Huawei: падение с Олимпа
---
Китайский технологический лидер компания Huawei приложила огромные усилия, чтобы подняться на вершину. Ещё несколько лет назад никто в мире не воспринимал смартфоны Huawei как конкурентов грандам рынка – компаниям Apple и Samsung. Не только конкуренты, но и потребители смотрели на то, что делает Huawei, свысока, но прошло несколько лет, и огромные инвестиции, настойчивость и стремление к совершенству вывели компанию на вершину мирового смартфоностроения. В 2019 году она поставила на рынок более 240 млн устройств, уступив по этому показателю только лидеру рынка компании Samsung, а уже в этом году во втором квартале ей удалось обойти Samsung и выйти на первое место по количеству отгруженных смартфонов . Казалось, что впереди нас ждёт новая эпоха, где лидерство будет принадлежать не старым грандам, а амбициозным китайским игрокам. Но все изменилось в одночасье.
Нынешний президент США Дональд Трамп выбрал Huawei в качестве главной мишени в борьбе против растущих амбиций Китая на мировой экономической арене. Заявление Трампа о том, что Huawei использует поставляемое ею инфраструктурное оборудование для сетей связи нового поколения 5G в качестве основы для сбора информации и передаёт её китайскому правительству, послужило поводом для включения компании в чёрный список и принятия против неё торговых санкций. Белый дом всерьёз взялся за Huawei и не только собрался ограничить поставки её оборудования в США, но и вознамерился подключить к этой борьбе своих традиционных союзников. По всему миру посланцы США стали убеждать союзников отказаться от использования оборудования компании Huawei, и, надо сказать, им это удалось. Сначала британцы согласились удалить оборудование Huawei из так называемой критической инфраструктуры, затем ещё несколько европейских стран, а потом австралийцы и канадцы присоединились к этой инициативе. И даже то обстоятельство, что фактически половина всех патентов в области 5G принадлежит Huawei, а созданное ею оборудование уже и так работает в большинстве этих стран в существующих сетях связи, не остановило шпионской истерии.
Власти США решили не ограничивать себя только запретами на поставки оборудования для сетей связи, они пожелали полностью парализовать работу компании. Так, по запросу США в декабре 2018 года в канадском аэропорту по обвинениям в торговле с Ираном была задержана финансовый директор компании Huawei и дочь её основателя Мэн Ваньчжоу, тяжба по поводу её выдачи властям США продолжается до сих пор.
В августе текущего года Министерство торговли США выпустило распоряжение, обязывающее любые компании запрашивать в США одобрение на поставку Huawei оборудования, комплектующих или программного обеспечения, разработанного США. Это привело к тому, что с середины сентября работу с Huawei прекратили все её основные поставщики, среди них – компания TSMC, для которой Huawei являлась одним из основных заказчиков и на мощностях которой производились чипы последнего поколения процессоров Huawei Kirin 9000. Samsung прекратила отгрузки чипов памяти, Qualcomm перестала поставлять процессоры, MediaTek и ещё ряд компаний остановили отгрузки. Власти США уточнили, что не возражают против поставки Huawei чипов для сетей 4G, и ряд поставщиков Huawei уже обратились за одобрением на возобновление поставок. Компания Huawei неоднократно заявляла о готовности сотрудничать и предоставлять любым регуляторам в любых странах информацию о работе своего оборудования. Власти США ни разу за всё время так и не предоставили фактов, подтверждающих, что Huawei действительно использует своё оборудование для передачи информации китайским властям.
В ответ на такое беспрецедентное давление компания Huawei заявила, что не намерена сдаваться, и предприняла шаги, чтобы устоять и продолжить своё существование. На первом этапе, ещё до введения жёстких санкций, Huawei начала осуществлять грандиозные закупки всех необходимых для производства смартфонов компонентов. Благодаря этому третий квартал стал самым результативным у таких компаний, как MediaTek, Samsung и других поставщиков Huawei. Компании удалось создать запас компонентов, которых, по оценкам экспертов, должно хватить до конца текущего года и на первый квартал будущего. В рамках своей стратегии выживания Huawei была вынуждена продать созданный ею в 2013 году бренд Honor. По слухам, сумма сделки составила $15 млрд, что позволило компании получить дополнительные средства и вывести из-под удара американских санкций своё детище, а ведь на долю Honor приходилось 28% от общих продаж Huawei. Запрет на работу с компанией Huawei привёл к тому, что на её смартфонах исчезли сервисы Google, и это очень серьёзно подкосило международные продажи бренда. Huawei входила в число лидеров на многих рынках, но отказ от привычных пользователям сервисов начал быстро снижать её продажи.
По данным исследовательской компании IDC, в третьем квартале текущего года компания находилась на втором месте в списке мировых лидеров по продажам смартфонов с долей продаж 14.7%, её доля уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 22% и составила 51.9 млн устройств, что в итоге может вылиться в 170 млн проданных устройств в конце года. А уже в следующем году TrendForce прогнозирует, что доля Huawei может сократиться до скромных 4%. Во многом компании удавалось противостоять давлению американских санкций благодаря своим успехам на родном китайском рынке, где у неё была огромная доля – 45%, по данным компании Counterpoint за третий квартал. Но ситуация с производством накладывает серьёзный отпечаток и на эту область.
Стало известно, что китайские конкуренты Huawei, компании Xiaomi, OPPO и Vivo, запланировали существенно больший объём закупок и производства на первую половину будущего года. Xiaomi намерена произвести более 100 млн смартфонов за период четвёртого квартала текущего и первого квартала будущего года, и это более чем на 50% превышает её планы, которые делались в августе. OPPO намерена увеличить своё производство до 90 млн, а Vivo – до более чем 70 млн в этот период, по данным компании Isaiah Research. Тогда как план Huawei на этот период ограничивается только 42 млн устройств. Активное стремление китайских компаний занять место Huawei на международных рынках привело к тому, что в третьем квартале 2020 года доля смартфонов Xiaomi на европейском рынке выросла на 151.6%, а доля OPPO – на рекордные 566.2%. И если в случае с OPPO можно говорить о низком старте, то результат Xiaomi низким стартом не назовёшь, так как компания стартовала с более чем миллиона смартфонов в начале квартала и добавила более 2 млн проданных устройств всего за три месяца.
Удастся ли Huawei сохранить своё лидерство на родном рынке после расставания с брендом Honor, который обеспечивал почти треть её продаж? В нынешних условиях это вызывает сомнения, особенно в свете того, что сказал основатель Huawei Рэй Чжэнфэй на прощальном мероприятии по случаю продажи бренда Honor: «Я рассчитываю, что Honor сможет превзойти материнскую компанию в будущем». Компания TrendForce прогнозирует, что в 2021 году новой компании Honor удастся занять 2% мирового рынка смартфонов, но ей ещё предстоит побороться за этот результат. Ведь уже сейчас ощущается недостаток мощностей в производстве чипов, и производителям смартфонов в Китае приходится бороться за их своевременное получение, а как себя поведут американские власти в отношении новой компании, пока неясно.
Какое место на мировом рынке смартфонов при этом достанется самой Huawei, принесёт ли смена руководства в Белом доме отмену санкций или шпионская истерия продолжится, мы узнаем в следующем году. Думаю, каждый разумный пользователь смартфона, независимо от того, какой из них он держит в руках, пожелает Huawei выстоять в этой борьбе, чтобы и дальше радовать нас оригинальными инновациями и вернуть себе утраченные позиции. Ведь конкуренция – это именно то, что обеспечивает нас всеми сегодняшними достижениями.
Источник: moyphone.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]