И снова средневековая Москва
---
У меня сегодня будет день реконструкций
На этот раз Москва в реконструкциях профессора Михаила Петровича Кудрявцева.
Профессиональные археологи и реставраторы полагают, что он излишне приукрашивал Первопрестольную. Возможно...
Но мне нравится:)
Вид долины Успенского Вражка от Воскресенского монастыря. Михаил Петрович Кудрявцев. Бумага, гуашь, акварель.
Великолепный вид на центр Москвы из Белого города раскрывается по долине ручья - Успенского Вражка (от нынешнего Елисеевского переулка). Мост через ручей проходил по направлению существующего Брюсова переулка. Слева находится храм Воскресения Словущего. На противоположном берегу ручья - шатровая церковь пророка Елисея.
Вдали, над оградой Воскресенского храма, видна трёхшатровая церковь Успения Богородицы. По её имени получил название ручей. Вниз по течению ручья была устроена запруда при пороховой мельнице Государева Порохового двора. Именно отсюда начиналось большинство пожаров Москвы в 16-17 веках.
Местность застроена дворцами русской знати. Венчают панораму стены, башни и соборы Кремля с колокольней Ивана Великого.
Панорама северной линии монастырей-сторож по долине реки Неглинки в 17 веке.
Монастыри северной линии располагались вдоль северной части стен Белого города (ныне это Бульварное кольцо)от Сретенских до Тверских ворот. Панорама всех четырёх монастырей лучше всего видна с пруда на реке Неглинке, расположенного между стеной Белого города и стеной Скородома (сейчас здесь Цветной бульвар). Слева вдали за стеной виден Сретенский, а ближе-Рождественский монастыри. Справа за стеной на высоком берегу Неглинки стоит Высоко-Петровский монастырь. Правее в дали видны главы Страстного монастыря. Перед стеной Белого города над долиной Неглинки стоят две церкви: слева-Преподобного Сергия Радонежского, справа-Знамения Богородицы у Петровских ворот.
В центре над застройкой вдали виден Троицкий собор на Рву на Красной площади (Храм Василия Блаженного), Спасская башня, колокольня Ивана Великого.
Панорама восточной линии монастырей-сторож с Рязанской дороги в 17 веке.
При подходе к Москве с Рязанской дороги видна панорама всех трёх монастырей восточной линии. В центре у дороги стоит ансамбль Покровского монастыря с высокой шатровой колокольней. Слева виден Ново-Спасский монастырь, стоящий над Москвой-рекой. Справа вдали - Спасо-Андроников монастырь, возвышающийся на крутом берегу реки Яузы. Здесь Рязанская дорога проходит по высокому плато, разделяющему долины рек Москвы и Яузы, поэтому вдали видны только верха самых значительных построек московского посада.
Панорама южной линии монастырей-сторож с Серпуховской дороги в 17 веке.
Широкая панорама четырёх монастырей южной линии, дальше других отстоящих от города, раскрывается с Серпуховской дороги, от путевой часовни (ныне здесь проходит Варшавское шоссе). Слева за часовней видны верха храмов Андреевского монастыря, стоящего у берега Москвы-реки. Затем на фоне застройки Москвы и пригородных слобод выделяются ансамбли Донского (на высоком водоразделе) и Данилова (на невысокой береговой террасе) монастырей. За рекой, на высоком крутом берегу над долиной Москвы-реки, стоит Симонов монастырь. Отсюда, несмотря на деревянные стены Скородома, видны башни Кремля и колокольни Ивана Великого.
Вид на центр города с юго-запада, от церкви Св. Ильи Обыденного в 17 веке.
Прекрасная панорама центра была видна с Остожья, от церкви Св. Пророка Ильи (Обыденной). На переднем плане-угловая и Семиверховая башни Белого города, за ними Алексеевский монастырь (сейчас там стоит Храм Христа Спасителя). Стена уходит влево к Пречистенским воротам и вправо вдоль берега Москвы-реки к Всехсвятским воротам и затем к Кремлю. Через реку идет Всехсвятский (Большой Каменный) мост, оканчивающийся в Замоскворечье двухшатровыми въездными воротами. Правее ворот расположены здания Винного двора и ансамбль палат дьяка Аверкия Кириллова с церковью Живоначальной Троицы (по приделу - Св. Николы) на Берсеневе. Вдали, за стеной Белого города и над Всехсвятским мостом, виден Кремль с ансамблем Царских дворцов и Соборной площади.
Вид на центр Москвы с востока, с Красного холма в 17 веке.
Широкая панорама центра столицы раскрывается от обители Св. Никиты за Яузой с высокого Красного холма (позже это место называлось Швивой горкой). Стена Белого города, ограничивающая передний план, поворачивает к берегу Москвы-реки и своим южным пряслом соединяется со стенами Китай-города и Кремля, дугой уходящими вдаль. Венчает панораму ансамбль Кремля с Троицким собором на Рву на Красной площади.
За рекой располагается царская Нижняя Садовническая слобода с церковью Спаса Преображения (Св. Николы Заяицкого), а за ней видна застройка других слобод Замоскворечья с многочисленными посадскими церквами.
Вид на Кремль от Кузнецкого моста.
С севера, по долине реки Неглинки, раскрывается панорама Китай-города и Кремля. На переднем плане виден перекинутый через реку белокаменный Кузнецкий мост. По берегам реки Неглинки расположены жилые дворы московской знати и церковные дворы. Слева над жилой застройки видны церковь Св. Иоакима и Анны и за ней ансамбль Пушечного двора с двумя массивными каменными шатровыми домницами. Над ложбиной долины Неглинки поднимается стена Китай-города, образующая своеобразный пьедестал для сложного силуэта монастырей, башен и соборов. Справа - церковь Св. Параскевы Пятницы на торгу.
Тут мне непонятно, почему мост белокаменный... Он таковым стал только в 18 веке. Но для 18 века излишне архаично...
Панорама Замоскворечья с колокольни Иван Великий в 17 веке
Ближний план панорамы образуют постройки, стоящие вдоль южной бровки Кремлёвского холма. Справа от центра панорамы – главы Архангельского собора. Влево от него располагается комплекс Приказов, увенчанный десятиглавием церквей Святого Александра Невского и Святых Михаила и Фёдора Черниговских. Правее Архангельского собора стоят: Государева Казна, Благовещенский собор и Государев дворец. Внизу видна южная стена Кремля.
За Москвой-рекой раскинулся Большой Государев сад, или Царицын луг, между Москворецким (слева) и Всехсвятским (справа) мостами. В саду стоит церковь Св. Софии премудрости Божьей. Вдали за храмами и усадьбами замоскворецких слобод проходит деревянная стена Скородома, а дальше до горизонта видны пригородные слободы, сёла и монастыри.
Вид на Кремль из Замоскворечья в 17 веке.
Большая Никитская в 17 веке. Вид от церкви Вознесения Господня (Малого).
Большая Никитская улица именовалась так по расположеному на ней Никитскому монастырю, она ещё называлась Царской улицей, как и Тверская, поскольку была одним из царских путей выезда из Москвы и въезда в неё. На рисунке показана часть улицы, проходящая через Белый город — место поселения московской знати. Слева стоит церковь Вознесения Господня (Малая), имевшая до перестройки в 18 веке шатровый верх (сейчас напротив церкви, на другой стороне улицы, расположено здание Консерватории). Рядом с храмом выходит на улицу большая каменная палата, принадлежавшая по преданию патриарху. Кругом высятся кровли палат с теремами, принадлежащих знатным московским боярам и князьям. Справа вдали видна часть Кремля с Собакиной, Никольской и Спасской башнями.
Покровские ворота Скородома в 17 веке
Ворота располагались на пересечении улицы Покровка со стенами Скородома (ныне — Садовое
кольцо). Вид извне города от пристенного торга. Справа — торговые ряды, слева — дом купца.
Слева от воротной башни за стеной виден верх церкви Св. Иоанна Предтечи.
Воскресенская улица Кадашёвской слободы в 17 веке
Воскресенская улица - главная улица самой богатой московской ремесленной слободы (ныне-1-й Кадашевский переулок, выходящая к центру прямо против Кремля за Москвой-рекой. Справа - главный храм слободы и всего Замоскворечья-церковь Воскресения в Кадашах. Колокола этого храма звонили первыми после соборов Кремля и московских монастырей, а уже c послених начинался звон всех посадских и слободских церквей столицы. Вдали виден Кремль.
Улица застроена каменными домами ремесленников-ткачей, по своему богатству близких к застройке аристократических дворов. Кадашёвская слобода имела несколько своих кирпичных заводов, что позволяло ей вести собственное строительство храмов, жилых домов и производственных сооружений.
Кадашёвский Ткацкий (хамовный) двор в 17 веке
Ткацкий двор - уникальное промышленное сооружение 17 века, построенное зодчими государя Алексея Михайловича с учетом требований мастеров-кадашевцев. Все постройки Двора выполнены из белого камня и украшены резьбой, изразцами и росписью, золочёными коньками и символами. По своей архитектуре Кадашевский Ткацкий двор соперничал с лучшими дворцами Москвы. Если снаружи в его облике и присутствовали черты крепостной архитектуры, то внутри преобладал образ жилого двора, создававшийся разнообразными галереями, крыльцами, ярусами окон с резными наличниками. На рисунке изображён главный фасад Двора с въездными гербовыми воротами. Сохранились обмерные чертежи Двора, выполненные в 18 веке, когда он использовался как Монетный двор.
Вокруг двора расположены скромные усадьбы стрельцов. За ними видна церковь Св. Козьмы и Дамиана с колокольней на Козьмодемьянской улице (ныне Большая Полянка). Справа над застройкой возвышается верх палат Прозоровских.
Церковь Сергия Радонежского Богоявленского монастыря в Московском Кремле.
Богоявленский монастырь находился в Московском Кремле при въезде в Троицкие ворота, был подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Окончательно разобран в 19 веке. Сейчас на этом месте небольшая площадь перед КДС. Реконструкция выполнена на основе нескольких миниатюр и плана.
Въездная башня Печатного двора в Китай-городе. 17 век.
Центры просвещения и искусства находились в ведении и царской и церковной власти. В ведении царского двора была Оружейная палата, имевшая своих иконописцев, ювелиров, резчиков и других мастеров. Также царю, но при церковном контроле,подчинялся Московский печатный двор, располагавшийся на Никольской улице. В ведении патриарха находились Греко-славянская академия в Заиконоспасском монастыре в Китай-городе и все монастырские школы.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Реконструкция М. П. Кудрявцева.
Церковь Вознесения в Коломенском в 16 веке.
Церковь Вознесения в Коломенском в 16 веке. Это не кудрявцевская реконструкция. Но в тему.
Объяснения к рисункам - авторские (М. П. Кудрявцева).
По книге: М. П. Кудрявцев «Москва — Третий Рим», М., Сол Систем, 1994
На этот раз Москва в реконструкциях профессора Михаила Петровича Кудрявцева.
Профессиональные археологи и реставраторы полагают, что он излишне приукрашивал Первопрестольную. Возможно...
Но мне нравится:)
Вид долины Успенского Вражка от Воскресенского монастыря. Михаил Петрович Кудрявцев. Бумага, гуашь, акварель.
Великолепный вид на центр Москвы из Белого города раскрывается по долине ручья - Успенского Вражка (от нынешнего Елисеевского переулка). Мост через ручей проходил по направлению существующего Брюсова переулка. Слева находится храм Воскресения Словущего. На противоположном берегу ручья - шатровая церковь пророка Елисея.
Вдали, над оградой Воскресенского храма, видна трёхшатровая церковь Успения Богородицы. По её имени получил название ручей. Вниз по течению ручья была устроена запруда при пороховой мельнице Государева Порохового двора. Именно отсюда начиналось большинство пожаров Москвы в 16-17 веках.
Местность застроена дворцами русской знати. Венчают панораму стены, башни и соборы Кремля с колокольней Ивана Великого.
Панорама северной линии монастырей-сторож по долине реки Неглинки в 17 веке.
Монастыри северной линии располагались вдоль северной части стен Белого города (ныне это Бульварное кольцо)от Сретенских до Тверских ворот. Панорама всех четырёх монастырей лучше всего видна с пруда на реке Неглинке, расположенного между стеной Белого города и стеной Скородома (сейчас здесь Цветной бульвар). Слева вдали за стеной виден Сретенский, а ближе-Рождественский монастыри. Справа за стеной на высоком берегу Неглинки стоит Высоко-Петровский монастырь. Правее в дали видны главы Страстного монастыря. Перед стеной Белого города над долиной Неглинки стоят две церкви: слева-Преподобного Сергия Радонежского, справа-Знамения Богородицы у Петровских ворот.
В центре над застройкой вдали виден Троицкий собор на Рву на Красной площади (Храм Василия Блаженного), Спасская башня, колокольня Ивана Великого.
Панорама восточной линии монастырей-сторож с Рязанской дороги в 17 веке.
При подходе к Москве с Рязанской дороги видна панорама всех трёх монастырей восточной линии. В центре у дороги стоит ансамбль Покровского монастыря с высокой шатровой колокольней. Слева виден Ново-Спасский монастырь, стоящий над Москвой-рекой. Справа вдали - Спасо-Андроников монастырь, возвышающийся на крутом берегу реки Яузы. Здесь Рязанская дорога проходит по высокому плато, разделяющему долины рек Москвы и Яузы, поэтому вдали видны только верха самых значительных построек московского посада.
Панорама южной линии монастырей-сторож с Серпуховской дороги в 17 веке.
Широкая панорама четырёх монастырей южной линии, дальше других отстоящих от города, раскрывается с Серпуховской дороги, от путевой часовни (ныне здесь проходит Варшавское шоссе). Слева за часовней видны верха храмов Андреевского монастыря, стоящего у берега Москвы-реки. Затем на фоне застройки Москвы и пригородных слобод выделяются ансамбли Донского (на высоком водоразделе) и Данилова (на невысокой береговой террасе) монастырей. За рекой, на высоком крутом берегу над долиной Москвы-реки, стоит Симонов монастырь. Отсюда, несмотря на деревянные стены Скородома, видны башни Кремля и колокольни Ивана Великого.
Вид на центр города с юго-запада, от церкви Св. Ильи Обыденного в 17 веке.
Прекрасная панорама центра была видна с Остожья, от церкви Св. Пророка Ильи (Обыденной). На переднем плане-угловая и Семиверховая башни Белого города, за ними Алексеевский монастырь (сейчас там стоит Храм Христа Спасителя). Стена уходит влево к Пречистенским воротам и вправо вдоль берега Москвы-реки к Всехсвятским воротам и затем к Кремлю. Через реку идет Всехсвятский (Большой Каменный) мост, оканчивающийся в Замоскворечье двухшатровыми въездными воротами. Правее ворот расположены здания Винного двора и ансамбль палат дьяка Аверкия Кириллова с церковью Живоначальной Троицы (по приделу - Св. Николы) на Берсеневе. Вдали, за стеной Белого города и над Всехсвятским мостом, виден Кремль с ансамблем Царских дворцов и Соборной площади.
Вид на центр Москвы с востока, с Красного холма в 17 веке.
Широкая панорама центра столицы раскрывается от обители Св. Никиты за Яузой с высокого Красного холма (позже это место называлось Швивой горкой). Стена Белого города, ограничивающая передний план, поворачивает к берегу Москвы-реки и своим южным пряслом соединяется со стенами Китай-города и Кремля, дугой уходящими вдаль. Венчает панораму ансамбль Кремля с Троицким собором на Рву на Красной площади.
За рекой располагается царская Нижняя Садовническая слобода с церковью Спаса Преображения (Св. Николы Заяицкого), а за ней видна застройка других слобод Замоскворечья с многочисленными посадскими церквами.
Вид на Кремль от Кузнецкого моста.
С севера, по долине реки Неглинки, раскрывается панорама Китай-города и Кремля. На переднем плане виден перекинутый через реку белокаменный Кузнецкий мост. По берегам реки Неглинки расположены жилые дворы московской знати и церковные дворы. Слева над жилой застройки видны церковь Св. Иоакима и Анны и за ней ансамбль Пушечного двора с двумя массивными каменными шатровыми домницами. Над ложбиной долины Неглинки поднимается стена Китай-города, образующая своеобразный пьедестал для сложного силуэта монастырей, башен и соборов. Справа - церковь Св. Параскевы Пятницы на торгу.
Тут мне непонятно, почему мост белокаменный... Он таковым стал только в 18 веке. Но для 18 века излишне архаично...
Панорама Замоскворечья с колокольни Иван Великий в 17 веке
Ближний план панорамы образуют постройки, стоящие вдоль южной бровки Кремлёвского холма. Справа от центра панорамы – главы Архангельского собора. Влево от него располагается комплекс Приказов, увенчанный десятиглавием церквей Святого Александра Невского и Святых Михаила и Фёдора Черниговских. Правее Архангельского собора стоят: Государева Казна, Благовещенский собор и Государев дворец. Внизу видна южная стена Кремля.
За Москвой-рекой раскинулся Большой Государев сад, или Царицын луг, между Москворецким (слева) и Всехсвятским (справа) мостами. В саду стоит церковь Св. Софии премудрости Божьей. Вдали за храмами и усадьбами замоскворецких слобод проходит деревянная стена Скородома, а дальше до горизонта видны пригородные слободы, сёла и монастыри.
Вид на Кремль из Замоскворечья в 17 веке.
Большая Никитская в 17 веке. Вид от церкви Вознесения Господня (Малого).
Большая Никитская улица именовалась так по расположеному на ней Никитскому монастырю, она ещё называлась Царской улицей, как и Тверская, поскольку была одним из царских путей выезда из Москвы и въезда в неё. На рисунке показана часть улицы, проходящая через Белый город — место поселения московской знати. Слева стоит церковь Вознесения Господня (Малая), имевшая до перестройки в 18 веке шатровый верх (сейчас напротив церкви, на другой стороне улицы, расположено здание Консерватории). Рядом с храмом выходит на улицу большая каменная палата, принадлежавшая по преданию патриарху. Кругом высятся кровли палат с теремами, принадлежащих знатным московским боярам и князьям. Справа вдали видна часть Кремля с Собакиной, Никольской и Спасской башнями.
Покровские ворота Скородома в 17 веке
Ворота располагались на пересечении улицы Покровка со стенами Скородома (ныне — Садовое
кольцо). Вид извне города от пристенного торга. Справа — торговые ряды, слева — дом купца.
Слева от воротной башни за стеной виден верх церкви Св. Иоанна Предтечи.
Воскресенская улица Кадашёвской слободы в 17 веке
Воскресенская улица - главная улица самой богатой московской ремесленной слободы (ныне-1-й Кадашевский переулок, выходящая к центру прямо против Кремля за Москвой-рекой. Справа - главный храм слободы и всего Замоскворечья-церковь Воскресения в Кадашах. Колокола этого храма звонили первыми после соборов Кремля и московских монастырей, а уже c послених начинался звон всех посадских и слободских церквей столицы. Вдали виден Кремль.
Улица застроена каменными домами ремесленников-ткачей, по своему богатству близких к застройке аристократических дворов. Кадашёвская слобода имела несколько своих кирпичных заводов, что позволяло ей вести собственное строительство храмов, жилых домов и производственных сооружений.
Кадашёвский Ткацкий (хамовный) двор в 17 веке
Ткацкий двор - уникальное промышленное сооружение 17 века, построенное зодчими государя Алексея Михайловича с учетом требований мастеров-кадашевцев. Все постройки Двора выполнены из белого камня и украшены резьбой, изразцами и росписью, золочёными коньками и символами. По своей архитектуре Кадашевский Ткацкий двор соперничал с лучшими дворцами Москвы. Если снаружи в его облике и присутствовали черты крепостной архитектуры, то внутри преобладал образ жилого двора, создававшийся разнообразными галереями, крыльцами, ярусами окон с резными наличниками. На рисунке изображён главный фасад Двора с въездными гербовыми воротами. Сохранились обмерные чертежи Двора, выполненные в 18 веке, когда он использовался как Монетный двор.
Вокруг двора расположены скромные усадьбы стрельцов. За ними видна церковь Св. Козьмы и Дамиана с колокольней на Козьмодемьянской улице (ныне Большая Полянка). Справа над застройкой возвышается верх палат Прозоровских.
Церковь Сергия Радонежского Богоявленского монастыря в Московском Кремле.
Богоявленский монастырь находился в Московском Кремле при въезде в Троицкие ворота, был подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Окончательно разобран в 19 веке. Сейчас на этом месте небольшая площадь перед КДС. Реконструкция выполнена на основе нескольких миниатюр и плана.
Въездная башня Печатного двора в Китай-городе. 17 век.
Центры просвещения и искусства находились в ведении и царской и церковной власти. В ведении царского двора была Оружейная палата, имевшая своих иконописцев, ювелиров, резчиков и других мастеров. Также царю, но при церковном контроле,подчинялся Московский печатный двор, располагавшийся на Никольской улице. В ведении патриарха находились Греко-славянская академия в Заиконоспасском монастыре в Китай-городе и все монастырские школы.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Реконструкция М. П. Кудрявцева.
Церковь Вознесения в Коломенском в 16 веке.
Церковь Вознесения в Коломенском в 16 веке. Это не кудрявцевская реконструкция. Но в тему.
Объяснения к рисункам - авторские (М. П. Кудрявцева).
По книге: М. П. Кудрявцев «Москва — Третий Рим», М., Сол Систем, 1994
Взято: a-dedushkin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]