплата наличными.
В случае денежной выплаты страховщики учитывают износ деталей, потому что по договору автомобиль должен вернуться в прежнее состояние, то есть то, которое было до аварии.Но не все с этим согласны: например, в 2018 году депутаты предложили поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, согласно которым денежные выплаты в рамках «автострахования» должны производиться страхователям без учета износ их машин.
Эта идея не зашла далеко, потому что Минфину она не понравилась: в ведомстве справедливо посчитали, что это приведет к удорожанию полисов для всех автовладельцев.Однако теперь в Верховном суде РФ страховщик был вынужден произвести оплату наличными без учета износа автомобиля клиента. Суть дела заключалась в следующем. По данным ASN, в январе 2019 года Газель столкнулась с припаркованным BMW X5, принадлежавший физическому лицу. Собственник в соответствии с порядком прямого возмещения убытков (ПВЛ) обратился за компенсацией к своему страховщику по ОСАГО, им оказался Росгосстрах..
В результате страховщик на основании заключения эксперта-инспектора решил, что повреждение BMW X5 не соответствует предыдущим событиям с участием Газели. Был сделан вывод, что они были получены при разных обстоятельствах. Заказчику пришлось отремонтировать машину за свой счет, после чего он обратился в суд, в том числе с требованием страхового возмещения от Росгосстраха в размере 346 тысяч рублей.
В июле того же года была проведена судебно-медицинская экспертиза, по ее результатам, часть повреждений возникла в результате столкновения с «Газелью». Согласно постановлению, стоимость ремонта (по Единой методике, применяемой в ОСАГО) без учета износа замененных запчастей составила 346 тыс. Руб., С учетом износа - 257 тыс. Руб. Суды первой и апелляционной инстанции пояснили, что страховщик не выдавал заказчику направление на ремонт, поэтому взыскали с него компенсацию без учета амортизации.
Вторая кассационная инстанция пыталась пересмотреть это решение: здесь посчитали, что, поскольку компенсация взыскана в виде денежной выплаты, размер затрат на запчасти следует определять с учетом износа. При этом оставшуюся часть потерпевшей предлагалось самостоятельно потребовать от виновника ДТП.
Верховный суд не согласился с последними выводами. Отмечается, что суды не установили обстоятельства, по которым страховщик мог заменить установленный ремонт автомобиля денежной оплатой без соответствующей договоренности с клиентом. Получается, что в данном случае страховщик не проводил ремонт, поэтому он должен возместить его стоимость без учета износа замененных деталей автомобиля.
Напомним, ранее законодатели предлагали изменить правила проведения восстановительных ремонтов в ОСАГО. Дело в том, что сейчас на станции официальных дилеров отправляются только новые автомобили (возрастом до двух лет). Инициаторы предложили все автомобили на гарантии отправить «чиновникам». Идея не получила хода: она получила отрицательный отзыв комиссии правительства РФ.
Источник: 4kolesa.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]