Cпящий фетиш: нкиси-нконди
09.01.2021 19 555 0 +581 azyr

Cпящий фетиш: нкиси-нконди

---
+581
В закладки
Первыми из европейцев в бассейн реки Конго прибыли голландцы. Они же рассказали о странной ненависти местных жителей к своим богам. Банту вбивали в свои идолы гвозди, сковывали их цепями и врезали в их священные лбы и животы зеркала. Европейцы поняли все так, как им хотелось: даже эти дремучие люди почти презрели идолопоклонничество, а значит, им как можно скорее нужно принести свет истинной веры. И Конго крестили — уже в XVI веке. Но идолы почему-то продолжают существовать до сих пор, а здешние племена продолжают вбивать в них гвозди. Потому что только так можно пробудить спящий фетиш — нкиси, точнее, нконди. Но не бойтесь запутаться, сейчас мы с ними разберемся.

Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого

Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого

Вы наверняка раньше видели эти фигурки — уродливые, пугающие и испещренные немилосердно вбитыми в них гвоздями. Они называются нкиси. Это фетиш, характерный для ветви народов банту, которая расселилась вокруг реки Конго. Надо сказать, что нкиси как религиозный образ и объект поклонения претерпел любопытную эволюцию.

Изначально нкиси был своеобразной переносной могилой. В далекие времена, когда банту поклонялись в основном предкам, дух особенно великого и сильного усопшего могли задержать для помощи потомкам. Для этого часть его праха или кость вкладывали в горшок или в фигурку. Фигурка при этом зачастую была абстрактной: например, кусок дерева с прикрепленными узлами, камнями и тряпками (образец такого есть на одной из фотографий ниже). Смысл такого нкиси был прост: в полукочевой жизни хочется быть уверенным, что сила предков не останется там, где их погребли. В общем, к этому предмету относились как к полноценной могиле предка. Это был своего рода протофетиш.

Со временем представления конголезцев о потустороннем изменились. Они начали почитать более абстрактных сущностей — духов и даже богов. Так что изменилось и назначение нкиси. Теперь он был нужен шаману, именуемому нганга, чтобы заточить в этом предмете дух, пойманный во время волшебных странствий. Это мог оказаться как дух предка (может быть, даже чужого, из соседней деревни), так и дух какого-нибудь сильного животного или даже демон. Тут уж как повезет — нганга тоже не всемогущ и довольствуется тем, что есть.

Еще через сколько-то сотен, а то и тысяч лет у нкиси возникло новое воплощение — нконди. Это — те самые фетиши, которые мы в основном видим на фотографиях: жуткого вида и с вбитыми гвоздями. Нконди считаются «агрессивными», в них живут недовольные и даже злые духи. Но шаман сумел обуздать их и поставить на службу племени. Они — своего рода Немезиды конголезцев, духи возмездия, карающие за нарушения общественных и моральных порядков. Когда убийца остается безнаказанным, вор не найденным, а предателя не карают даже боги, шаман достает нконди и натравливает его на преступника. Обряд называется «кома нлока» и заключается во вбивании гвоздей в фетиш с призывами к пробуждению и возмездию.

  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
  • Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такого
У этих фетишей-нкиси была еще одна не менее важная функция. В то время, пока они не преследовали и не карали преступников, шаман прятал яростных нконди на выходах из деревни. Конголезцы верили в то, что правильно построенное селение похоже на человека — не формой, а метафорически. Как и в человеческом теле, самая слабая часть деревни — отверстия, врата. И шаман защищает эти врата с помощью нконди. Так что они выполняют роль своеобразных турелей, бесконечно «расстреливая» свою магическую силу в ненасытных злых духов, которые всегда пытаются пробраться в деревню.

Cпящий фетиш: нкиси-нконди нкиси, нконди, этого, гвозди, шаман, конголезцев, духов, Конго, племени, фетиш, деревни, преступника, более, своего, гвоздей, можно, предка, вбитыми, гвоздями, такогоЭтот нконди настолько могуч, что его даже не стали прятать

И, наконец, самая любопытная деталь: зачем жрецы вбивали в нконди гвозди? У этого есть довольно известное, но, кажется, ошибочное объяснение: якобы так колдун наказывает сидящего внутри духа и показывает свое превосходство. Возможно, это действительно так у живущих далеко на западе йоруба (из представлений этого племени, к слову, выросло современное вуду). Но у конголезцев иная, более тонкая и изящная трактовка этого ритуала.

Колдуны племени считали, что разбудить дух не так-то просто, для этого нужна волшебная искра. Железо было священным и напоминала банту о громе, а гвозди, таким образом, были и символом, и воплощением молнии. Шаман не мучал сидящих в нкиси духов, ведь духам невозможно навредить физически. Складывается забавная аналогия: каждый из вбитых гвоздей — это новая «батарейка», необходимая для нового ответственного задания по поиску и наказанию преступника. Даже сам термин «кома нлока» буквально переводится как «вбивать магию».

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]