Ken Hensley "Proud Words On A Dusty Shelf" . Слова мудреца, музыка волшебника
---
Первый альбом Кена Хенсли, записанный в самый плодотворный период его деятельности, так и остался самым "юрайхиповским" в его сольной дискографии. Выпущенный в 1973 году, он легко, без зазора, укладывается в ряд между The Magician's Birthday и Sweet Freedom, хотя и звучит менее претенциозно. Понятно, что приоритетом для Кена тогда являлись UH, и свой сольный альбом он записывал урывками, в свободное от основной работы время. Но он трудился над ним не менее тщательно, взяв на себя партии вокала и всех инструментов, кроме баса и ударных, на которых была задействована ритм-секция Heep - Гэри Тэйн (Gary Thain) и Ли Керслэйк (Lee Kerslake). На некоторых треках Тэйна подменял Дэйв Пол (Dave Paul). Разумеется, автором всего материала является сам маэстро, назвавший диск поэтично и образно - "Гордые слова на пыльной полке" (Proud Words On A Dusty Shelf).
На альбоме содержится десять композиций. То, что у Кена набралось столько достойных песен после двух супер-альбомов 1972 года, показывает, какой сумасшедший творческий подъём он тогда испытывал, какое им владело вдохновение и окрылённость. Правда, оставаясь "хиповским" по сути, сольник звучит более сдержанно - наверное, Хенсли сознательно поместил на него побольше лирики. Продолжая тему Uriah Heep: всегда есть соблазн представить, как исполнил бы здесь вокальные партии Дэвид Байрон - певец, безусловно, более одарённый, чем Кен. Наверняка он добавил бы альбому блеска и помпы - другой вопрос, а нужны ли они тут, ведь тогда исчезла бы особая доверительная личная интонация, с которой обращается к слушателю автор. Впрочем, можно пробежаться по каждой песне и порассуждать на эту и другие темы.
????When Evening Comes (Когда приходит вечер)
Heep не были блюзовой группой, а их единственную попытку сыграть в этом жанре (Lucy Blues с дебютного альбома) вряд ли можно считать большой удачей. Хенсли восполняет этот пробел, начиная свой альбом композицией с типично блюзовыми ходами, и плачущая гитара, а не привычный орган, выходит тут на передний план. И всё же торжественный припев, словно личное клеймо автора, безошибочно выдаёт композиторский почерк, берущий своё начало в церковных литургиях родной Англии, а не на плантациях Миссисипи. Вокальная партия, спетая с небольшим надрывом, идеально соответствует как музыке, так и лирике. Кен сразу показывает, что на своем альбоме он царь и бог. Имеет право.
????From Time To Time (Время от времени)
Очень красивая песня, где аккорды акустической гитары настраивают на балладно-бардовский лад, а тревожные звуки синтезатора вносят мистические нотки. Изысканная мелодия, ангельское пение а-ля Байрон - волшебство Хип в чистом виде!
????King Without a Throne (Король, лишенный трона)
Хенсли примеряет на себя роль короля Лира - а почему бы и не замахнуться на старика Шекспира? Правда, для трагедии песня звучит несколько вяло и монотонно, и вместо мощного монолога получается страдальческая жалоба. Усталый голос певца оптимизма тоже не добавляет - рыцарь в изгнании оказался совсем печального образа.
????Rain (Дождь)
А вот тут Хенсли даёт возможность сравнить их с Байроном напрямую. Ещё свежа память об альбоме The Magician's Birthday, где впервые прозвучала эта прекрасная фортепианная баллада, ещё звучит в ушах проникновенный голос Байрона (Мик Бокс признавался, что у него всегда мурашки по коже от того, как Дэвид её поёт), но Хенсли решает представить свою версию. По его мнению, концовку следовало спеть не так мягко, как Байрон, смиряющийся с предательством возлюбленной и дарующий всепрощение. Нет, Кен поёт заключительные строки с гневным протестом в голосе, и прощать он не намерен. У каждого своя правда, а мне оба варианта нравятся, не могу отдать кому-то предпочтение . Песня - шедевр, что ещё скажешь.
????Proud Words (Гордые слова)
Хенсли говорил, что он должен был выпустить в свет эти песни, иначе они бы "запылились" (отсюда и пыльная полка в тексте). И данная композиция, которую группа забраковала, хотя и сделала запись, показалась Кену достойной лучшей участи. Бравурная мелодия, запоминающийся припев, жизнеутверждающий текст - среди довлеющего минора заглавная вещь звучит просто гимном. То, что для Uriah Heep могло бы быть проходным номером, здесь становится одним из ударных моментов. Кстати, послушаем и версию "хипов", которая много позже была ими включена в компиляцию Time Of Revelation ("Время откровения" , о как). Здесь вокал Байрона очень даже к месту.
????Fortune (Судьба)
Название песни можно перевести по-разному, но "Судьба" ближе всего к смыслу текста, где Хенсли размышляет о превратностях этой злодейки. Очень красивый зачин и не менее прекрасный куплет (сколько же дивных мелодий теснилось в голове у парня!) сменяются жёстким пафосным припевом, и эти компоненты мне всегда казались несочетаемыми. Как будто звучат две разные песни - такой диссонанс, каждый раз хочется перемотать этот припев или просто вырезать раз навсегда. А ведь начинается как шедевр, аж дух захватывает. Конечно, маэстро виднее, но тут мы с ним друг друга крупно не поняли))
????Black Hearted Lady (Женщина с чёрной душой)
Пафос чужд этому альбому, и вот такие балладные композиции звучат на нём значительно приятнее. От "Леди в чёрном" к "Леди с чёрной душой" - Кен прошел по дороге разочарований, но здесь его печаль светла, а мысли гармоничны. Такова и эта песня, слушать которую одно удовольствие.
????Go Down (Спускаясь вниз)
Песня вновь посвящена разрыву отношений, но на этот раз Хенсли поёт не о себе, а о бедной девушке, оставшейся в одиночестве. Теперь она живёт прошлым и её ждёт только долгий-долгий спуск с вершины счастья, на которой она побывала. Звенящие гитары в духе группы The Byrds и характерные гармонии говорят о влиянии на композитора музыки кантри. На следующем сольнике Хенсли, "Eager To Please" (1975), это влияние заметно усилится.
????Cold Autumn Sunday (Холодное осеннее воскресенье)
Словно бы вспомнив о том, что он всё-таки англичанин, Кен решает спеть о плохой погоде, ну и разлука с любимой опять тут как тут. В музыкальном отношении это тоже обращение к корням, то есть к "хипам", и вещь вполне могла бы появиться если не на Sweet Freedom, то на High & Mighty уж точно, при этом совершенно не испортив погоды - прошу прощения за невольный каламбур.
????The Last Time (В последний раз)
Лейтмотивом проведя через весь альбом тему расставания влюбленных, напоследок Хенсли её решительно закрывает, обещая, что он уходил в последний раз, а теперь вернётся и будет порядок. Тёплая лирическая мелодия настраивает на умиротворённый лад, в отличие от альбомов Uriah Heep, где финалы делались, как правило, грандиозные и драматические (исключение - тот же самый High & Mighty).
Выход альбома не всем пришелся по вкусу, например, Мик Бокс отзывался о нем весьма критически. Скорее всего, это была банальная ревность к работе коллеги "на стороне", а может быть, Бокс опасался, что это повредит продажам пластинок самих Uriah Heep. Хотя это не помешало ему самому с удовольствием работать над первым сольным альбомом Дэвида Байрона. Сейчас, когда из "золотого состава" только Бокс в живых и остался, не хочется вспоминать прошлые разногласия, которые сейчас кажутся такими мелкими... Испытываешь только огромную благодарность к людям, подарившим нам замечательную музыку, любовь к которой прошла через всю жизнь. И в ожидании анонсированного посмертного альбома Кена Хенсли переслушиваем его записи, восхищаясь их нестареющим волшебством. Полка с этими дисками никогда не должна быть пыльной!
Источник: kinohit.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]