О культуре употребления мухоморов
---
Человеко-грибы на наскальных рисунках на Чукотке.
Сразу же хочу охладить пыл любителей «путешествий по иным мирам», визионеров, а также просто праздных торчков: ребята, вы далеко не первые, кто пробовали мухоморы в поисках острых ощущений, и многих эти попытки ни к чему доброму не привели. Ещё в XVIII веке русские казаки на Камчатке пытались одурманить себя такими грибами. Ничего хорошего не вышло.
«Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца роздавить, который, послушав его дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать… Денщику подполковника Мерлина... приказал мухомор удавиться с таким представлением, что все ему дивиться будут. И сие действительно бы учинилось, если бы не сберегли его товарищи. »
(Крашенинников С. П. «Описание земли Камчатки»).
Замечу, что у коряков и чукчей, имевших развитую культуру употребления мухоморов, смертельные случаи были редкостью, так как окружающие постоянно следили за опьяненными грибами людьми.
«Одного молодого коряка мухомор «заставлял» убить жену, и он постоянно слышал, как чей-то голос ему приказывал, повторяя: «Убей жену! Убей жену!» В порыве ярости этот молодой человек отрубил себе палец».
(Гордеева О. Г. Психологические эффекты мухомора красного (amanita muscaria).
В целом же практика употребления мухоморов у коренных народов Северо-Востока Сибири крайне интересна именно как культурное явление.
На картинке выше древние наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, иначе называемые Пегтымельские петроглифы. Их датируют I тыс. до нашей эры. На одном из петроглифов угадывается человек с головным убором в виде грибной шляпки, как полагают учёные, это и есть тот самый человекогриб, который являлся в наркотических видениях, и по представлениям чукчей и других коренных народов, был посредником между миром людей и миром духов. Таким образом, культуре поедания мухоморов на Северо-Востоке не менее 3 тыс. лет.
Мухомор красный.
Основные психоактивные вещества в плодовых телах мухомора - мусцимол и иботеновая кислота. Их употребление как в мухоморе, так и в химически чистом виде, приводит к изменённому состоянию сознания. При мухоморном опьянении человек проходит через несколько фаз. Для фазы возбуждения, которая длится до 12 часов, характерно повышение уровня активности, улучшение настроения, затем развиваются спутанность сознания, галлюцинации и др. Во время фазы угнетения возникают истощение, упадок сил, вялость, апатия, снижение болевой чувствительности, сильная сонливость, поэтому обычно в этот период наблюдается сон до 6–8 часов с яркими сновидениями.
Владимир Иохельсон так описывает употребление мухомора коряками: «Моменты сильного оживления сменяются припадками глубокого уныния. Опьянённый мухоморами сначала сидит спокойно, покачиваясь из стороны в сторону, даже принимая участие в разговоре с семьей. Внезапно глаза его расширяются, он начинает конвульсивно жестикулировать, разговаривает с воображаемыми людьми, поет и танцует. Потом на него находит опять состояние покоя. .. наконец, наступает глубокий сон, за которым следуют головная боль, чувство тошноты и стремление повторить опьянение».
При этом мухомор повышает силу, ловкость и выносливость человека (старуха может пройти 30 км и не умереть), улучшает когнитивные способности. Например, коряк съевший мухомор, смог найти давно потерянный нож. Сам он сообщил, что «поговорил с ножом, и тот сказал, где его искать». Человек, воспитанный в шаманской культуре, мог получать «от духов» информацию о настоящем, прошлом и будущем, видеть обычно не воспринимаемое, находить решение сложной жизненной ситуации, узнавать причину болезни и средство излечения и в целом получать знания о земном и иных мирах, где обитают сверхъестественные существа.
Опьянённые мухоморами люди нередко попадают под власть «духов» и выполняют их указания. Этнограф Владимир Богораз так описывал наркотические видения чукчей:
«... мухоморы являются к пьяным людям в странной человекоподобной форме. Так, например, один мухомор является в виде однорукого человека, а другой - похожим на обрубок. Это не духи, это именно мухоморы - как таковые. Число их, видимое человеку, соответствует тому, сколько он их съел. Если человек съел мухомор, он увидит одного мухоморо-человека, если съест два-три - увидит соответствующее число. Мухоморы берут человека за руки и уводят его на тот свет, показывают ему все, что там есть, проделывают с ним самые невероятные вещи».
«Представьте себе человека, одурманенного мухомором, - пишет В. Г. Богораз. - Он находится в таком состоянии, что может еще осмысленно разговаривать с окружающими. Но вот он неожиданно бросается в сторону, падает на колени и восклицает: "О холмы, как вы поживаете, будьте здоровы". Затем вскакивает и, глядя на полную луну, спрашивает: "Луна, почему ты так быстро убываешь?" В ответ получает от духа приказ сделать один неприличный жест. Исполнив это, он внезапно приходит в нормальное состояние и смеется над своими глупыми действиями».
Наряду с употреблением мухомора в ритуальных целях, среди северных народов была распространена и бытовая наркомания. Пристрастившиеся к мухоморам люди доходили до того, что опохмелялись собственной мочой.
Сцена из спектакля Коми республиканского драматического театра им. В. Савина «Забавные истории в Сморчково-Мухомории» 1991 г
По представлениям эвенов, мухоморы разделялись на мужчин и женщин. Эвены ели от одного до семи мухоморов (как правило, нечетное число), что вызывало появление нескольких «духов», равных числу съеденных грибов. Эвены грибы ели целиком, не разрезая. По сообщению старых жителей Гижиги, в грибе живет «дух земли», и если мухомор резать, можно духа поранить. Есть предание, что некоего человека, нарушившего этот запрет, самого порезал его же друг, которым завладел «мухомор». Полагалось, есть сначала ножку, а потом шляпку. При этом, эвены не употребляли мухомор с целью опьянения. Некоторые этнографы описывают своеобразный этикет, перед съедением, мухомору надо было сообщить, с какой целью его употребляют.
Е.П. Батьянова пишет, что у чукчей, коряков, чуванцев непременным правилом на всех этапах общения с мухомором «было хорошее, доброе расположение духа. Считалось, что злым людям вообще нельзя общаться с мухомором. … .Нашедший мухомор должен был всячески демонстрировать свою радость: исполнить при этом песню или танец и пр. Обращаться с самим мухомором надо очень ласково»
Вместе с тем, другой северный народ, юкагиры, обращались с мухоморами без таких церемоний и запросто делали из них настойку, например, для выполнения трудной и нудной физической работы.
В целом, характер видений «под мухоморами» во многом определяется культурой, в которой был воспитан тот или иной человек. Так, европейцы, которые не общались с коренными народами Сибири, после употребления мухоморов с «духами» не взаимодействовали, хотя видели галлюцинации, испытывали внезапные озарения, находили пути решения старых проблем, переживали религиозный экстаз. Крашенинников описывает «мухоморное» покаяние человека христианской веры:
«Другому... показался ад и ужасная огненная пропасть, в которую надлежало быть низвержену; чего ради по приказу мухомора принужден он был пасть на колени и исповедовать грехи свои, сколько мог вспомнить. Товарищи его, которых в ясашной избе, где пьяный приносил покаяние, было весьма много, слушали того с великим удовольствием; а ему казалось, что он в тайне пред Богом кается о грехах своих. По сей причине подвержен он был нарочитому посмеянию, ибо между тем сказывал то, о чем не всякому знать надлежит».
В общем даже употребление наркотиков показывает, насколько глубоко влияет на восприятие окружающего мира каждым человеком общество и воспитание. Очевидно, что незнакомый с христианством человек, не увидел бы «под мухоморами» никакого ада. В мировоззрении коренных народов Севера понятия греха в христианском смысле не было, так же и отсутствовало представление о посмертном воздаянии. За несоблюдение различных запретов и табу нарушителя ждало наказание уже в этой жизни. Понятия же о покаянии и прощении грехов не существовало, но была свля развитая мифология, которая и обусловливала особенности мухоморных видений. Очевидно, что галлюцинации каждого человека были бы в рамках его религиозных представлений-мировоззрения-картины мира. К счастью, большинство мировых религий употребление наркотиков не приветствует, равно как и современная наука.
Звездочетов Константин Викторович. Инсталляция из серии "Мухоморы" 2005 г.
Гордеева О. Г. «Психологические эффекты мухомора красного (amanita muscaria)».
Бурыкин. А. А. «Этнокультурные связи коряков и эвенов в семиотике шаманских предметов».
Крашенинников С. П. «Описание земли Камчатки».
Богораз В. Г. «Чукчи»
Иохельсон В. И. «Коряки».
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]