Это не просто детский кружок- это настоящее КБ!
Можно смело утверждать, что Валентин Гуляев — и старший матрос, и адмирал одновременно. Первое звание он получил во время срочной службы, а второе заслужил делом всей своей жизни. Он много лет строит действующие модели субмарин и сейчас учит этому ребят в кружке «Подводная лодка».
В канун Дня подводника, который в России отмечается в воскресенье, 19 марта, мы заглянули в Центр детского творчества к Валентину Гуляеву и своими глазами увидели, как появляются на свет миниатюрные «атомоходы».
Кружок «Подводная лодка» в ЦДТ занимает просторный «двухкомнатный» кабинет, не обезображенный особым ремонтом, кажется, с самого советского времени. На стенах и полках шкафов — черно-белые и цветные фотографии, чертежи, судовые часы, флаг подводного флота, красный вымпел с портретом Ленина, штурвал, стекло рубки настоящей субмарины, судовые приборы. Около станков — инструменты. У двери стоит небольшой продолговатый бассейн, в котором ребята учатся запускать подводные лодки. На одном борту бассейна закреплен поролон, чтобы при запуске не разбить лодку и стекло.
1.
Валентин Владимирович Гуляев, педагог дополнительного образования высшей категории, руководит кружком «Подводная лодка» 18 лет. Ходят сюда в основном мальчишки от 7 до 17 лет.
2.
Увлечение с детства
Судомоделированием Валентин Гуляев занялся в детстве. В 1953 году его отец Владимир возглавил судомодельную лабораторию Морской школы ДОСААФ Владивостока (причем специально учился этому в Москве).
С 1936 года Владимир Гуляев 11 лет ходил на эсминцах. В 1945 году получил ранение, когда эсминец «Резвый» участвовал в войне с японцами. «Папа был дальномерщиком. Сидел на посту на самом верху, определял, на какой высоте и скорости летит самолет, куда и чей. И вот их "долбанули", — рассказывает Валентин Гуляев. — Папы полгода не было дома. Мама ездила, узнавала, ей только отвечали, что придет время — узнает. И через полгода матрос принес ей записку от папы из военно-морского госпиталя. Она бегом туда — а навстречу он идет, хромает, завязанный-перевязанный. Из четырех дальномерщиков двое в живых остались».
3.
Тогда техническим творчеством занимались мальчишки по всей огромной стране. Во всех городах Приморья были кружки. Хочешь-не хочешь — отец затянул в судомоделирование Валентина и его брата Валеру.
Морская школа ДОСААФ находилась тогда на углу стадиона «Динамо». Валька и Валерка пацанами бегали по шаткому деревянному забору и козырьку. Сейчас от тех времен остались только фотографии. На одной из них Владимир Гуляев держит собственноручно изготовленные крейсер «Аврору» и ледокол «Красин» — ходовые модели.
4.
Запускали маленькие корабли и подлодки тогда с середины Детского пляжа — он располагался на Спортивной гавани, по левую сторону. А на пирсе водной станции «Динамо» (он находился там, где сейчас баржа) стоял человек, который должен был ловить корабли.
5.«Даже на маленьком реактивном двигателе были катера, работали на специальном горючем, — говорит Валентин Владимирович. — Катерок несся на бешеной скорости — а на пирсе человек должен был его поймать. И сил не всегда хватало удержать — тогда катер влетал под пирс и разбивался!»
6.
7.
8.
Служба и радиация
В 1964 году после школы Валентин Гуляев поступил на Дальзавод, в доковую группу (тогда она была на Луговой). «От киля до клотика лазал, ремонтировал дизель-электрические подлодки. Вплоть до того, что затонувшую и поднятую подлодку восстанавливали. Ледокол "Сталин" — клепаный! Рыбодобывающие базы, плавкраны — чего только не приходилось ремонтировать!»
9.
10.
А срочную он служил на Камчатке, в бухте Сельдевой (три километра до «Приморского-1», бывшего судоремонтного завода ВМФ № 49) в плавмастерской по ремонту и содержанию атомной подводной лодки 1 поколения. Таких на всю страну две было построено — на северах и у нас, на Дальнем Востоке. Пришлось проходить строгую комиссию — со слабым здоровьем к АПЛ не подпускали, и проверку знаний.
11.
Случаев интересных на службе было много. «Турбинный отсек. После ремонта нужно запускать, проверять все. Рядом стоит спецсудно — бывший эсминец, с которого все оборудование снято, но ходовая паротурбинная установка работает, — рассказывает наш собеседник. — Через гибкие металлические шланги этот пар от эсминца поступал на турбину подлодки. После ремонта его запустили, и как все засвистит! Все так и попадали — у пара 180 градусов температура, давление 60 килограмм на квадратный сантиметр. Пытались выйти из дока, сделали продувку в отсеках (один вакуумируют, в нем пониженное давление, в других — повышенное, и все ненадежные соединения начинают свистеть) — так и не смогли определить, почему не работает один кингстон в турбинном отсеке. Меня, самого маленького, за ноги спустили между трубами. На веревочке мне спустили инструмент. Я головой и плечом в металл упираюсь и работаю. А там прокладку кто-то плохо поставил!
12.
13.
Был другой случай. Я арматурщиком еще был. Пришлось между прочным и легким корпусом, где ребра жесткости, пролазить. Расстояние 60 сантиметров. Я доползаю до нужного места, где клапан, а там рукавичка лежит. Как она попала туда — кто его знает. Времени в обрез, из плавдока выходить надо, мне уже стучат, чтобы возвращался. А меня там "заклинило"! Телогрейку кое-как скинул, выполз через цистерновое отверстие, а ее уже другой человек забрал. И все сразу заработало».
14.
Во время службы старшему матросу Гуляеву не повезло, хапнул радиации. Направили его в реакторный отсек. На крышке атомного реактора — грубо говоря, кусочек трубы. На ней — фланец, на нем — заглушка, которую нужно снять, чтобы поставить в реактор стержень. А там стоит специальное соединение, которое на сленге называется папа-мама — выточка вжимается в канавочку по диаметру, чтобы снять заглушку, надо подбить ее клиньями. И тут из крышки как хлынет вода!
15.
«У меня в голове: "Господи! Сейчас как затопит все помещение радиоактивной водой!" Я ее прижимаю. Постепенно она кончилась. Потом я понял, что не надо было заглушку прижимать — она бы слетела, я бы, может, отскочил... Как я выбрался оттуда, не помню, перешел на плавучую контрольно-дозиметрическую станцию. Приборы как зазвенят, как заорут. Дозиметрист настраивает прибор, а я кричу: "Не подходи ко мне!"
Напротив прибор стоит стрелочный, измеряет радиацию. Первая позиция — стрелка до конца, показания загрубляют, вторая — до конца. Лишь на третей до середины дошла. Все, пошел я мыться. В журнал заглядывать нельзя, и никто ничего не скажет. А откуда что знаешь? Если в течение трех суток будешь получать лечебно-профилактический паек, например, то трехсуточную дозу взял, если 30 — то месячную». Кожа вылущивалась потом по всему телу — радиация сходила, на открытом солнце находиться он не мог, кровь из носа шла долго, живот болел, давление. Корабельный врач обещал — на гражданке помогут, до дембеля-то полгода осталось. Никто, конечно, ничем Валентину Гуляеву не помог, пришел он в военкомат — оттуда его выгнали.
16.
17.
18.
19.
20.
Будущие лодки учеников
21.
22.
Валентин Владимирович надевает пиджак с наградами: ветерану «Холодной войны на море», «100 лет подводным силам», «Защитнику Отечества», «Отличник ВМФ», «Бронзовый призер Советского Союза», полученная в 1984 году в Москве. «А вот этот значок — общественной организации "Союз Чернобыль", я был помощником председателя, — рассказывает он. — Дело в том, что не было никого здесь, кто знал, что же прошли чернобыльцы. А я мог рассказать, что чувствует человек, прошедший через радиацию».
23.
Нет поддержки — нет спорта
В Центр детского творчества Валентин Гуляев пришел в августе 1998 года, начальником отдела технического творчества. Потом не выдержал маленькой зарплаты, ушел. Но вернулся.
«Сперва было по 14-16 человек в кружке. Но со временем все меньше ребят ходит, — разводит руками Валентин Гуляев. — А откуда у них интерес должен быть? Раньше соревнований много проходило — в газетах писали, по телевизору, по радио говорили. Например, на озерах Минного городка мы выступали. А когда заводы и предприятия стали закрываться, финансирование от заводов, материально-техническое обеспечение прекратилось, помещения забрали. И где заниматься? Кризис начался в 2003-2004 годах. В 90-е еще механизм поддержки продолжал работать. Вот возьмите Владивосток — заводы "Дальприбор", "Изумруд", "Варяг" содержали каждый по клубу на Русской. Плюс ДОСААФ еще работал».
24.
Модель атомной подводной лодки ВМС США "Сивульф"
25.
Соревнований в советские времена было много. В основном они проходили с мая по октябрь, по чистой воде. Но сейчас ребята выходят все реже и реже. Судомодельной федерации в Приморье нет уже лет 12, заново ее регистрировать чиновники отказываются. Кружок, где моделируют подлодки, в крае один. Надводными кораблями занимаются тоже в Центре детского творчества — кружком руководит Владимир Вазеров, в МГУ им. Невельского, в школе-интернате им. Дубинина.
Ребята под руководством Гуляева запускают подводные лодки на нижнем озере в парке Минного городка. Тренируются в маленьком бассейне в учебном классе или в соседнем кружке — там бассейн длиной метров пять. 18 февраля были соревнования — в квадратном бассейне в холле мальчишки показывали свое мастерство. Девчонок сейчас, кстати, в кружке нет. А раньше были — Гуляев о них говорит с гордостью, но сетует, что родители забрали: все-таки и пыль, и аэрозоли, да и «дело неженское».
Новое поколение воспитанников кружка во Всероссийских соревнованиях не участвует и, скорее всего, не будет: нет никакого обеспечения на билеты, проживание, взносы.
Свою бывшую радиоуправляемую подводную лодку, которую делал по собственному проекту, лет пять назад Гуляев продал кому-то за 60 тысяч рублей — на самом-то деле стоит она в сотни раз дороже. А оттуда ее перепродали во Францию. Специалисты Института проблем морских технологий ДВО РАН, инженеры-подводники как-то раз посмотрели на эту подводную лодку — сказали, что у нее очень удачная архитектура, гидродинамическая форма. Ходила она быстро, со скоростью 18-20 узлов.
26.
Сейчас Валентин Гуляев делает новую — «Пиранью». Чтобы ее изготовить, требуется много мелкой и точной работы.
27.
Сначала из дерева делают болванку корпуса подводной лодки. По болванке клеят пластмассовый корпус, разрезают, вытачивают втулку из алюминия, вклеивают, потом — еще одну, из пластмассы, вклеивают, подгоняют. У Валентина Гуляева есть свой способ делать разъемные подводные лодки — у них снимается нос и хвост. Коллеги по судомоделированию часто спорят: говорят, надо снимать по ватерлинию, чтобы было проще обслуживать. Но чтобы снять нос, нужно две секунды, а чтобы снять полкорпуса вдоль, потребуется открутить неимоверное количество малюсеньких гаек. «Если все механизмы заранее установлены правильно, электрические соединения — обслуживать ее несложно», — объясняет мастер.
28.
Сверху на лодку ставится антенна, к которой крепится флажок со светоотражающей ленточкой. Антенну можно погружать в воду до конца черной зоны — над водой торчит только желтый кусочек с флажком. Дальше лодку погружать нельзя. Так видно и маневрирование под водой, и передвижения.
Мальчишки, конечно, такие сложные модели не делают. Первый этап — изготовить парусную лодочку. На втором уже берутся за подлодку. Сначала из куска алюминиевой трубы делают болванку-корпус, из пенопласта, служащего в том числе и «поплавком», — надстройку, из дерева — рубку. Заготовки трубок и надстроек напиливает руководитель — по технике безопасности на станке можно работать только с 14 лет. Когда готовы заготовки, на большом токарном станке в пенопластовом длинном прямоугольнике засверливают отверстие, потом пилят его надвое, придают форму. У все маленьких судомоделистов скорость разная: кто-то маленькую лодочку за три месяца сделает, кто-то за год.
29.
«Вот вам нос, корма. Внутри резиномотор, снаружи винт, еще носовые рули ставятся, — показывает Валентин Владимирович. — А как же она погрузится? Отверстия сверлятся, чтобы туда входила вода. Как только винт перестанет вращаться, воздействия воды на рули не станет, и лодка за счет поплавка всплывет».
30.Часть деталей обрабатывается на станке, который разработал и собрал сам Валентин Гуляев. С 1970 по 1982 год он работал в отделе объемного плоскостного проектирования в Приморгражданпроекте, там и сделал чудо-машину. Станок этот очень удобен для проектирования, например, макетов зданий, можно на нем пилить что угодно — хоть алюминий.
«Это уже четвертый вариант, из нержавейки. Делал я его сам. Смотрите, какой тут ремешок. Такие для электрических швейных машинок продавались. И когда я в 75-м году поехал в командировку в Ленинград, в проектный институт, скупил их все в двух магазинах. И по сей день у меня 24 штуки новеньких еще остались. А почему? Видишь маленький шкифчик — на него надо маленькую фрезу поставить, а значит, маленький ремешок нужен».
31.На все «свободные деньги» Валентин Гуляев покупает болтики, винтики, резиночки, фрезы... Поодному крепежные инструменты копеечные, но их здесь тысячи. Все у него лежит в многочисленных баночках в шкафу, ждет своего часа.
32.
Хотя к станкам пока подпускают не всех, парни сами делают сложные чертежи деталей и умеют красить лодки — это дело тоже непростое и требующее аккуратности и точности.
33.
А это настоящий сундук с информацией.
34.
В этом шкафу находятся десятки папок, каждая из которых содержит информацию из газет и журналов о том или ином проекте подводной лодки. Своеобразная инструкция для создания своей, маленькой лодки.
35.
36.
По законам гидродинамики, которым следуют судомоделисты, носовая часть надстройки и рубки должна быть тупой, а кормовая — заостренной. У каждого ученика всё получается по-разному, хоть и по всем законам. Валентин Гуляев показывает нам фотографии остроносых подводных лодок и объясняет, что они большую часть времени проводят над водой — и тут действительно нужен острый нос.
37.
38.
39.
Запускают лодку на резиномоторе так: спортсмен держит в руках лодку и винт — и считает. А тренер крутит катушку, которая с помощью крючка цепляется на резину. Количество оборотов вычисляется опытным путем. До запуска спортсмен держит винт, чтобы не раскрутился. Правильно отпустить лодку в воде — тоже искусство. Винт должен быть в воде, надстройка — строго над водой. Если лодку держат под углом, она всплывет.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Помнить все
Кроме чисто творчества мальчишки под руководством Валентина Гуляева узнают много нового о подводном флоте СССР и России, о вооружении, моряках-подводниках, командирах, конструкторах. Вся ценная информация с фотографиями и текстом у него не на электронных носителях, а на длинных листах стенгазет, которые Гуляев оформлял сам. Экрана, телевизора или компьютера с проектором в лаборатории вообще нет, фоном играет «Радио России».
Фотографий много, но Валентин Гуляев помнит всё и всех, кто на них изображен. И иногда, когда спотыкается, жалуется на «оперативную память»:
«Вот торпеда "Смерть самураям", ее грузят в 1945 году, чтобы использовать против японцев. А вот торпеда уже 60-х годов, — показывает Валентин Владимирович фотографии на стенгазетах. — Вот дизель-электрическая подводная лодка 1 поколения с баллистическими ракетами. А вот — лодка типа "К", крейсерская. Они были на Северном флоте. Там до сих пор стоит музей "К-21" в воде по ватерлинию. Внутри этой подводной лодки были громадные мины. А есть — посмотрите — мины дореволюционные, их грузят на "Краб", первое поколение подводной лодки. А вот фотография с физзарядкой на дизель-электрической подлодке. Пришла она с задания, в заливе остановилась, а бойцы занимаются зарядкой на палубе надстройки. А это — инженер Шильдер Карл Андреевич, он изобрел подводную лодку, которая стреляла ракетами из-под воды, впервые в мире — в XIX еще веке. А вот конструкторы подводных лодок, есть и женщины — Людмила Васильевна Калачева. Она отстояла уникальную атомную подводную лодку, которая уничтожала другие подводные лодки. Были разные проекты, но эта за 21 секунду могла развернуться под водой — а торпеда мимо пролетала. Потом она разворачивалась и долбала в противника! В начале 1990-х, когда страну уже для всех подряд открыли, на очередной выставке в Санкт-Петербурге американские подводники восхищались этой конфигурацией и говорили, что надо перенять опыт. А у нас-то это в 70-е было!»
57.
Наглядность тоже важна. Валентин Владимирович с удовольствием проводит экскурсию для воспитанников по самой доступной в городе лодке- Мемориальной Гвардейской Краснознамённой Подводной лодке «С — 56».
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
Подробный репортаж про мемориал С-56 у меня в блоге:
Подводная лодка «С-56» — памятник подвигу народа
87.
88.
Вот такая история.
Текст: Валерия Федоренко
--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmitty
Взято: smitsmitty.livejournal.com