9 ужасных аварий ХХ века, о которых ты, скорее всего, и не слышал
---
ХХ век был богат не только на технологические изобретения, но и на ужасающие аварии и крушения этих самых изобретений.
Корабль Iolaire
В ночь на 1 января 1919 года, через два месяца после окончания Первой мировой войны, при входе в бухту Сторновей затонуло судно британского королевского флота Iolaire. Двести моряков, переживших опасности военного времени, погибли в двух километрах от дома.
Iolaire, что в переводе с гаэльского значит «Орел», был построен в 1881 году. Во время войны корабль оснастили пушками, и он выполнял патрульные рейды вдоль побережья Великобритании. Двадцать процентов населения острова Льюиса и Харриса погибли в ходе Первой мировой войны, и экипаж Iolaire был счастлив вернуться домой практически в полном составе. Корабль ударился о скалы и из-за перегрузки (он был рассчитан на сто человек, а на борту находилось почти триста) разбился и затонул.
205 человек погибли, 40 — были спасены, 35 — смогли самостоятельно доплыть до берега. 8 января 1920 года было проведено расследование, но из-за того, что все ответственные лица погибли, причины крушения так и не были выявлены. Погода была не очень плохая, и что заставило опытных моряков направить корабль на скалы на полном ходу, а также почему корабль не был оснащен спасательными шлюпками, так и осталось загадкой.
Дирижабль Akron
Дирижабль «Акрон» — самый крупный после печально известного «Гинденбурга». В длину он был 239 метров и мог пролететь без дозаправки 16 900 километров. Цеппелин был способен нести 5 небольших самолетов, и ВВС США планировали использовать его для дальней морской разведки. В 1933 году он потерпел крушение в Атлантическом океане, в результате которого погибли 73 из находившихся на борту 76 человек. По числу жертв эта катастрофа стала самым тяжелым происшествием за всю историю воздухоплавания (на «Гинденбурге» погибли 35 человек).
Во время рядовой операции 4 апреля 1933 года у побережья Нью-Джерси дирижабль зацепил хвостом воду и развалился. Так как на борту не было спасательных жилетов и был только один надувной плот, 73 члена экипажа умерли от переохлаждения и утонули.
Немецкий корабль «Фебус» заметил огни падавшего дирижабля и поспешил на помощь. Он подобрал лейтенант-командора Герберта В. Уайли, помощника капитана «Акрона», помощника боцмана второго класса Ричарда Е. Диала и авиационного механика второго класса Муди Е. Ервина.
Виновными в аварии были как плохая погода и низкое атмосферное давление, так и действия капитана дирижабля Фрэнка Маккорда, который повел воздушное судно слишком низко над водой. Позже к поискам членов экипажа подключился дирижабль J-3 ВМС, но сам потерпел крушение.
Корабль «Дзюнъё-мару»
Один из японских «кораблей ада», во время Второй мировой войны перевозивших с оккупированных территорий пленных и рабочих, которые содержались в нечеловеческих условиях во время плавания. Судно направлялось на Суматру, когда было атаковано британской подводной лодкой Tradewind. В этот момент на его борту находились 1377 голландских, 64 британских и австралийских, 8 американских военнопленных, а также 4200 яванских рабочих.
5620 человек погибли, 723 спаслись, но лишь для того, чтобы быть отправленными на строительство железной дороги, условия на которой были сравнимы с «Дорогой смерти». Из них выжили только 100 человек.
Лайнер «Вильгельм Густлофф»
Десятипалубный корабль был построен в нацистской Германии в 1933 году как круизный лайнер, однако в этом качестве просуществовал совсем недолго. Во время операции в Польше он выполнял роль плавучего госпиталя на 500 коек. В конце войны корабль стал частью операции «Ганнибал» — эвакуации более одного миллиона гражданских лиц и военнослужащих в связи с наступлением Красной армии в Пруссии. 30 января 1945 года корабль, на борту которого находилось по разным данным от 5 до 10 тысяч человек мирного населения (около 4 тысяч — дети), был затоплен советской подводной лодкой С-13.
Немецкий военачальник Вильгельм Зан советовал капитану Фридриху Петерсону плыть близко к берегу и без сигнальных огней, но тот вместо этого предпочел отправиться по глубокой воде. Судно не было помечено как госпитальное согласно Женевской конвенции (все корабли, перевозившие раненых, помечались красными крестами). В итоге оно было торпедировано.
Поезда у станции Хэрроу-энд-Уилдстоун
8 октября 1952 года произошла самая крупная железнодорожная катастрофа Великобритании в мирное время (самой крупной железнодорожной катастрофой военного времени считается столкновение у Гретна-Грин в 1915 году, когда погибли 227 шотландских военных, отправлявшихся на фронт).
В аварии у станции Хэрроу-энд-Уилдстоун участвовали местный пассажирский поезд из Тринга, ночной экспресс в Перт, который опаздывал из-за тумана, и экспресс из Лондона. Водитель поезда в Перт пропустил желтый сигнал светофора (возможно, из-за плохой видимости). В это время на станции стоял поезд из Тринга. Экспресс врезался в него на скорости 80 км/ч. Спустя несколько мгновений в них врезался экспресс из Лондона и сошел с рельсов. В результате было уничтожено 16 вагонов, погибли 112 человек и 340 — были ранены.
Атомная подводная лодка Thresher
Thresher, первая ядерная подводная лодка на вооружении США, был спущен на воду в 1961 году и прошел обширные испытания в Карибском море, чтобы проверить все технические системы. 10 апреля 1963 года субмарина проводила испытания в Атлантическом океане. Чтобы выяснить, как будет вести себя корпус лодки при погружении на максимальную глубину (723 метра). Помимо 16 офицеров и 96 членов экипажа на борту находились 17 гражданских инженеров-техников, присланных для наблюдения за работоспособностью механизмов во время погружений.
Спуск начался в 07.47 по местному времени, а уже в 9.15 Thresher перестал отвечать на сигналы базы. Последнее сообщение, полученное с него, после расшифровки идентифицировали как «предельная глубина». Возможной причиной аварии считают трещину в сварочном шве трубопровода забортной воды. В результате забора воды случилось короткое замыкание, отчего заглох реактор и лодка не смогла подняться. Ей оставалось только опускаться все ниже и ниже, пока давление воды не раздавило корпус.
Балкер Derbyshire
Derbyshire был одним из крупнейших судов, построенных в Великобритании. Хотя при сходе с верфи он назывался «MV Liverpool Bridge», позже был переименован в «M.V. Derbyshire». Достаточно сказать, что он в два раза превышал размерами «Титаник» и, как и «Титаник», считался одним из самых совершенных в мире. В июле 1980 года танкер с 175 000 тонн руды на борту отправился из Канады в Японию. На борту находились 42 члена экипажа и две супруги офицеров.
7 сентября 1980 года капитан сообщил, что судно попало в 11-балльный шторм. После этого корабль исчез. Когда море утихло, команды спасателей отправились на место предполагаемой аварии. Но ничего, кроме масляного пятна на воде, не обнаружили. Обломки балкера были найдены лишь спустя 14 лет океанологами. Расследование о причинах аварии длилось до 2000 года. Родственники погибших считали, что виной кораблекрушения был дефект конструкции корабля.
Первое официальное расследование посчитало причиной незадраенный люк. Но было выражено сомнение, что сквозь него внутрь корабля попало 400 тонн воды, что и привело к гибели судна. Оказалось, что виной всему — вентиляционные отверстия с небольшим диаметром 30 см, расположенные на верхней палубе судна. Была изготовлена точная копия тестовой модели балкера Derbyshire, и в лаборатории Нидерландов воспроизвели точную симуляцию катастрофы. Тесты показали, что шторм силой 11 баллов мог «принести» 400 тонн воды именно через вентиляционные отверстия в носовой части судна.
Крушение поезда в штате Бихар
6 июня 1981 года в индийском штате Бихар произошла крупная железнодорожная катастрофа. Семь вагонов поезда, перевозившего не менее 800 человек (по некоторым данным — от 1000 до 3000 человек), опрокинулись в воду. Так как это был сезон дождей, уровень воды в реке поднялся, а течение было бурным.
Считается, что в трагедии виноват машинист, который увидел корову на рельсах и затормозил. В катастрофе погибли от 600 до 800 человек, и это стало крупнейшей железнодорожной катастрофой XX века.
Авария поездов под Уфой
В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск» 3 июня 1989 года произошел мощный взрыв из-за аварии на проходящем рядом трубопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье».
В трубопроводе образовалась щель размером 1,7 метра, через которую просочилось изрядное количество сжиженной газобензиновой смеси и скопилось в низине. За три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе, однако дежурный, вместо того чтобы искать утечку, просто увеличил подачу. Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходившего поезда.
Погибли 575 человек (по другим данным — 645 человек), 600 получили ранения. Семь вагонов были сожжены дотла, 37 — повреждены. Сила взрыва была оценена в 10 килотонн в тротиловом эквиваленте, что почти равно атомной бомбе, сброшенной на Хиросиму. Шаровые молнии, образовавшиеся в результате взрыва, уничтожили все деревья в радиусе 4 километров.
Семен Шрайк
Корабль Iolaire
В ночь на 1 января 1919 года, через два месяца после окончания Первой мировой войны, при входе в бухту Сторновей затонуло судно британского королевского флота Iolaire. Двести моряков, переживших опасности военного времени, погибли в двух километрах от дома.
Iolaire, что в переводе с гаэльского значит «Орел», был построен в 1881 году. Во время войны корабль оснастили пушками, и он выполнял патрульные рейды вдоль побережья Великобритании. Двадцать процентов населения острова Льюиса и Харриса погибли в ходе Первой мировой войны, и экипаж Iolaire был счастлив вернуться домой практически в полном составе. Корабль ударился о скалы и из-за перегрузки (он был рассчитан на сто человек, а на борту находилось почти триста) разбился и затонул.
205 человек погибли, 40 — были спасены, 35 — смогли самостоятельно доплыть до берега. 8 января 1920 года было проведено расследование, но из-за того, что все ответственные лица погибли, причины крушения так и не были выявлены. Погода была не очень плохая, и что заставило опытных моряков направить корабль на скалы на полном ходу, а также почему корабль не был оснащен спасательными шлюпками, так и осталось загадкой.
Дирижабль Akron
Дирижабль «Акрон» — самый крупный после печально известного «Гинденбурга». В длину он был 239 метров и мог пролететь без дозаправки 16 900 километров. Цеппелин был способен нести 5 небольших самолетов, и ВВС США планировали использовать его для дальней морской разведки. В 1933 году он потерпел крушение в Атлантическом океане, в результате которого погибли 73 из находившихся на борту 76 человек. По числу жертв эта катастрофа стала самым тяжелым происшествием за всю историю воздухоплавания (на «Гинденбурге» погибли 35 человек).
Во время рядовой операции 4 апреля 1933 года у побережья Нью-Джерси дирижабль зацепил хвостом воду и развалился. Так как на борту не было спасательных жилетов и был только один надувной плот, 73 члена экипажа умерли от переохлаждения и утонули.
Немецкий корабль «Фебус» заметил огни падавшего дирижабля и поспешил на помощь. Он подобрал лейтенант-командора Герберта В. Уайли, помощника капитана «Акрона», помощника боцмана второго класса Ричарда Е. Диала и авиационного механика второго класса Муди Е. Ервина.
Виновными в аварии были как плохая погода и низкое атмосферное давление, так и действия капитана дирижабля Фрэнка Маккорда, который повел воздушное судно слишком низко над водой. Позже к поискам членов экипажа подключился дирижабль J-3 ВМС, но сам потерпел крушение.
Корабль «Дзюнъё-мару»
Один из японских «кораблей ада», во время Второй мировой войны перевозивших с оккупированных территорий пленных и рабочих, которые содержались в нечеловеческих условиях во время плавания. Судно направлялось на Суматру, когда было атаковано британской подводной лодкой Tradewind. В этот момент на его борту находились 1377 голландских, 64 британских и австралийских, 8 американских военнопленных, а также 4200 яванских рабочих.
5620 человек погибли, 723 спаслись, но лишь для того, чтобы быть отправленными на строительство железной дороги, условия на которой были сравнимы с «Дорогой смерти». Из них выжили только 100 человек.
Лайнер «Вильгельм Густлофф»
Десятипалубный корабль был построен в нацистской Германии в 1933 году как круизный лайнер, однако в этом качестве просуществовал совсем недолго. Во время операции в Польше он выполнял роль плавучего госпиталя на 500 коек. В конце войны корабль стал частью операции «Ганнибал» — эвакуации более одного миллиона гражданских лиц и военнослужащих в связи с наступлением Красной армии в Пруссии. 30 января 1945 года корабль, на борту которого находилось по разным данным от 5 до 10 тысяч человек мирного населения (около 4 тысяч — дети), был затоплен советской подводной лодкой С-13.
Немецкий военачальник Вильгельм Зан советовал капитану Фридриху Петерсону плыть близко к берегу и без сигнальных огней, но тот вместо этого предпочел отправиться по глубокой воде. Судно не было помечено как госпитальное согласно Женевской конвенции (все корабли, перевозившие раненых, помечались красными крестами). В итоге оно было торпедировано.
Поезда у станции Хэрроу-энд-Уилдстоун
8 октября 1952 года произошла самая крупная железнодорожная катастрофа Великобритании в мирное время (самой крупной железнодорожной катастрофой военного времени считается столкновение у Гретна-Грин в 1915 году, когда погибли 227 шотландских военных, отправлявшихся на фронт).
В аварии у станции Хэрроу-энд-Уилдстоун участвовали местный пассажирский поезд из Тринга, ночной экспресс в Перт, который опаздывал из-за тумана, и экспресс из Лондона. Водитель поезда в Перт пропустил желтый сигнал светофора (возможно, из-за плохой видимости). В это время на станции стоял поезд из Тринга. Экспресс врезался в него на скорости 80 км/ч. Спустя несколько мгновений в них врезался экспресс из Лондона и сошел с рельсов. В результате было уничтожено 16 вагонов, погибли 112 человек и 340 — были ранены.
Атомная подводная лодка Thresher
Thresher, первая ядерная подводная лодка на вооружении США, был спущен на воду в 1961 году и прошел обширные испытания в Карибском море, чтобы проверить все технические системы. 10 апреля 1963 года субмарина проводила испытания в Атлантическом океане. Чтобы выяснить, как будет вести себя корпус лодки при погружении на максимальную глубину (723 метра). Помимо 16 офицеров и 96 членов экипажа на борту находились 17 гражданских инженеров-техников, присланных для наблюдения за работоспособностью механизмов во время погружений.
Спуск начался в 07.47 по местному времени, а уже в 9.15 Thresher перестал отвечать на сигналы базы. Последнее сообщение, полученное с него, после расшифровки идентифицировали как «предельная глубина». Возможной причиной аварии считают трещину в сварочном шве трубопровода забортной воды. В результате забора воды случилось короткое замыкание, отчего заглох реактор и лодка не смогла подняться. Ей оставалось только опускаться все ниже и ниже, пока давление воды не раздавило корпус.
Балкер Derbyshire
Derbyshire был одним из крупнейших судов, построенных в Великобритании. Хотя при сходе с верфи он назывался «MV Liverpool Bridge», позже был переименован в «M.V. Derbyshire». Достаточно сказать, что он в два раза превышал размерами «Титаник» и, как и «Титаник», считался одним из самых совершенных в мире. В июле 1980 года танкер с 175 000 тонн руды на борту отправился из Канады в Японию. На борту находились 42 члена экипажа и две супруги офицеров.
7 сентября 1980 года капитан сообщил, что судно попало в 11-балльный шторм. После этого корабль исчез. Когда море утихло, команды спасателей отправились на место предполагаемой аварии. Но ничего, кроме масляного пятна на воде, не обнаружили. Обломки балкера были найдены лишь спустя 14 лет океанологами. Расследование о причинах аварии длилось до 2000 года. Родственники погибших считали, что виной кораблекрушения был дефект конструкции корабля.
Первое официальное расследование посчитало причиной незадраенный люк. Но было выражено сомнение, что сквозь него внутрь корабля попало 400 тонн воды, что и привело к гибели судна. Оказалось, что виной всему — вентиляционные отверстия с небольшим диаметром 30 см, расположенные на верхней палубе судна. Была изготовлена точная копия тестовой модели балкера Derbyshire, и в лаборатории Нидерландов воспроизвели точную симуляцию катастрофы. Тесты показали, что шторм силой 11 баллов мог «принести» 400 тонн воды именно через вентиляционные отверстия в носовой части судна.
Крушение поезда в штате Бихар
6 июня 1981 года в индийском штате Бихар произошла крупная железнодорожная катастрофа. Семь вагонов поезда, перевозившего не менее 800 человек (по некоторым данным — от 1000 до 3000 человек), опрокинулись в воду. Так как это был сезон дождей, уровень воды в реке поднялся, а течение было бурным.
Считается, что в трагедии виноват машинист, который увидел корову на рельсах и затормозил. В катастрофе погибли от 600 до 800 человек, и это стало крупнейшей железнодорожной катастрофой XX века.
Авария поездов под Уфой
В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск» 3 июня 1989 года произошел мощный взрыв из-за аварии на проходящем рядом трубопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье».
В трубопроводе образовалась щель размером 1,7 метра, через которую просочилось изрядное количество сжиженной газобензиновой смеси и скопилось в низине. За три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе, однако дежурный, вместо того чтобы искать утечку, просто увеличил подачу. Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходившего поезда.
Погибли 575 человек (по другим данным — 645 человек), 600 получили ранения. Семь вагонов были сожжены дотла, 37 — повреждены. Сила взрыва была оценена в 10 килотонн в тротиловом эквиваленте, что почти равно атомной бомбе, сброшенной на Хиросиму. Шаровые молнии, образовавшиеся в результате взрыва, уничтожили все деревья в радиусе 4 километров.
Семен Шрайк
Источник: extremal.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]