Пандемия разоряет аэропорты Европы. Но только не российские
---
Несмотря на явственно охватывающую мир вторую волну пандемии коронавируса, в Европейском Союзе все громче раздаются голоса тех, кто призывает как можно скорее возобновить полноценное воздушное сообщение – как в самом Старом Свете, так и за его пределами. Однако в данном случае мы имеем дело с классическим воплощением поговорки: «легче сказать, чем сделать». Что мешает возрождению европейской отрасли авиаперевозок, и какими первоочередными проблемами чреват ее дальнейший вынужденный простой? Отказ от полетов: убыточно и... бесполезно! К воистину сенсационному выводу относительно эффективности запрета на авиаперелеты, тщательно соблюдавшегося все это время в ЕС, пришли в такой консервативной и далеко не склонной к авантюризму организации как Еврокомиссия. Непосредственно отвечающая за данный вопрос Адина Валеан, являющаяся еврокомиссаром по транспорту, совершенно однозначно заявила, что и она сама, и ее коллеги «не считают данную меру сколько-нибудь эффективным рычагом в деле сдерживания распространения COVID-19». Ну, собственно говоря, не нужно быть нобелевским лауреатом, чтобы осознать столь простую и очевидную истину – ведь новая вспышка распространения инфекции, в том числе и в рамках ЕС происходит при практически наглухо «закрытом» небе. Как признают в Еврокомиссии, намного больше пользы приносят санитарно-профилактические меры, предпринимаемые все еще работающими авиакомпаниями. При условии их соблюдения риск заражения в процессе воздушного путешествия минимален. По словам Валеан, представляемый ею орган, еще в мае нынешнего года горячо поддерживавший сохранение входящими в ЕС странами максимально жестких ограничений на авиаперелеты, более не намерен выступать с рекомендациями по их продлению. Что ж, похоже господа евробюрократы потихоньку начинают вспоминать о такой вещи, как здравый смысл. Впрочем, к этому их подталкивают вполне конкретные экономические резоны, речь о которых у нас пойдет чуточку ниже. Пока же остановимся на тех прогнозах, которые делают профильные организации относительно перспектив отрасли воздушных перевозок, как таковых. Увы, почерпнуть в них хоть сколько-нибудь оптимизма у нас не получится. По мнению экспертов Европейской организации по безопасности воздушной навигации (Eurocontrol), отразивших его в официальном сообщении, адресованном всем заинтересованным лицам, на сегодня существуют три более или менее реалистичных сценария восстановления авиасообщения. Как несложно догадаться, все они накрепко «завязаны» на сроки, в которые человечество сумеет если не окончательно обуздать пандемию, то хотя бы «загнать» ее в некие рамки и взять под контроль рост заболеваемости. Понятно, что все это станет возможно лишь после появления и, более того, массового применения действенного средства вакцинации от COVID-19. В случае, если таковое станет относительно общедоступным уже к весне-лету будущего, 2021 года, вполне можно будет надеяться на то, что к 2024 году объем пассажирских авиаперевозок приблизится к 90-92% от уровня «докоронавирусного» 2019-го. И это – самый лучший из всех возможных вариантов... В рамках других моделей все выглядит еще печальнее. Если человечество начнет массово прививаться от коронавируса в 2022 году, то о загрузке крылатых судов на уровне, предшествовавшем началу пандемии, оно сможет мечтать не ранее 2026-го. Ну, а уж если большинство вакцин, которые с таким нетерпением ожидают сейчас во всех уголках Земли, упаси боже, окажутся малоэффективными или вовсе не спасающими от заражения... В таком случае, в условиях продолжающейся изоляции целых стран и континентов, тотального страха перед путешествиями и дальнейшего распространения болезни о показателях авиатрафика, хотя бы близко сопоставимых с 2019 годом не будет и речи, как минимум до 2029-го. При этом имеются очень сильные опасения относительно того, что такой срок мировая (и, в первую очередь, европейская) гражданская авиация и все связанные с ней отрасли попросту не протянут. Генеральный директор Eurocontrol Имонн Бреннан по данному поводу назвал ситуацию «катастрофической» и призвал к срочному оказанию помощи авиаперевозчикам на государственном уровне. Мысль звучит здраво и вполне реалистично – пока речь не доходит до оглашения конкретных объемов финансовых «вливаний», необходимых в данном случае. «Граждане пассажиры! Аэропорт закрывается...» Неужели навсегда? Компании-перевозчики по всему миру не просто испытывают огромные проблемы – практически все они без исключения находятся на грани полного и окончательного краха. Около полусотни авиакомпаний с начала пандемии уже прекратили свою деятельность, но это, судя по всему, только начало. Увы, человечество, включая самых лучших специалистов и экспертов отрасли, попросту не представляло себе, с чем оно столкнется в нынешнем году. Помнится, Международная организация гражданской авиации США (ICAO) в самом начале пандемии прогнозировала «коронавирусные» убытки перевозчиков в 4-5 миллиардов долларов, сетуя на то, что на сей раз, похоже, потери будут посерьезнее, чем во время эпидемии SARS в 2003 году. В настоящий момент Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) говорит о финансовых потерях отрасли, вплотную подошедших к отметке в 315 миллиардов долларов! В мировом масштабе, естественно. О социально аспекте проблемы и говорить нечего – в одной лишь только Европе под более, чем реальной угрозой увольнения находятся более 7 миллионов человек, занятых в сфере пассажирских авиаперевозок. Одна только Lufthansa, лишившаяся в сравнении с прошлым годом более 98% своего пассажиропотока и вынужденная удерживать на земле 700 из 760 с лишним своих лайнеров, официально заявила об убытке в 2.1 миллиарда евро (2.3 миллиарда долларов), в связи с которым она вынуждена будет спешно распродать все свои «непрофильные активы» и, естественно, пойти на масштабное сокращение собственного персонала. От окончательного разорения считавшуюся образцом стабильности и флагманом отрасли в Старом Свете авиакомпанию спасает разве что полученная от государства помощь в размере более 10 миллиардов долларов, за которую ей придется расплатиться пятой частью акций. Впрочем, ценные бумаги Lufthansa сегодня – не такая уж и большая ценность. С начала года они подешевели более, чем на 42%. Надо сказать, что немецким властям приходится беспокоиться о спасении не только этой авиакомпании, но также и аэропортов страны. 6 ноября министр транспорта Германии Андреас Шоер заявил о том, что на уровне правительства будет обсуждаться вопрос о выделении значительных сумм финансовой помощи «воздушным воротам» страны. Правда, федеральный центр хочет половину затрат переложить на плечи местных земель и коммун, на территории которых расположены аэропорты, а у их представителей данная инициатива восторга скорее всего не вызовет. К тому же, свое негативное отношение к подобным идеям уже высказало федеральное министерство финансов. Недовольны и профсоюзы – по их мнению, «надо спасать людей, а не инфраструктуру». Одним словом, есть весьма большой шанс того, что спасительную для авиационной отрасли программу попросту утопят в бесконечных спорах и пререканиях. Немцы это умеют... Тем временем лоббистская ассоциация ACI Europe, чьей целью является как раз продвижение интересов европейских аэропортов, бьет тревогу. Если верить утверждениям ее представителей из имеющихся на сегодня в Старом Свете 740 аэропортов около двух сотен уже сейчас находятся на грани закрытия. То есть – полного краха. По словам экспертов ACI Europe речь идет в основном о «воздушных воротах» региональных масштабов, однако, они в нынешний момент обеспечивают работой в общей сложности более четверти миллиона рабочих мест для европейцев. Генеральный директор ACI Europe Оливер Янковец подчеркивает, что европейские аэропорты, падение пассажиропотока которых по состоянию на сентябрь месяц составляло в сравнении с 2019 годом в среднем 73%, не могут более покрывать даже собственные текущие эксплуатационные расходы, не говоря уж о капитальных затратах. Любому, кто знаком со спецификой авиационной отрасли должно быть понятно – подобная ситуация в конце концов неминуемо приведет к невозможности безопасной эксплуатации этих инфраструктурных объектов. Их руководство встанет перед выбором – либо наглухо захлопнуть «воздушные ворота», либо рисковать тем, что нарастающие проблемы станут причиной авиапроисшествий, в свою очередь, чреватых многочисленными человеческими жертвами. Хороших вариантов, как видим, просто нет... О том, что с европейскими аэропортами все обстоит крайне неблагополучно более, чем красноречиво свидетельствуют и данные рейтинга, не так давно представленного авторитетной организацией Airports Council International Europe. Согласно таковому, на статус главных «воздушных ворот» Старого Света сегодня могут претендовать никак не Британия или Франция, а исключительно Россия и Турция! Составители ТОП-10 европейских аэропортов (по состоянию на сентябрь нынешнего года) исходили из наиглавнейшего показателя – пассажиропотока. В соответствии с его объемами на первом месте стоят «воздушные ворота» турецкой Анталии, потерявшей «всего» 53% следовавших через нее в 2019 году путешественников. Вторая и третья позиции, соответственно за московскими Шереметьево и Домодедово. На четвертой и пятой – оба стамбульских аэропорта, как недавно построенный, так и привычный всем имени Сабихи Гёкчен. Шестое и седьмое места – снова за нами. Их занимают московское Внуково и санкт-петербургское Пулково. И лишь на самых последних позициях – с восьмой по десятую скромненько ютятся парижский Шарль-де-Голль, амстердамский Схипхол и лондонский Хитроу, год назад в точности такой же самый список возглавлявшие. Как видим, больше всего мест в рейтинге – за Россией. По оценкам специалистов Airports Council International Europe, как российскую, так и турецкую авиационные отрасли, а, соответственно и намертво «завязанные» на нее аэропорты, спасает «оживленный и сильный внутренний рынок перелетов» в этих странах, сумевший выстоять вопреки пандемии. Что ж, остается только порадоваться тому, что вопреки всем злопыхательским прогнозам, наша страна и в этом вопросе «дает фору» Западу. Ну, и, конечно, все-таки, пожелать скорейшего выздоровления и избавления от коронавирусных мучений как всему миру в целом, так и авиационной отрасли в частности – во всех странах и на всех континентах.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]