Граница. Иматра — Светогорск: как живут люди
14.04.2017 770 0 0 varlamov

Граница. Иматра — Светогорск: как живут люди

---
0
В закладки


Начать рассказ о жизни людей по обе стороны российско-финской границы хотел бы с двух населенных пунктов: финской Иматры и нашего Светогорска. Это маленькие города: у финнов живет 28 000 человек, у нас – 15 000.

Похожи они тем, что и там, и там есть целлюлозно-бумажные комбинаты. В принципе, Светогорск должен был быть сегодня финским.

Относительно молодой Светогорск был основан в 1887 году шведско-финским промышленником и назывался тогда Энсо. Город хоть и появился на территории Российской империи, но русским стал только в 1940 году. По итогам Зимней войны и Московского мирного договора граница должна была проходить по железнодорожной станции Энсо, но советские войска решили захватить город полностью вместе с заводом.

Так что Светогорск в общей сложности является российским уже 107 лет: 30 лет в составе Великого княжества Финляндского и 77 лет в советский и постсоветский период. Финским город был только с 1917-го (а точнее, с 1919-го) по 1940 год.

Что касается Иматры, то это город новый. Финские власти основали её в 1948 году, как раз чтобы компенсировать потерю ряда финских поселений, отошедших СССР по итогам войны. Поэтому Иматра никогда русской не была.

Разница между Иматрой и Светогорском колоссальная. Населённые пункты находятся всего 5 км друг от друга, но, переходя границу, ты оказываешься просто в другом мире.

В Светогорске находится бумажный комбинат, основанный ещё во времена княжества как завод "Энсо". Сейчас он принадлежит американской компании International Paper, а его продукция вам известна, например, по офисной бумаге SvetoCopy. Завод является градообразующим предприятием, а Светогорск – типичным моногородом. Работать тут больше особо негде, поэтому народ живёт и терпит. Уезжают немногие, потому что для Ленинградской области работа на ЦБК – это ещё неплохой вариант.

В Иматре, кстати, тоже имеется свой ЦБК, принадлежащий Stora Enso, но при этом в городе есть и другие рабочие места. Во-первых, там работает металлургическая компания Ovako (при этом воздух всё равно значительно чище, чем в Светогорске, и ничем не пахнет), во-вторых, развит туризм, в-третьих, многие финны работают в погранслужбе.

Раньше между городами существовал культурный обмен. Из Ленобласти народ ездил в Иматру за продуктами, а финны приезжали в Россию за дешёвыми сигаретами и бензином. Когда ввели санкции, с этим стало сложнее: во-первых, много продуктов уже не купишь, во-вторых, всё стало для россиян дороже раза в два. Впрочем, на финнах это как раз особо не отразилось )

Когда я приехал в Светогорск, мне ещё не повезло с ветром. Если уж ты собрался ехать в Светогорск, с ветром должно везти, поскольку целлюлозно-бумажный комбинат воняет так, что неподготовленному человеку сложно находиться в городе. Едкий запах как туман накрывает город, вонь острая, как за деревенским сортиром, который десятки лет никто не чистит. Но местные привыкли и не обращают внимания. Картину дополняли стаи чаек и воронья.

Светогорск невероятно угрюм. Конечно, мне не повезло с погодой, скажете вы, но я не могу себе представить, какая должна быть погода, чтобы в Светогорске хотелось задержаться хоть на минуту.

01. В Светогорске плохо с дорогами. Они есть, но местами. Часто дорога заканчивается, стоит вам лишь свернуть во дворы.


02. Во многих местах асфальта нет вообще. Машины и пешеходы в Светогорске давно привыкли находить безопасные пути, чтобы не провалиться в яму.


03. В Иматре ситуация с дорогами лучше. Понятно, что таких ям и грязи там нет. Но важно ведь не только положить асфальт, важно правильно организовать движение. Всего в 5 километрах от Светогорска люди делают хорошие пешеходные переходы. К примеру, здесь можно увидеть островки безопасности.


04. Зебры на более мелких улицах часто приподняты, идеально вымощены плиткой, везде есть водосток, так что ноги будут сухими. Какие-то банальные вещи, которые кажутся совершенно естественными. Но на контрасте это выглядит просто фантастически.


В Светогорске на переходах нет не то что островка безопасности, но часто даже разметки.


05. Я не могу сказать, что Иматра – какой-то особо приятный город. По финским меркам это глухая провинция. Но здесь относительно чисто, везде порядок. Порядок прямо какой-то приторный, глаз ищет какие-то косяки, чтобы убедиться, что финны – тоже люди, и не может у них быть всё идеально.


06. Деревья на одной из улиц. Чтобы не было грязи, весь грунт закрыт приствольными решётками. В Светогорске об этом никто не думает.


07. Но перенесемся на 5 км южнее. Мы ещё много будем прыгать туда-сюда. Центральная площадь Светогорска пустынна, видно, что с советских времен тут не сделано вообще ничего. Я не говорю о каком-то благоустройстве особом. Дорожки развалены, люди вытоптали остатки газона, выглядит всё заброшенным.


08. Когда-то здесь были фонари, лавочки, но сегодня ты ходишь по руинам и можешь только догадываться, как выглядел город раньше.


09. Иматра похожа на аккуратный европейский городок. Здесь нет руин.


10. Какого-то особо благоустройства или хороших общественных пространств в городе тоже нет. Всё на хорошем среднем уровне.


11. На центральной улице, которая пешеходная, в выходные устраивают рынок. Продают барахло. За мусором никто не следит, убирают, видимо, потом.


12. Одна их остановок. На дальнем плане домик для таксистов, где они могут погреться и перекусить.


13. А это иматранский автобус.


15. В Светогорске нет ничего нового. Самый большой продуктовый магазин города – "Магнит", который разместился в залепленном рекламой двухэтажном советском здании.


16. В Иматре есть современные супермаркеты.


17. Светогорск. За всё время я увидел только одного человека на велосипеде, хотя город небольшой, и велосипед был бы удобен для передвижения.


18. Иматра. Многие жители используют велосипеды. Велопарковки тут повсюду. Кстати, жители Светогорска в Иматру как раз и ездят на велосипедах, но у себя по городу передвигаться не рискуют.


20. Городская среда в Светогорске


21.


22. Иматра развивается, что-то строят. Есть даже вот такое современное искусство на строительном заборе.


23. Новый театр, который открыли в конце прошлого года. Фасад оформлен 150 бетонными каплями с графикой.


24. Церковь


25. В Светогорске театра нет, да он и не нужен на 15 000 населения. Зато здесь никто не будет нарушать скорость, с такими-то дорогами!


26. Иматра


27. В Иматре происходят совсем невероятные вещи: водосточные трубы ходят сразу в ливневую канализацию! У нас даже в Москве так не умеют делать, говорят, невозможно. Про Светогорск я вообще молчу, там водосточных труб часто нет совсем.


28. Если труба не уходит в канализацию сразу, то обязательно будет решётка ливнестока, чтобы вода не лилась на тротуары.


29. Бывают исключения (см. трубы слева), но это редкость. Население Иматры довольно угрюмо ;)


30. Многие наши приезжают сюда на шопинг. Покупают продукты и одежду. Финны ездят к нам за бухлом, сигаретами и лекарствами.


31. Иматранские магазины говорят по-русски )


32. Мило


33. Река в Светогорске


34. Это здание ЗАО "Интернешнл Пейпер", которому сейчас принадлежит ЦБК. Забавно, что многие светогорцы винят во всём американцев: мол, завод – градообразующее предприятие, так что могли бы и город в порядок привести! Кстати, завод находится прямо в черте города и, естественно, плохо влияет на экологию. Когда финны приезжали строить очередной цех, они очень удивлялись, почему русские организовали такое вредное производство прямо в городе. Сами финны рядом с заводом никогда бы не поселились (это только в XIX веке было возможно, когда "Энсо" построили). А у нас люди живут прямо через дорогу от вредного производства.


35. Почта


36. Несмотря на то, что Иматра – город маленький и совсем молодой (основан в 1948 году), здесь есть что посмотреть! Например, местная ГЭС. Можно спокойно подойти и поснимать, как всё работает.


37. Мост для реки )


38. А это главная достопримечательность — водоскат Иматранкоски на реке Вуокса. Летом сюда туристы специально приезжают, чтобы посмотреть, как сбрасывают воду (обычно это происходит под музыку).


39. Это самая известная гостиница в городе, "Иматран Валтионхотелли". Но зачастую туристы останавливаются в "Иматран Кюльпюля", потому что там есть спа.


А это база отдыха "Лесогорская" под Светогорском. Несмотря на то, что это историческая усадьба, её нынешние владельцы не постеснялись прилепить на фасад спутниковую тарелку, продемонстрировав своё отношение к историческому наследию.




Так выглядит номер...


А вот для сравнения номер в "Иматран Валтионхотелли". Ничего особенного, но разница очевидна.


41. Особых достопримечательностей в Светогорске нет и быть не может... Сложно представить, что кто-то будет здесь задерживаться. С былых времён остался памятник Ленину.


42. Вообще, вокруг много Лениных, почти все они заброшены. Вон, здесь уже деревья успели вырасти на бывшей клумбе.


43. Дорожные работы недалеко от Иматры... Чистый экскаватор, рабочий в униформе со светоотражающими элементами.


44. Дорожные работы недалеко от Светогорска. Наши рабочие не очень переживают за свою безопасность. Яркие жилеты при работе на дороге? А зачем?


45. Если вам кажется, что в Светогорске всё плохо, то надо проехать чуть дальше.


46. Дальше всё вообще развалено! Бесконечные руины и разруха на многие километры.


47. Некоторые населенные пункты выглядят так, что не сразу понятно, живёт тут кто-то, или люди покинули эти места.


48. Подвалы )


49.


50. Грустно


51. Память о Великой Победе


52. Остатки былой роскоши


53. Трасса после Светогорска


54. Трасса после Иматры


55. Продолжение следует.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]