Откуда взялось и что означает слово «дача»?
---
Как-то я задумалась: а от чего произошло слово «дача»? Явно связано со словом «давать». Вот только что, кем и кому дадено?
48% населения России владеют дачами. Данные из Википедии за 2011 год
Но — слава Интернету – ответ нашелся. Оказывается, слово «дача» появилось в русском языке еще в начале XVIII века. Дачей называли земли, подаренные царем Петром I своим приближенным для временных строений вблизи новопостроенного Петербурга.
Царские придворные жили в Москве. Ездить в Петербург часто было трудно и накладно, а царь требовал постоянного присутствия в новой столице – не на постоялых же дворах останавливаться знати!
Так и появились в российском обиходе «дачи» – земли данные царем. Конечно, они совсем не напоминали дачи в современном понимании слова. Это были огромные поместья на многие сотни гектаров с капитальными строениями в духе того времени. Но слово дача вошло в обиход и закрепилось в значении «временное жилье за городом».
Москва. Тверская-Ямская улица. Конец XIX в
Более близкое к современному значение слово приобрело уже в начале XIX века, когда дачами стали называть временное (летнее) жилье за чертой города для более демократичных слоев населения. К этому времени Москва стала приобретать черты большого города: сносилась жилая застройка в виде одноэтажных частных домиков с огородами, на их месте появлялись так называемые «доходные дома», которые сдавались внаем разночинному люду: учителям, врачам, музыкантам, литераторам, приказчикам, мелким чиновникам, обедневшим дворянам. В Москве появились улицы без единого деревца. Пыль и духота стали обычными для столицы в летнюю пору. Рынки, мусор, различные «мануфактуры» тоже озона не добавляли.
Среди разночинного населения стала популярной мысль, что жизнь в ближних пригородах в летний сезон здоровее и дешевле. Переезд на дачу – съемное жилье в ближних деревнях – в апреле-мае стал обычным делом для значительной части небогатого городского населения.
Сами дачи представляли собой ветхие ненужные крестьянам строения, которые приводились в более-менее приемлемое состояние самими дачниками. 40 тысяч небогатых дворян перебирались в теплый сезон на съемные «летние резиденции» – почти четверть всего московского дворянства. Многие предприимчивые крестьяне зарабатывали на этом, строя небольшие временные деревянные хижины без всяких удобств, а также снабжая дачников продуктами, овощами, зеленью. Ведь огородами дачники не занимались.
К концу XIX века город все больше приобретал черты мегаполиса, и все больше росло число желающих покинуть его пределы в летнее время. Москва обросла дачными поселками, в которые превратились ближние к столице деревни: Перово, Сокольники, Кунцево, Останкино и пр.
Переезд на дачу весной
Не зарабатывал на дачниках только ленивый. Извозчики перевозили утварь и домашний скарб на дачи, появилась специальная торговля в дачных поселках – для дачников. Театральные труппы приезжали развлекать скучающих за городом горожан. Например, Федор Шаляпин начинал свою концертную деятельность с поездок по подмосковным дачам.
Чаепитие на даче
Под дачи стали строить специальное жилье – чаще деревянное в «русском» стиле, с резными наличниками, коньками, обязательно с террасой – для вечерних чаепитий. Архитекторы того времени создавали проекты дач, которые можно было приобрести любому желающему.
Проект дачи в русском стиле
С появлением железной дороги добираться до дач стало гораздо удобнее, ведь пока семья отдыхала на природе, главы семейств вынуждены были по-прежнему ежедневно посещать службу в городе. Дачные поселки строились вдоль железных дорог – Ярославской, Казанской, Рижской. На станциях Химки, Малаховка, Томилино, Пушкино, Тарасовка, которые назывались «поселками для отдыха», дежурили владельцы двуколок, чтобы довезти дачника до временного жилища. При всем том из центра столицы до дачного поселка можно было добраться минут за 40, а извозчиком — и того быстрее (но дороже).
Дачный поезд на станции Рига-2
Чем занимались горожане на дачах? Ни в коем случае не земледелием. Даже декоративные огороды (выращивание цветов) считались причудой и возлагались на прислугу. Читали, качались на качелях, гуляли, катались на лодках и купались в водоемах. Собирание грибов и ягод считалось крестьянским занятием, но можно было купить ягоды и сварить варенье.
Кроме того, музицировали, пели, читали вслух, ставили театрализованные постановки и писали этюды.
Дачники на берегу реки
Возмутителями дачного спокойствия считались появившиеся «моменталисты» – предшественники современных папарацци – обладатели устройств моментального фото, которые под видом орнитологов пытались сфотографировать известных особ, в основном во время купания на реке, и на этом заработать.
Более безобидные велосипедисты — обладатели этого необычного для тех времен механического устройства — тоже подвергались остракизму из-за слишком обтягивающей одежды, удобной для езды, но не соответствующей духу времени (здесь же дамы!). Велосипедистов травили собаками и швыряли в них камнями.
Дачники на рыбалке
Очень хорошо дачная жизнь того времени описана в произведениях Чехова, Бунина и других русских писателей. Часто устраивались балы на задворках особо крупных дачных строений, да такие, что на них приезжали даже из Москвы. Молодые студенты и служащие, приглашаемые на балы для развлечения дачных барышень, натанцевавшись, зачастую отправлялись в город на своих двоих. Так дешевле, а отмахать пешком пару десятков километров было тогда делом обычным. Из-за оживленной культурной жизни на дачах «дачная жизнь» стала значительным явлением в искусстве, культуре, театральной жизни своего времени.
Владимир Маковский. Кукольное представление на дачах
На дачах богатых и «продвинутых», как сегодня говорят, горожан собирались знаменитые артисты, художники, актеры, музыканты. Общались, делились творческими замыслами, танцевали, а заодно пристраивали замуж дочерей — природа, романтические настроения и прочее… На подмосковных дачах были написаны многие знаменитые картины, пьесы, музыкальные произведения.
Константин Коровин. Дача. За чайным столом
В конце XIX – начале XX вв. дачная жизнь среди городского населения обеих столиц стала чрезвычайно популярной. Вывезти семью летом за город считалось обязательным, невозможность снять дачу на летний сезон была признаком крайних материальных затруднений (надо учитывать, что съем дач и все выше написанное касалось только среднего и богатого класса – дворян, купечества и разночинцев, то есть образованной части общества). Рабочие горожане ни о каких дачах не мечтали даже.
Вместе с тем в обществе шли процессы, характерные для того времени: разорение дворянства и усиление нового класса – буржуазии. У разорившихся дворян выкупались имения и усадьбы, где устраивались дачи и сдавались внаем. Именно предприимчивые люди стали строить дачные поселки под аренду, очень красивые, благоустроенные, по специальным проектам, обладающие своей инфраструктурой: парками, купальнями, мощеными дорожками для прогулок, площадками для крокета и пр.
Под Москвой одним из первых таких дачных поселков стала деревня Перловка, принадлежащая купцу Василию Перлову, который построил там около 80 дачных домиков и благоустроил поселок. Большой дачный поселок был в Клязьме, Бутове и других местах.
Дачники катаются на лодке в Полежаевском парке
Под Петербургом надворный советник Борис Полежаев устроил дачный поселок с роскошным парком в селе Лигово на реке Лиговка. Было много и других дачных поселков: в Красном Селе, Вырице, Гатчине, Дудергофе, возле станции Сиверская и др.
Издавались журналы о дачном отдыхе – «Дачник», «Домовладение и городское хозяйство», «Поселок», «Земельно-поселковое дело», путеводитель «Куда ехать на дачу?» и пр. Те из дачников, кто не обладал большими средствами, объединялись в первые российские дачные товарищества для решения общих инфраструктурных проблем своих поселков.
Вот на таком этапе развития дачной жизни российских любителей жизни за городом застала сначала Первая мировая война, а затем – революция. Все изменилось тогда в российском обществе, также изменилась и дачная жизнь.
48% населения России владеют дачами. Данные из Википедии за 2011 год
Но — слава Интернету – ответ нашелся. Оказывается, слово «дача» появилось в русском языке еще в начале XVIII века. Дачей называли земли, подаренные царем Петром I своим приближенным для временных строений вблизи новопостроенного Петербурга.
Царские придворные жили в Москве. Ездить в Петербург часто было трудно и накладно, а царь требовал постоянного присутствия в новой столице – не на постоялых же дворах останавливаться знати!
Так и появились в российском обиходе «дачи» – земли данные царем. Конечно, они совсем не напоминали дачи в современном понимании слова. Это были огромные поместья на многие сотни гектаров с капитальными строениями в духе того времени. Но слово дача вошло в обиход и закрепилось в значении «временное жилье за городом».
Москва. Тверская-Ямская улица. Конец XIX в
Более близкое к современному значение слово приобрело уже в начале XIX века, когда дачами стали называть временное (летнее) жилье за чертой города для более демократичных слоев населения. К этому времени Москва стала приобретать черты большого города: сносилась жилая застройка в виде одноэтажных частных домиков с огородами, на их месте появлялись так называемые «доходные дома», которые сдавались внаем разночинному люду: учителям, врачам, музыкантам, литераторам, приказчикам, мелким чиновникам, обедневшим дворянам. В Москве появились улицы без единого деревца. Пыль и духота стали обычными для столицы в летнюю пору. Рынки, мусор, различные «мануфактуры» тоже озона не добавляли.
Среди разночинного населения стала популярной мысль, что жизнь в ближних пригородах в летний сезон здоровее и дешевле. Переезд на дачу – съемное жилье в ближних деревнях – в апреле-мае стал обычным делом для значительной части небогатого городского населения.
Сами дачи представляли собой ветхие ненужные крестьянам строения, которые приводились в более-менее приемлемое состояние самими дачниками. 40 тысяч небогатых дворян перебирались в теплый сезон на съемные «летние резиденции» – почти четверть всего московского дворянства. Многие предприимчивые крестьяне зарабатывали на этом, строя небольшие временные деревянные хижины без всяких удобств, а также снабжая дачников продуктами, овощами, зеленью. Ведь огородами дачники не занимались.
К концу XIX века город все больше приобретал черты мегаполиса, и все больше росло число желающих покинуть его пределы в летнее время. Москва обросла дачными поселками, в которые превратились ближние к столице деревни: Перово, Сокольники, Кунцево, Останкино и пр.
Переезд на дачу весной
Не зарабатывал на дачниках только ленивый. Извозчики перевозили утварь и домашний скарб на дачи, появилась специальная торговля в дачных поселках – для дачников. Театральные труппы приезжали развлекать скучающих за городом горожан. Например, Федор Шаляпин начинал свою концертную деятельность с поездок по подмосковным дачам.
Чаепитие на даче
Под дачи стали строить специальное жилье – чаще деревянное в «русском» стиле, с резными наличниками, коньками, обязательно с террасой – для вечерних чаепитий. Архитекторы того времени создавали проекты дач, которые можно было приобрести любому желающему.
Проект дачи в русском стиле
С появлением железной дороги добираться до дач стало гораздо удобнее, ведь пока семья отдыхала на природе, главы семейств вынуждены были по-прежнему ежедневно посещать службу в городе. Дачные поселки строились вдоль железных дорог – Ярославской, Казанской, Рижской. На станциях Химки, Малаховка, Томилино, Пушкино, Тарасовка, которые назывались «поселками для отдыха», дежурили владельцы двуколок, чтобы довезти дачника до временного жилища. При всем том из центра столицы до дачного поселка можно было добраться минут за 40, а извозчиком — и того быстрее (но дороже).
Дачный поезд на станции Рига-2
Чем занимались горожане на дачах? Ни в коем случае не земледелием. Даже декоративные огороды (выращивание цветов) считались причудой и возлагались на прислугу. Читали, качались на качелях, гуляли, катались на лодках и купались в водоемах. Собирание грибов и ягод считалось крестьянским занятием, но можно было купить ягоды и сварить варенье.
Кроме того, музицировали, пели, читали вслух, ставили театрализованные постановки и писали этюды.
Дачники на берегу реки
Возмутителями дачного спокойствия считались появившиеся «моменталисты» – предшественники современных папарацци – обладатели устройств моментального фото, которые под видом орнитологов пытались сфотографировать известных особ, в основном во время купания на реке, и на этом заработать.
Более безобидные велосипедисты — обладатели этого необычного для тех времен механического устройства — тоже подвергались остракизму из-за слишком обтягивающей одежды, удобной для езды, но не соответствующей духу времени (здесь же дамы!). Велосипедистов травили собаками и швыряли в них камнями.
Дачники на рыбалке
Очень хорошо дачная жизнь того времени описана в произведениях Чехова, Бунина и других русских писателей. Часто устраивались балы на задворках особо крупных дачных строений, да такие, что на них приезжали даже из Москвы. Молодые студенты и служащие, приглашаемые на балы для развлечения дачных барышень, натанцевавшись, зачастую отправлялись в город на своих двоих. Так дешевле, а отмахать пешком пару десятков километров было тогда делом обычным. Из-за оживленной культурной жизни на дачах «дачная жизнь» стала значительным явлением в искусстве, культуре, театральной жизни своего времени.
Владимир Маковский. Кукольное представление на дачах
На дачах богатых и «продвинутых», как сегодня говорят, горожан собирались знаменитые артисты, художники, актеры, музыканты. Общались, делились творческими замыслами, танцевали, а заодно пристраивали замуж дочерей — природа, романтические настроения и прочее… На подмосковных дачах были написаны многие знаменитые картины, пьесы, музыкальные произведения.
Константин Коровин. Дача. За чайным столом
В конце XIX – начале XX вв. дачная жизнь среди городского населения обеих столиц стала чрезвычайно популярной. Вывезти семью летом за город считалось обязательным, невозможность снять дачу на летний сезон была признаком крайних материальных затруднений (надо учитывать, что съем дач и все выше написанное касалось только среднего и богатого класса – дворян, купечества и разночинцев, то есть образованной части общества). Рабочие горожане ни о каких дачах не мечтали даже.
Вместе с тем в обществе шли процессы, характерные для того времени: разорение дворянства и усиление нового класса – буржуазии. У разорившихся дворян выкупались имения и усадьбы, где устраивались дачи и сдавались внаем. Именно предприимчивые люди стали строить дачные поселки под аренду, очень красивые, благоустроенные, по специальным проектам, обладающие своей инфраструктурой: парками, купальнями, мощеными дорожками для прогулок, площадками для крокета и пр.
Под Москвой одним из первых таких дачных поселков стала деревня Перловка, принадлежащая купцу Василию Перлову, который построил там около 80 дачных домиков и благоустроил поселок. Большой дачный поселок был в Клязьме, Бутове и других местах.
Дачники катаются на лодке в Полежаевском парке
Под Петербургом надворный советник Борис Полежаев устроил дачный поселок с роскошным парком в селе Лигово на реке Лиговка. Было много и других дачных поселков: в Красном Селе, Вырице, Гатчине, Дудергофе, возле станции Сиверская и др.
Издавались журналы о дачном отдыхе – «Дачник», «Домовладение и городское хозяйство», «Поселок», «Земельно-поселковое дело», путеводитель «Куда ехать на дачу?» и пр. Те из дачников, кто не обладал большими средствами, объединялись в первые российские дачные товарищества для решения общих инфраструктурных проблем своих поселков.
Вот на таком этапе развития дачной жизни российских любителей жизни за городом застала сначала Первая мировая война, а затем – революция. Все изменилось тогда в российском обществе, также изменилась и дачная жизнь.
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]