Как на самом деле «советская оккупация» изменила Прибалтику
24.09.2020 14 771 0 +432 yOke

Как на самом деле «советская оккупация» изменила Прибалтику

---
+432
В закладки
Как на самом деле «советская оккупация» изменила Прибалтику Прибалтика, населения, Эстония, Латвия, республики, Литва, Союзе, Литвы, Советском, тысяч, вошла, продукции, больше, годов, середине, занимала, Российской, Латвии, показателей, дороги

Прибалтийские республики, порознь или вместе регулярно пытаются выставить России счёт за «советскую оккупацию». Попробуем разобраться в ситуации, даже забыв об инвестициях Российской империи, включая 2 млн рублей, уплаченных Петром Первым шведской короне за Ингрию, часть Карелии, Эстляидию и Лифляндию, что в нынешних ценах больше $300 млрд. Напомним, РФ является правопреемницей не только СССР, но и Российской империи.

Как Прибалтика стала частью СССР

Жаждущие денежной компенсации упирают на то, Прибалтика вошла в зону влияния Советского Союза по пакту Молотова - Риббентропа, поэтому можно и нужно говорить об оккупации, забывая, что были приняты легитимные решения о присоединении к Советскому Союзу властями этих республик.

Как бы то ни было, в СССР Прибалтика служила своего рода парадным фасадом социализма, направленным на Запад, что определяло более высокий уровень жизни в этом регионе и привилегированное положение. По потреблению на душу населения к общесоюзному уровню Эстония демонстрировала 151%, Латвия – 137%, Литва – 127%. При этом, три республики в валовом национальном продукте СССР были не так чтобы очень заметны: Латвия - 1,2% Литва - 1,6% Эстония - 0,7% по состоянию на 1990 год. В выпуске промышленной продукции Латвия занимала 0,8% общесоюзного показателя, Литва – 1,2% и Эстония – 0,7%. По сельскому хозяйству показатели чуть лучше, например, у Литвы – аж 2,2%.

Инвестиции и инфраструктура

Оставим за скобками объекты социально-культурного назначения, построенные на союзные деньги в Прибалтике, рассмотрим заводы и дороги.

Только в Латвии за 20 лет с 1940 года построено 20 промышленных предприятий, что выше показателей всей Прибалтики на последний досоветский год.

Литва уже в 1948 году достигла довоенных показателей промышленности, опередив их на 90% два года спустя. Для восстановления Литвы союзный бюджет выделил 200-миллионную субсидию, безвозвратную.

СССР поставлял в Литву широкий ассортимент продукции, от стройматериалов до оборудования и транспорта. В середине 1980-х годов в республике построили 300-километровую автомагистраль, пролегшую практически вдоль всей территории.

Эстонская ССР в 1970-1980-е годы лидировала в союзе по инвестициям в основной капитал на душу населения. В 1990 году ВВП республики по паритету покупательной способности почти достиг $11 тысяч. ИМЭМО РАН разместила по ВВП на душу населения Эстонию на 46-м мировом месте в указанный период.

«ВЭФ», в Советском Союзе являлся высокотехнологичным производством. На предприятии в Риге работало больше 14 тыс. человек и ещё 6 тыс. — на остальной территории. В СССР завод получал прибыль $580 млн, в середине 90-х годов, в независимой Латвии предприятие стало банкротом, вместо него сейчас торговый центр. «РАФ» остановил конвейер в 1997 году, последней выпускавшейся моделью стал катафалк.

В советское время Прибалтика обзавелась морскими портами, через которые до сих пор идёт экспортно-импортная торговля. В 1970-1980-х годах к ним подтянули нефтепроводы. По качеству автодорог Прибалтика занимала в СССР первое место. Россия даже в десятку не вошла, заняв 12-13-е ступеньку.

Прибалтику при Советском Союзе опоясали железные дороги - 6,19 тыс. км, ещё 56 тысяч километров приходилось на дороги с твёрдым покрытием. Внутреннее судоходство осуществлялось на 2 тысячах км в начале семидесятых.

Итак, кто кому что должен?

Константин Барановский
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]