Фото дня. Автомобили.
14.04.2017 485 0 0 zavodfoto

Фото дня. Автомобили.

---
0
В закладки
Оригинал взят у tornado_84 в Фото дня. Автомобили.

Есть известное стихотворение Сергея Михалкова "Смена". В нем приведена "иерархия" советских автомобилей, точнее - тех советских людей, кто имел счастье на этих автомобилях ездить. Советское общество на самом деле было строго иерархичным. По множеству атрибутов - во что человек одет, где живет, есть ли у него автомобиль, служебный или личный, какой марки и т.д. - можно было почти безошибочно определить социальный статус гражданина СССР.
 Обыкновенно встречается поздняя редакция стихотворения "Смена", Михалков сам его исправил - через несколько лет. Первая же редакция 1952 года такова (здесь я привожу самую интересную часть стихотворения):

В "Зисе-110", в машине зеленой,
Рядом с водителем - старый ученый.
В "Зиме" - седой генерал-лейтенант,
Рядом с шофером - его адъютант.
В желтой "Победе" - шахтер из Донбасса
Знатный забойщик высокого класса.
В синей "Победе" - известный скрипач
И в "Москвиче" - врач.


Город Киров. Улица Коммуны. 1970-е гг. Рядом со зданием Кировского обкома КПСС стоит автомобиль "Чайка".
Скорее всего, это персональный служебный автомобиль 1-го секретаря обкома И.П. Беспалова.

 Стихотворение Михалкова несколько лукавое. По преимуществу ЗИС-110 был автомобилем не "старых ученых", а высшей партийной и советской бюрократии - ранга секретаря ЦК, министра или первого секретаря обкома. Всего автомобилей ЗИС-110 было выпущено чуть более 2 тысяч штук, в свободной продаже их не было.
 Для советского чиновника персональный служебный автомобиль был частью большого набора привилегий, приложением к должности. По идее служебное авто полагалось использовать только в служебных целях (для поездок на службу, со службы, по служебным делам), на деле понятие "служебный автомобиль" в СССР было довольно расплывчатым. Автомобиль находился в исключительном пользовании чиновника. Кроме того, к такому автомобилю полагался шофер - высококлассный, вышколенный, специально отобранный работник. Автомобиль и шофер были на полном содержании государства, никаких затрат на обслуживание и ремонт автомобиля высокий чиновник не нес, зарплату шоферу не платил.


Город Киров. Театральная площадь. 7 ноября. Начало 1950-х гг. Фото Ф.Ленского.
Полный набор служебных автомобилей кировских чиновников:
три "Победы", три ЗИМа, еще одна "Победа" и ЗИС-110 (автомобиль 1-го секретаря обкома КПСС).

 Такого же класса - представительского, но пониже, были и автомобили ЗИМ (ГАЗ-12). Это был автомобиль уровня зам. министра, секретаря обкома или зам. председателя облисполкома (но не первых лиц). Часть ЗИМов даже поступила в свободную продажу, хотя цена их была неимоверно высокой для простого советского труженика (40 тысяч рублей до реформы 1961 года при средней зарплате 700 рублей).
 Дальше всё проще. "Победа" (если это был служебный автомобиль) была уже в пользовании чиновника уровня первого секретаря райкома. "Победа" была в свободной продаже, и ее действительно могли купить шахтер-стахановец или известный скрипач. И в самом низу "Табели о рангах" легковых автомобилей был "Москвич".


Архиепископ Кировский Вениамин (Тихоницкий). 1950-е гг. Слева - автомобиль ЗИМ Кировской епархии.

 Прошло несколько лет, Михалков изменил текст стихотворения. Седой генерал-лейтенант поменял устаревший служебный ЗИМ на "Чайку". Шахтер из Донбасса купил себе бежевую "Волгу". Известный скрипач остался владельцем "Победы", а врач - "Москвича":

В "Зиле-110", в машине зеленой,
Рядом с водителем - старый ученый.
В "Чайке" - седой генерал-лейтенант,
Рядом с шофером его адъютант.
В бежевой "Волге" - шахтер из Донбасса,
Знатный забойщик высокого класса.
В серой "Победе" - известный скрипач,
И в "Москвиче" - врач.

 В 1960-е гг. на смену служебным ЗИСам пришел автомобиль "Чайка" (ГАЗ-13). Согласно легенде, один из конструкторов на вопрос, почему было выбрано именно такое название, ответил: "Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Чайка. Так и у нас: "Волга", а над ней - "Чайка". "Чайка" никогда не была товаром народного потребления, даже не имела установленной розничной цены. Использовались "Чайки" почти исключительно в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (министров, первых секретарей обкомов). Ниже по рангу была "Волга" (ГАЗ-21), следом шли устаревшая "Победа" и "Москвич".


Город Киров. Улица Ленина. 1961 год. Справа - служебная черная "Волга".уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]