Из истории зажатия заказанных Россией плавсредств.
29.03.2017 458 0 0 foto-history

Из истории зажатия заказанных Россией плавсредств.

---
0
В закладки
Корабли на аутсорсинг: история российских заказов

Image Hosted by PiXS.ru

"Мистрали" не единственные корабли в истории, которые  не попали к заказчику. Россия знала такие примеры еще со времен броненосцев и парового флота. Удержание или конфискация по политическим мотивам боевых кораблей инозаказчика, строящихся на своих верфях, — давняя традиция нашей цивилизации. С середины XIX века прогресс сделал неизбежным технологическое расслоение: появились лидеры, обладающие мощной промышленностью и эксклюзивной технологией, которые стали получать заказы на корабли из-за рубежа.
Ниже представлено несколько случаев конфискации российских кораблей на иностранных верфях.

Времена брони и пара
В XIX веке переход сперва к пароходостроению, потом к железному, а потом и к стальному судостроению вызвал существенное расслоение в возможностях мировых держав. На первый план вышли обладание технологией и наличие отлаженных производственных мощностей. Количество же боевых кораблей во флотах, наоборот, снизилось: они стали дороже, защищеннее и мощнее.

В результате широко процветала практика заказов постройки боевых единиц на иностранных верфях. Чаще на английских: «мастерская мира» охотно брала частные заказы... и ничуть не менее охотно распоряжалась ими по-своему, если на то складывались политические обстоятельства.

В 1854 году после начала Крымской войны Великобритания конфисковала строившиеся на ее верфях российские винтовые деревянные корветы «Витязь» и «Воин», после чего включила их в состав собственного флота под наименованиями «Казак» и «Тартар». Корабли эти, к слову, повоевали и с Россией.


(HMS Cossack, строился как российский корвет «Витязь»)

В 1861 году Россия решила построить свой первый крупный броненосный корабль (плавучую батарею «Первенец»), но из-за полного отсутствия опыта в железном судостроении заказ разместили на лондонской верфи «Тэмз Айронворкс». В мае 1863-го батарею спустили на воду, но тут Лондон поругался с Петербургом из-за очередного восстания в Польше.

Адмирал Бутаков, предвидя возможную конфискацию, отправил в Лондон фрегат «Генерал-Адмирал» с приказом забрать «Первенец» со всей законтрактованной матчастью, дотащить до России, а там как-нибудь сами разберемся.



В итоге на некрашеную и недоделанную батарею, в спешке прошедшую ходовые испытания, сгрузили более полусотни бронеплит и отвезли в Кронштадт, где спокойно достроили своими силами.
Бутаков явно не на воду дул. Поведение Великобритании в отношении инозаказов на собственных верфях отличалось редчайшей незамутненностью. Лондон мог конфисковывать или принудительно выкупать корабли оппонентов, нейтральных держав и даже союзников!


(Броненосная батарея «Первенец»)

В 1878 году Великобритания уже было совсем вознамерилась повторить Крымскую кампанию из-за излишней активности России на Балканах по части переустройства тамошних славянских территорий в ходе Русско-турецкой войны. Тут выяснилось, что в британском флоте нет подходящих для действий в этих водах кораблей. И для того чтобы создать отряд броненосцев для помощи своему союзнику, — Османской империи, — в Лондоне сделали ход конем. Британцы принудительно выкупили три турецких броненосца, строившихся в тот момент на верфях туманного Альбиона, вошедших в состав флота Ее Величества как «Сьюперб», «Беллайл» и «Орион». И добавили к ним один попавшийся под руку бразильский, получивший в королевском флоте имя «Нептун».

Пока весь этот серьезный бизнес организовывался, Россия подписала Сан-Стефанский договор, и новая Крымская война сделалась неактуальной. Британский флот остался с четырьмя кораблями, которые потом не знал, куда приткнуть, ибо в классическую схему применения они не вписывались.


(Корабль Ее Величества «Нептун»)

Перед Русско-японской войной обе стороны лихорадочно искали себе хоть какие-то дополнительные корабли «уже сегодня». Основная драка шла за заказы латиноамериканских стран, строившиеся в Европе. Например, японцы в итоге сумели уломать аргентинцев и получили с итальянских верфей два броненосных крейсера типа «Джузеппе Гарибальди», прекрасно известные любому интересовавшемуся той войной под именами «Ниссин» и «Касуга».

Но русские тоже не отставали и искали корабли. В итоге в дело вмешался Лондон — главный союзник Японии на тот момент, причем формальный (с 1902 года обе островные державы заключили союзный договор). Так в британском флоте появились еще два внеплановых броненосца — «Свифтшур и «Трайэмф»: в оригинале чилийские заказы «Конститусьон» и «Либертад», вокруг которых уж больно бодро крутились российские представители.

Конфискат эпохи больших пушек
Первая мировая война снабдила историков сразу несколькими примерами «конфиската».

Первым делом пострадала Россия. В 1912 году для нужд Сибирской флотилии (того, что осталось от Тихоокеанского флота после Русско-японской войны) в Германии на верфях «Шихау» были заказаны два 4400-тонных турбинных крейсера «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской». Уже 5 августа 1914 года германские власти в одностороннем порядке конфисковали оба корабля и ввели их в состав собственного флота под названиями «Пиллау» и «Эльбинг».


(Лёгкие крейсера типа «Пиллау», исходно «Муравьев-Амурский»)

Заодно немцы разжились субподрядами: российское машиностроение не справлялось с постройкой турбин для новейших эсминцев типа «Новик» и перед войной часть заказов на машины и механизмы разместили в Германии. Эти турбины также были конфискованы и весьма пригодились при постройке крупных эсминцев, хоть как-то способных конкурировать с блистательными «Новиками».


(Легкий крейсер «Эльбинг»)

Ну и, по традиции, куда же без этого, появился конфискат английский, османо-латиноамериканского происхождения. 2 августа 1914 года британцы реквизировали два готовых турецких дредноута «Решадие» и «Султан Осман I», переименовали их в «Эрин» и «Эджинкорт» и включили в состав флота. Основанием послужило опасение британского кабинета, что эти корабли могли быть использованы для усиления Центральных держав. Турция в тот момент еще даже не собиралась воевать, и считается, что подобное поведение Великобритании немало способствовало принятию турецкими властями решения о вступлении в войну на стороне Центральных держав.

Для усиления Флота Его Величества пришлось слегка обидеть Чили: прямо в Британии были «добровольно» выкуплены строящиеся дредноуты «Альмиранте Латторе» (включен в состав как «Канада», впоследствии таки добрался до заказчика) и «Альмиранте Кохрейн» (достроен уже после войны как авианосец «Игл»).


(Ранний авианосец «Игл» в 1930-х годах)

Тут ситуация была особенно щекотливая: британская промышленность крайне нуждалась в поставках чилийской селитры для производства удобрений, а также азотной кислоты, задействованной в технологии бездымных порохов и взрывчатки. Но корабли тоже были очень нужны.

(С.)уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]