Ислам победил алкоголизм, а коммунизм усугубил. Почему?
---
Люди начали употреблять алкоголь как минимум 9 тысяч лет назад. Ислам и коммунизм появились относительно недавно — в течении последних полутора тысяч лет — и оба в свое время боролись с древнейшим желанием человека опьянеть. Но религиозный запрет оказался намного эффективней партийного. WAS выясняет почему.
В 2015 году сотрудники Оксфордского университета создали интерактивную мировую карту употребления алкоголя. В глаза бросаются три факта:
- Самые пьющие страны с потреблением 14–17 литров чистого алкоголя на человека в год: Беларусь, Россия, Чехия, Латвия. Другие осколки Союза, в том числе Украина, не сильно от лидеров отстают.
- Страны, где употребляют менее 2 литров на человека в год, практически полностью сосредоточены в границах Арабского халифата 7–13 веков.
- Государства за пределами халифата, где тоже пьют мало, населены преимущественно мусульманами. Среди таких Гвинея, Нигер, Сенегал.
ИСЛАМ
i
Считается, что слово «алкоголь» произошло от арабского «аль-куль» — это смесь на основе сурьмы, которой подводили глаза. Позже в Европе стали так называть все продукты возгонки, и в новом значении слово вернулось на Восток.
ПРАВЕДНЫЕ ХАЛИФЫ ПРОТИВ АЛЬ-КУЛЯ
Христианские и иудейские торговцы познакомили арабов с вином еще до появления ислама. Множество строк арабской поэзии — доисламской и сочиненной мусульманами — свидетельствуют, что вино людям Востока очень нравилось.
«Кубки, наши соколы, за вином летают / Лютни, наши луки, сладостно играют… / Без греха воюем, утром мы пируем / Вечером пируем», — писал Абу Нувас в Багдаде 9 века.
Более того, процесс дистилляции, благодаря которому из напитков слабого брожения стало возможно получать крепкий алкоголь и чистый спирт, в конце 9 века изобрел иранский мусульманин — алхимик и философ Закария ар-Рази.
Тягу к выпивке необходимо было держать в тайне. Прочитай Абу Нувас свое стихотворение в общественном месте, он был бы наказан. Ислам относит алкогольные напитки к категории запретного (мазхур), как и свинину, мясо хищных птиц, падаль, мясо удавленных и заколотых в нарушение ритуальных правил животных.
i
Главные принципы ислама:
- почитание Аллаха как единственного бога;
- ежедневная пятикратная молитва;
- пост в месяц Рамадан;
- уплата налога в пользу нуждающихся.
Постепенно негативное отношение к алкогольным напиткам усиливалось: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (Коран, 2:219).
Территориальные завоевания арабов, которые начались с покорения иранской державы Сасанидов и Египта, требовали дисциплины и напряжения всех сил. Алкоголь разлагает войско и способствует «скверным деяниям, внушаемым шайтаном». Поэтому употребление, а также хранение и продажа опьяняющих веществ, стали караться 40–80 ударами ровной палки без шипов и сучков.
В первые годы существования халифата наказание было публичным и зачастую совершалось в присутствии толпы на рыночной площади. Жесткие меры действовали, количество выпиваемого алкоголя быстро сокращалось.
Публичная порка индонезийского христианина Джоно Симболона за продажу алкоголя мусульманину. Провинция Ачех, Индонезия, 19 января 2018 года. Фото: CHAIDEER MAHYUDDIN / AFP
А ЕСЛИ ЧУТЬ-ЧУТЬ?
В Арабском халифате и в мусульманских странах, возникших после его распада, элита часто пренебрегала религиозным запретом на алкоголь. Об Аббасе I из династии Сефевидов историки пишут, что он был одним из немногих персидских шахов, кто знал меру в выпивке.
Посланник Австрии в Османской империи 16 века Ожье Гислен де Бусбек в своих «Турецких письмах» сообщает: «Употребление вина видится туркам серьезным преступлением, в особенности старшим людям; молодые люди грешат с надеждой на извинение и прощение. Они думают, что наказание, уготованное им в грядущей жизни, будет одинаковым, независимо от того, пьют ли они много или мало, поэтому если они уже пьют вино, то пьют много».
Время от времени священнослужители и правители всерьез пытались побороть либеральное отношение мусульман к алкоголю. Особенно жесткими трезвенниками были члены религиозных братств Альморавидов и Альмохадов в Северной Африке 11–13 веков, воевавшие с турками на Аравийском полуострове в 19 веке ваххабиты, афганские талибы и иранские ортодоксы второй половины 20 века.
В Османской империи продажа алкоголя запрещалась регулярно, но запрет не держался подолгу. Так, в 1562 году «сухой закон» ввел муж Хюррем-Роксоланы Сулейман Великолепный, попавший на старости лет под влияние исламских проповедников. За употребление алкоголя мусульман грозили казнить, заливая расплавленный свинец в горло.
«Кувшины разбиты, бокалы пусты, вина больше нет / Мы в рабстве у кофе. Что за ужасное время!» — писал турецкий поэт.
Через несколько лет Сулейман умер, и все запреты были сняты сыном, Селимом II. Тот порой решал государственные дела, сидя на престоле с бокалом вина в руке, получил в народе кличку «Пьяница» и умер в 50 лет. Выпивку снова запрещали Мурад III, Мехмед III, Ахмед I и Мурад IV. Последний, сам алкоголик, был особенно строг. Ходили слухи, что он собственноручно убивал нарушителей закона, когда ночью инкогнито выходил из дворца.
Мураду IV приписывают фразу: «Вино — это дьявол. Я должен защитить свой народ и выпить его сам».
Роспись Зала приёмов Чехель-сотун — дворца персидского шаха Аббаса II в городе Исфахан, 17 век. Фото: Fabienkhan / Wikipedia
Роспись Зала приёмов Чехель-сотун — дворца персидского шаха Аббаса II в городе Исфахан, 17 век. Фото: Saeed Ghasempour / CC BY-SA 4.0
Роспись Зала приёмов Чехель-сотун — дворца персидского шаха Аббаса II в городе Исфахан, 17 век. Фото: Ninara / CC BY-SA 2.0
До Исламской революции пьяница в Иране мог бояться лишь общественного порицания. Тем не менее консервативные мусульмане боролись с продажей и употреблением алкоголя. Так, в 1941 году по стране прокатилась волна антиалкогольных акций — религиозная молодежь жгла винные лавки, большей частью которых владели армяне.
В 1979 году прозападный шах Пехлеви сбежал, сдав власть ультраконсервативному аятолле Хомейни. Религиозные нормы ужесточились, употребление алкоголя стало вновь наказуемым. За один выпитый стакан — 80 ударов палками, повторное правонарушение может привести на эшафот.
В 2012 году двое мужчин из Хорасана в Восточном Иране попались пьяными в третий раз, и Верховный суд подписал обоим смертный приговор. Но такие случаи — большая редкость, чаще не доходит даже до порки.
КОММУНИЗМ
ПЕТЛЯ ГОРБАЧЕВА
В начале 1980-х годов Советский Союз уже медленно испускал дух. Граждане и многие партийные функционеры утратили веру в победу коммунизма. Настоящее угнетало, будущее пугало.
По оценкам советолога Владимира Тремпла, к середине 1980-х потребление фабричного алкоголя на душу населения в СССР достигло 10,5 литров на человека, еще 3,8 литра добавлял самогон. В 1983 году население купило выпивки на 50 миллиардов рублей, а мяса и колбасы — лишь на 22,5 миллиарда.
Большую часть алкоголя потребляют мужчины в возрасте 15–65 лет. На каждого из них приходилось около 180 бутылок водки в год. Это полбутылки в день. В среднем.
Проблема была очевидной. 13 марта 1985 года Михаила Горбачева избрали генеральным секретарем ЦК КПСС. Уже в мае он начал масштабную антиалкогольную кампанию.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, 1986 год. Фото: RIA Novosti archive, image #359290 / Yuryi Abramochkin / CC-BY-SA 3.0
Государство значительно подняло цены на спиртное. Было ужесточено наказание за незаконный сбыт алкоголя и самогоноварение. Алкоголь теперь продавали лишь с 14:00 до 19:00. Чтобы успеть купить водку или пиво, люди стояли в огромных очередях, получивших название «петля Горбачёва». Милиция стала строже наказывать за распитие на улице и в поездах. Была развернута массовая пропаганда против пьянства.
Цифры демонстрировали победу. Официальная продажа алкоголя снизилась на 51%, однако реальное потребление — на 27%. Люди упорно сопротивлялись: варили самогон, пили одеколоны, лосьоны, стеклоочистители.
В декабре 1987 года министр торговли СССР Кондрат Терех докладывал: «До 1985 года продажа сахара, спиртосодержащих и других препаратов проходила повсеместно без перебоев. Постоянно и в широком ассортименте в продаже имелись одеколоны, лосьоны, лак для волос, зубная паста, другие товары. Резкое повышение спроса на сахар проявилось, начиная со второй половины 1986 года. В июле‑декабре 1986 года продажа сахара возросла на 22% и в первом полугодии текущего года по сравнению с этим же периодом прошлого года — на 16%. Запасы сахара в розничной торговле сократились в 1986 году на 625 тысяч тонн и в 1987 году ожидается сокращение еще на 700 тысяч тонн».
Министр также отмечал рост продаж одеколона в 1986 году в 1,5 раза, клея — более чем на 30%, стеклоочистителя — на 15%.
Антиалкогольная кампания имела некоторые положительные результаты: уменьшение детской инвалидности и смертности, рост продолжительности жизни населения. При этом произошел рост объемов теневой экономики и коррупции, а также уменьшение доходов государства. Это внесло свой вклад в экономический кризис и распад СССР.
В 1990-е годы потребление алкоголя в бывших советских республиках вернулось на уровень, предшествующий началу антиалкогольной кампании.
Уличная торговля алкоголем рядом с Большим Гостиным двором в Ленинграде (Санкт-Петербург), начало 1990-х. Фото: @Grand / cont.ws
Очередь за алкоголем в СССР. Фото с сайта Хартыя’97 / charter97.org / CC BY 3.0
Продажа алкоголя на разлив в СССР. Фото с сайта Хартыя’97 / charter97.org / CC BY 3.0
ПОЧЕМУ ИСЛАМ СИЛЬНЕЕ ПАРТИИ?
История доказывает, что отобрать у людей важную составляющую их жизни можно лишь при наличии идеи, способной повести за собой, отвлечь от порока. Ислам предлагает человеку опору на бога и свод четких правил. Кроме веры в божественное наказание, отбить желание нарушать запреты можно ударами палки здесь и сейчас, в реальной жизни.
Советский коммунизм, вызывавший у многих неподдельный энтузиазм в 20-е и 30-е годы, мало что мог предложить людям к началу правления Горбачева. Быт оскудел, власть потеряла доверие, идеология стала набором клише. На фоне массового безразличия борьба с пьянством была обречена на провал.
Безусловно, часть мусульман не отказывает себе в спиртном. По статистике, средний иранец старше 15 лет потребляет за год литр алкоголя. На самом деле, весь этот объем выпивается очень немногими. По данным Всемирной организации здравоохранения, 96% взрослого населения Ирана вообще не употребляет алкоголь, среди мужчин таких 93,4%. Для сравнения, в Украине 12,7% трезвенников, среди мужчин — 9,8%.
Аллах велик? Больше КПСС точно.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]