Как в Питере появился сказочный домик стекольного короля: Особняк Франка и его чудесные витражи
---
Это красивое отреставрированное здание, чем-то похожее на сказочный домик, знают далеко не все. Особняк Франка на Васильевском острове относится к малоизвестным архитектурным шедеврам Санкт-Петербурга. А ведь у этого великолепного дома уникальная архитектура и очень интересная история! И о нем стоит непременно рассказать.
Дом для «стекольного короля»
Дом был построен для Адольфа Франка, одного из создателей Северного стекольно-промышленного общества (позже торгового дома «М. Франк и К°»). Возвели его всего за два года.
Так выглядел особняк примерно сто лет назад.
Жившие в Петербурге прусские подданные Адольф и Макс Франк были богатейшими купцами того времени. Северному обществу принадлежали два участка на 21-й линии Васильевского острова. Здесь же располагались крупный стекольный завод и витражная мастерская.
В начале прошлого века братья Франк за короткое время практически убрали с рынка иностранных конкурентов, став монополистами по продаже зеркал, разного вида витражей и декоративного стекла на северо-западе нашей страны. Их продукция превосходила по своему качеству зарубежные аналоги, кроме того, «М. Франк и К°» не завышали цены.
Шедевр северного модерна.
Строительство особняка для промышленника Франка завершилось в 1900 году. Автор проекта – архитектор Вильгельм-Иоганн-Христиан (в русском варианте – Василий) Шауб, который признан одним из родоначальников модерна в Петербургском зодчестве. Кстати, особняк Франка – уникальный пример малоэтажного частного дома, спроектированного Шаубом, ведь обычно он работал над крупными многоэтажными особняками. За работу над небольшими частными домами (тем более такого стиля) он брался редко.
Так выглядит дом в наши дни (фрагмент).
Кстати, автором внутренней отделки, в том числе уникальных витражей (куда уж без них главе стекольной империи!), был тоже Шауб. Увы, эти витражи, которые, как нетрудно догадаться, были изготовлены на предприятии братьев Франк, до наших дней не дожили.
Здание спроектировано в форме буквы «Г». У главного фасада два ризалита, которые несимметричны и завершаются треугольными щипцами. В правой части расположена арка, представляющая собой главный вход в здание.
Дом Франка в XX веке выглядит так.
У фасада дома можно заметить много интересных деталей – например, лепнину и забавную маску. Интересны также расположение окон и разнообразие их форм и размеров.
Стоит отдельно рассказать о зале в доме купца (сейчас это актовый зал). Он соединен со столовой (впоследствии в ней сделали зал ученого совета), которая выходит во двор остекленной выступающей частью. В окне столовой был размещен шикарный витраж с изображением женщин, собирающих урожай плодов. Это произведение повторяло работу австрийского живописца Й. Голлера.
Парадная лестница.
Так выглядел дом внутри.
Советские годы и наше время
После революции, в начале 1920-х годов, особняк отдали научно-исследовательскому и проектному институту механической обработки полезных ископаемых (сокращенно – «Механобру»).
В годы войны дом Франка очень серьезно пострадал от удара авиабомбы. На сохранившихся фотографиях того времени видно, что от здания остались чуть ли не руины.
В дома попала бомба.
После войны особняк восстановили силами сотрудников института, но некоторые его детали, увы, были утрачены.
В 1995 году в здании открылся музей полезных ископаемых, в котором была представлена крупнейшая коллекция природных сокровищ России. К сожалению, 11 лет назад музей закрылся. Также в 1990-е здесь были открыты несколько фирм и генконсульство Норвегии. А с 1995 года в особняке расположен медицинский факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
Маска до реставрации.
Дом до реставрации.
Фрагмент здания с маской после реставрации.
В 2007 году в здании сделали современный ремонт, сейчас внутри дома мало что напоминает о той дореволюционной роскоши, которой славился особняк богатейшего купца. Претерпела ремонт (реставрацию) и наружная часть здания.
Особняк после реставрации.
Теперь особняк Франка выглядит аккуратно, но, конечно, внешне он несколько отличается от «исходника». Однако даже в обновленном виде можно почувствовать дух дореволюционного петербургского модерна.
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]