Рецепты успеха от ЗАО «Эвалар»: «Натуральные алтайские травы» made in China
19.11.2020 16 132 0 +465 vagenleitner

Рецепты успеха от ЗАО «Эвалар»: «Натуральные алтайские травы» made in China

---
+465
В закладки
Объем рынка биологически активных добавок к пище (БАД) в России измеряется в десятках миллиардов рублей в год. Львиная доля продаж «препаратов для укрепления здоровья и поддержания высокого качества жизни» приходится на ЗАО «Эвалар», которое много лет является лидером рынка.

За минувшие десять лет выручка «Эвалара» увеличилась вдвое и в 2019 году превысила 8,6 млрд рублей. Компания утверждает, что производит свои волшебные препараты практически исключительно из натуральных и экологических чистых трав, которые выращивает на собственных плантациях в предгорьях Алтая. Однако появившейся в сети независимый аудит финансово-экономической деятельности ЗАО «Эвалар», проведенный аналитической группой Business Intelligence Team, заставляет подвергнуть эти заявления серьезным сомнениям.

Производство ЗАО «Эвалар»,.

Рецепт №1: тратить на рекламу, а не производство

Практически в любой аптеке можно найти десятки наименований продуктов ЗАО «Эвалар», причем на любой кошелек – по цене от менее ста до более тысячи рублей. Это и средства для похудения, и фиточаи, и витаминные добавки, и успокоительные средства, и даже препараты для улучшения мужской потенции.

Специалисты Business Intelligence Team попытались проанализировать, из чего складывается стоимость одной условной пачки продукта «Эвалара». Оказалось, что непосредственно затраты на производство (стоимость сырья и комплектующих для выпуска БАД, амортизация производственного оборудования и зарплаты сотрудников) в среднем за десять лет составляли лишь 23% от выручки компании, в то время как коммерческие и управленческие расходы вместе с прибылью от продаж достигали более трех четвертей выручки.

В частности, доля коммерческих расходов (маркетинг, реклама, собственная торговая сеть) составляет более 40% от выручки (в 2019 году – 43%), управленческие расходы (функционирование топ-менеджмента) – около 10% от выручки, а прибыль от продаж – около 25%.

В переводе на русский язык это означает, что, покупая условную упаковку любого средства от «Эвалара», скажем, за 100 рублей, лишь 23 рубля покупатель платит за то, что непосредственно влияет на качество продукта: сырье, материалы и труд химиков, инженеров и рабочих. 43 рубля уходит в бюджет коммерческих подразделений, в том числе из них финансируется навязчивая реклама «Эвалара», которую сейчас можно услышать из каждого утюга. 10 рублей идет в карманы менеджеров, а 25 рублей компания забирает себе в виде прибыли от продажи.

У вдумчивого читателя может возникнуть закономерный вопрос: а может, это вполне нормально, что на основные производственные компоненты «Эвалар» тратит так мало? Может быть, это стандартная практика для отечественного производства БАД, и у прямых конкурентов ЗАО «Эвалар» расклад по затратам примерно такой же? Ответ дается в том же исследовании. Аналитики проанализировали структуру затрат пяти случайно выбранных российских производителей БАД и пришли к выводу, что в среднем по этой отрасли себестоимость продаж составляет не 23%, а 60% от выручки, то есть затраты на производство у конкурентов «Эвалара» почти в три раза выше. И ни у кого из контрольной группы производителей БАД себестоимость продаж даже кратковременно не опускалась ниже 43% от выручки.

Рецепт №2: казаться наукоемким, но не быть На своем сайте ЗАО «Эвалар» утверждает, что содержит целый штат высококвалифицированных специалистов и исследователей, которые работают над научными исследованиями в сфере «натуральных лекарств и БАД». Якобы это позволяет ЗАО «Эвалар» каждый год выводить на рынок новые качественные и эффективные средства, удерживая лидерство на рынке.

Однако, судя по официальной бухгалтерской отчетности ЗАО «Эвалар», компания вообще не занимается наукой: в ежегодных балансах компании результаты исследований и разработок равны нулю. Предвидя уточняющие вопросы пытливых читателей, сразу отметим, что такие же нулевые разделы показывают и дочерние структуры «Эвалара».

Стоимость нематериальных активов ЗАО «Эвалар», к которым, помимо зарегистрированных товарных знаков, традиционно относят также ноу-хау, полезные изобретения и запатентованные рецептуры, не превышает 1% от суммарных активов, что довольно странно для предприятия подобного профиля. В частности, оценочная стоимость находящихся на балансе нематериальных активов составляет всего 5,3 млн рублей за 172 объекта интеллектуальной собственности (18 изобретений и полезных моделей, 2 промышленных образца и 152 товарных знака), то есть в среднем 1 объект оценивается примерно в 31 тыс. руб.

Прямо скажем, ЗАО «Эвалар» недорого оценивает свою интеллектуальную собственность. Но им, очевидно, изнутри виднее.

Рецепт №3: китайское под видом алтайского

Аналитики Business Intelligence Team не задаются вопросом, как именно владельцам ЗАО «Эвалар» – Ларисе Прокопьевой и ее семье – удается столько лет оптимизировать производство и снижать себестоимость своей продукции на фоне инфляции российского рубля и общего удорожания жизни. Однако, если внимательно ознакомиться с отчетом аудиторов, а конкретнее – с главой, посвященной анализу внешнеэкономической деятельности (ВЭД), то можно найти ответ и на этот вопрос.

Лариса Прокопьева..

Как следует из данных ВЭД, на протяжении 10 лет ЗАО «Эвалар» планомерно перестраивалось с «алтайских трав» на использование привозного сырья. Если в 2009 году доля импортных поставок в себестоимости продукции составляла меньше 14%, то в 2019 году на привозное сырье и компоненты пришлось более 38%. Причем основные поставки идут не из «Франции, Швейцарии и Бразилии», как утверждает сама компания, а из Китая и Индии. На долю Китая приходится примерно 55% от веса импорта и примерно 61% от стоимости импорта. На долю Индии приходится примерно 24% от веса импорта и примерно 26% от стоимости импорта. И – барабанная дробь – по расчетам аналитиков, доля импорта в себестоимости продаж ЗАО «Эвалар» в 2019 году оказалась больше, чем доля отечественных материальных затрат: в 2019 году импорт вырос до 38%, а доля отечественного сырья снизилась до 35%. Вот вам и экологически чистые алтайские травы!

На этом фоне особенно циничным выглядит поведение бенефициаров ЗАО «Эвалар» и их лоббистов из СРО производителей БАД к пище, которые на каждом углу вопят о том, что иностранные конкуренты вытесняют отечественные компании с российского рынка. Как следует из данных независимого аудита, именно ЗАО «Эвалар» стоит за продвижением БАДов из импортных китайских ингредиентов, расфасованных для прикрытия этой аферы на Алтае.

О том, как «Эвалар» и семья Прокопьевых распоряжается полученными от наивных покупателей сверхдоходами, речь пойдет в следующем материале.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]