Выборы: что изменится
---
В Госдуме продолжается обсуждение внесённого сенатором Андреем Клишасом пакета поправок в избирательное законодательство. Законодатели рассказали, какие изменения могут в нём появиться.
11 апреля состоялось заседание рабочей группы, состоящей из представителей Госдумы, Совфеда и ЦИКа и созданной для координации работы по реализации положений проекта Клишаса. Напомним, одним из ключевых положений этого законопроекта является отмена открепительных удостоверений и предоставление избирателям права голосовать не по месту регистрации, а по месту фактического нахождения без оформления этих документов. Для этого нужно будет не позднее чем за 3 дня до голосования позвонить и сообщить о своём желании в специально созданные центры обработки обращений, сотрудники которых подскажут, где находится ближайший избирательный участок, и внесут соответствующие изменения в ГАС "Выборы". Если этот срок пропущен и до выборов осталось меньше трёх дней, можно будет непосредственно в день голосования прийти в территориальный избирком по месту нахождения — при них будут созданы специальные мобильные избирательные участки с постоянным доступом к базе ГАС "Выборы".
Как сообщил перед заседанием заместитель главы думской фракции ЕР Виктор Пинский, разработкой регламента, определяющего порядок голосования граждан по месту пребывания, займётся Центризбирком. Ожидается, что документ будет представлен в Госдуме ко второму чтению законопроекта.
Рассмотрение проекта Клишаса в первом чтении было назначено на сегодня, 12 апреля. Упомянув об этом, Пинский отметил, что, скорее всего, законопроект будет поддержан депутатами: "Думаю, основная дискуссия развернётся по поводу порядка подачи заявления по месту нахождения, так как авторы предлагают, чтобы этот порядок разрабатывал ЦИК. Если концепция будет поддержана, мы, естественно, будем просить, чтобы ко второму чтению нам проект порядка уже в Госдуму был предоставлен. <...> По моему мнению, концепция будет поддержана." В итоге законопроект успешно прошёл первое чтение, его поддержали 333 из присутствовавших на заседании 345 депутатов.
Автор законопроекта, сенатор Андрей Клишас, подчеркнул, что считает необходимым параллельно с отказом от открепительных удостоверений принять норму об ответственности за злоупотребление правом голосовать по месту нахождения, т.е. за "многоразовое" голосование на разных участках. По мнению сенатора, следует не только ужесточить уже существующее административное наказание, но и внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Как рассказал Клишас, многие депутаты разделяют его мнение о том, что "степень общественной опасности действий, которые подрывают доверие к выборам, недооценивают".
Ещё одно положение законопроекта касается так называемого "разукрупнения" избирательных участков, дробления их на более мелкие. Как отметил замглавы Центризбиркома Николай Булаев, эта мера будет применяться точечно и главным критерием станет плотность населения: там, где она достаточно высока и участок находится в шаговой доступности, всё останется по-прежнему, а вот в малонаселённых районах, где до места голосования приходится ехать несколько километров, участки поделят.
Историк, общественный деятель, правозащитник Станислав Дмитриевский (Нижний Новгород) относится к предложению ужесточить наказание за "избирательные" нарушения скептически: "В целом принятие закона, предусматривающего отмену открепительных, и обещание депутатов ужесточить уголовную ответственность за фальсификацию результатов голосования я рассматриваю, как некую пиар-кампанию по привлечению народа к выборам. <...>
На мой взгляд, дело не только и не столько в том, сурово ли наказание или нет, а в том, насколько оно применяется или не применяется государством и есть ли политическая воля применять эту норму закона. <...> Можно ужесточать наказания, но начать нужно с того, что даже те наказания, которые уже предусмотрены, должны действовать. <...> Всё это мне напоминает какую-то возню, поэтому сам собой напрашивается вывод о том, что все эти действия — часть рекламной кампании. Предложение по отказу от открепительных удостоверений правильное, но я думаю, что здесь можно вспомнить высказывание Карамзина о том, что строгость российских законов искупается необязательностью их исполнения. В этой связи я думаю, что всё у нас будет работать так, как всегда. Создание специальных универсальных участков и Центра обработки сообщений — это нововведения, которые вряд ли улучшат конечный результат."
Электоральный юрист Эдуард Черторинский (Владивосток) считает усиление наказания за околовыборные нарушения необходимым: "Я поддерживаю меры по ужесточению уголовного наказания за фальсификацию результатов голосования, в целом это в тренде тех действий, которые ЦИК России сейчас принимает по либерализации каких-то мер и в то же время по ужесточению ответственности. Я считаю, что ужесточение вписывается в политику Центризбиркома, и институт выборов сейчас будет более полезным и востребованным. Мне кажется, что усилить наказание можно было даже перед выборами в Госдуму. Перед президентскими выборами усиление уголовной ответственности за фальсификацию на выборах станет ответственным шагом. Избиратель должен быть уверен в том, что его голос принадлежит только ему и за него никто другой не проголосует."
Политтехнолог Сергей Окулов (Ижевск) даёт свою оценку предложению об усилении наказания и озвучивает возможные проблемы, связанные с отказом от открепительных удостоверений: "На мой взгляд, само по себе ужесточение ответственности не приведёт к существенному положительному эффекту. Нужно не только ужесточать ответственность, но и повышать уровень контроля за избирательным процессом со стороны участников процесса, общественности и правоохранительных органов. Мне кажется, что определяющим фактором может стать неизбежность ответственности, а не её жёсткость. <...>
Процедура выдачи и дальнейшего использования открепительных удостоверений растянута во времени и трудно поддаётся контролю со стороны наблюдателей (по крайней мере — в отличие от выдачи и использования избирательного бюллетеня в день голосования). Поэтому по использованию открепительных удостоверений возникало много вопросов у участников избирательного процесса. <...> Возможно, именно по этой причине открепительные удостоверения могут быть отменены. <...>
Будут ли нарушены избирательные права отменой открепительных удостоверений? Я полагаю, по крайней мере, формально — нет. Фактически же определённое количество избирателей может лишиться возможности проголосовать. <...> Будет ли возможность проголосовать на "универсальном" избирательном участке равнозначной по доступности и открытости по сравнению с возможностью проголосовать по месту жительства? Насколько в этой ситуации будет обеспечена реальная возможность наблюдателям осуществлять контроль деятельности комиссий по выдаче избирательных бюллетеней? Как наблюдатель сможет проконтролировать, что избиратель не воспользовался возможностью проголосовать на нескольких "универсальных" избирательных участках? Надеюсь, что ответы на все эти и другие вопросы будут в документе (законе или подзаконном акте), определяющем порядок подачи заявлений и получения бюллетеней по месту пребывания избирателя. Я считаю, существует высокая вероятность того, что, предлагаемый сегодня новый порядок выдачи бюллетеней по месту пребывания может предоставить ещё более широкие возможности для злоупотреблений, чем это было при использовании открепительных удостоверений."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Депутаты обещают ужесточить уголовную ответственность за фальсификацию результатов голосования
Депутаты поддержали отмену открепительных удостоверений на выборах президента
Президентские выборы: как это будет
11 апреля состоялось заседание рабочей группы, состоящей из представителей Госдумы, Совфеда и ЦИКа и созданной для координации работы по реализации положений проекта Клишаса. Напомним, одним из ключевых положений этого законопроекта является отмена открепительных удостоверений и предоставление избирателям права голосовать не по месту регистрации, а по месту фактического нахождения без оформления этих документов. Для этого нужно будет не позднее чем за 3 дня до голосования позвонить и сообщить о своём желании в специально созданные центры обработки обращений, сотрудники которых подскажут, где находится ближайший избирательный участок, и внесут соответствующие изменения в ГАС "Выборы". Если этот срок пропущен и до выборов осталось меньше трёх дней, можно будет непосредственно в день голосования прийти в территориальный избирком по месту нахождения — при них будут созданы специальные мобильные избирательные участки с постоянным доступом к базе ГАС "Выборы".
Как сообщил перед заседанием заместитель главы думской фракции ЕР Виктор Пинский, разработкой регламента, определяющего порядок голосования граждан по месту пребывания, займётся Центризбирком. Ожидается, что документ будет представлен в Госдуме ко второму чтению законопроекта.
Рассмотрение проекта Клишаса в первом чтении было назначено на сегодня, 12 апреля. Упомянув об этом, Пинский отметил, что, скорее всего, законопроект будет поддержан депутатами: "Думаю, основная дискуссия развернётся по поводу порядка подачи заявления по месту нахождения, так как авторы предлагают, чтобы этот порядок разрабатывал ЦИК. Если концепция будет поддержана, мы, естественно, будем просить, чтобы ко второму чтению нам проект порядка уже в Госдуму был предоставлен. <...> По моему мнению, концепция будет поддержана." В итоге законопроект успешно прошёл первое чтение, его поддержали 333 из присутствовавших на заседании 345 депутатов.
Автор законопроекта, сенатор Андрей Клишас, подчеркнул, что считает необходимым параллельно с отказом от открепительных удостоверений принять норму об ответственности за злоупотребление правом голосовать по месту нахождения, т.е. за "многоразовое" голосование на разных участках. По мнению сенатора, следует не только ужесточить уже существующее административное наказание, но и внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Как рассказал Клишас, многие депутаты разделяют его мнение о том, что "степень общественной опасности действий, которые подрывают доверие к выборам, недооценивают".
Ещё одно положение законопроекта касается так называемого "разукрупнения" избирательных участков, дробления их на более мелкие. Как отметил замглавы Центризбиркома Николай Булаев, эта мера будет применяться точечно и главным критерием станет плотность населения: там, где она достаточно высока и участок находится в шаговой доступности, всё останется по-прежнему, а вот в малонаселённых районах, где до места голосования приходится ехать несколько километров, участки поделят.
Историк, общественный деятель, правозащитник Станислав Дмитриевский (Нижний Новгород) относится к предложению ужесточить наказание за "избирательные" нарушения скептически: "В целом принятие закона, предусматривающего отмену открепительных, и обещание депутатов ужесточить уголовную ответственность за фальсификацию результатов голосования я рассматриваю, как некую пиар-кампанию по привлечению народа к выборам. <...>
На мой взгляд, дело не только и не столько в том, сурово ли наказание или нет, а в том, насколько оно применяется или не применяется государством и есть ли политическая воля применять эту норму закона. <...> Можно ужесточать наказания, но начать нужно с того, что даже те наказания, которые уже предусмотрены, должны действовать. <...> Всё это мне напоминает какую-то возню, поэтому сам собой напрашивается вывод о том, что все эти действия — часть рекламной кампании. Предложение по отказу от открепительных удостоверений правильное, но я думаю, что здесь можно вспомнить высказывание Карамзина о том, что строгость российских законов искупается необязательностью их исполнения. В этой связи я думаю, что всё у нас будет работать так, как всегда. Создание специальных универсальных участков и Центра обработки сообщений — это нововведения, которые вряд ли улучшат конечный результат."
Электоральный юрист Эдуард Черторинский (Владивосток) считает усиление наказания за околовыборные нарушения необходимым: "Я поддерживаю меры по ужесточению уголовного наказания за фальсификацию результатов голосования, в целом это в тренде тех действий, которые ЦИК России сейчас принимает по либерализации каких-то мер и в то же время по ужесточению ответственности. Я считаю, что ужесточение вписывается в политику Центризбиркома, и институт выборов сейчас будет более полезным и востребованным. Мне кажется, что усилить наказание можно было даже перед выборами в Госдуму. Перед президентскими выборами усиление уголовной ответственности за фальсификацию на выборах станет ответственным шагом. Избиратель должен быть уверен в том, что его голос принадлежит только ему и за него никто другой не проголосует."
Политтехнолог Сергей Окулов (Ижевск) даёт свою оценку предложению об усилении наказания и озвучивает возможные проблемы, связанные с отказом от открепительных удостоверений: "На мой взгляд, само по себе ужесточение ответственности не приведёт к существенному положительному эффекту. Нужно не только ужесточать ответственность, но и повышать уровень контроля за избирательным процессом со стороны участников процесса, общественности и правоохранительных органов. Мне кажется, что определяющим фактором может стать неизбежность ответственности, а не её жёсткость. <...>
Процедура выдачи и дальнейшего использования открепительных удостоверений растянута во времени и трудно поддаётся контролю со стороны наблюдателей (по крайней мере — в отличие от выдачи и использования избирательного бюллетеня в день голосования). Поэтому по использованию открепительных удостоверений возникало много вопросов у участников избирательного процесса. <...> Возможно, именно по этой причине открепительные удостоверения могут быть отменены. <...>
Будут ли нарушены избирательные права отменой открепительных удостоверений? Я полагаю, по крайней мере, формально — нет. Фактически же определённое количество избирателей может лишиться возможности проголосовать. <...> Будет ли возможность проголосовать на "универсальном" избирательном участке равнозначной по доступности и открытости по сравнению с возможностью проголосовать по месту жительства? Насколько в этой ситуации будет обеспечена реальная возможность наблюдателям осуществлять контроль деятельности комиссий по выдаче избирательных бюллетеней? Как наблюдатель сможет проконтролировать, что избиратель не воспользовался возможностью проголосовать на нескольких "универсальных" избирательных участках? Надеюсь, что ответы на все эти и другие вопросы будут в документе (законе или подзаконном акте), определяющем порядок подачи заявлений и получения бюллетеней по месту пребывания избирателя. Я считаю, существует высокая вероятность того, что, предлагаемый сегодня новый порядок выдачи бюллетеней по месту пребывания может предоставить ещё более широкие возможности для злоупотреблений, чем это было при использовании открепительных удостоверений."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Депутаты обещают ужесточить уголовную ответственность за фальсификацию результатов голосования
Депутаты поддержали отмену открепительных удостоверений на выборах президента
Президентские выборы: как это будет
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]