Цеппелин-Ранет - главный бункер Вюнсдорфа
25.03.2017 1 056 0 0 technolirik

Цеппелин-Ранет - главный бункер Вюнсдорфа

---
0
В закладки
Продолжим знакомство с меккой милитари-туризма восточной Германии - Вюнсдорфом и в сегодняшнем посте я покажу вам главный туристический объект этого интереснейшего городка. Так как Вюнсдорф имеет статус города бункеров, то и главная туристическая достопримечательность тут, конечно же, бункер, да не простой, а один из трех самых крупных бункеров Восточной Германии. Бункер был построен в конце 1930-х во времена Рейха в качестве бункера связи и назывался Цеппелин или Амт-500, но в историю он вошел под позывным "Ранет", который он носил около тридцати лет, располагаясь в самом сердце ГСВГ-шной столицы. Да и от Цеппелина тут остались лишь только стены, так как бункер был основательно перестроен в советский период своей истории.

В настоящее время в бункер водят экскурсии, пусть довольно поверхностные, но позволяющие сполна оценить масштаб этого интересного объекта. С такой экскурсии в мае 2015-го и началось мое знакомство с Вюнсдорфом.



Начну с истории. Сооружение подземного центра связи АМТ-500 (кодовое имя Цеппелин) началось в 1936 году и было напрямую связано с запланированными к постройке объектами Майбах 1 и Майбах 2, в которых должно было разместиться верховное главнокомандование Вермахта. Объекту АМТ-500 отводилась роль главного бункера связи Рейха, обеспечивающего связь главкома Вермахта с театрами боевых действий в будущей войне, к которой активно готовилась Германия. Изначально планы главкома включали сооружение двух бункеров связи АМТ-500 (позывной Цеппелин) и АМТ-501 (позывной Гектор), но немецкая индустрия была не в состоянии предоставить материалы и ресурсы для возведения обоих бункеров в указанные сроки, так что планы были сокращены и в итоге был построен один бункер АМТ-500. На карте ниже красным пунктиром показано размещение бункера АМТ-500 относительно объектов Майбах 1 и 2, связь которых с внешним миром он должен был обеспечивать.



Строительство бункера было поручено фирме Polensky & Zöllner. На объекте работало около 2000 человек, в течении восьми месяцев было произведено 60 000 кубометров бетона для строительства одного лишь этого бункера. Бункер имел несколько штолен, ведущих наружу, одна из которых соединяла бункер с расположенным рядом объектом Майбах 1, в котором размещалось верховное главнокомандование сухопутных сил вермахта. Внутрь объекта вели три входных сооружения - два располагались на концах северной и южной штолен и главное входное сооружение находилось прямо над бункером, в нем был оборудован грузовой лифт, способный доставлять внутрь бункера легкие грузовики. Так выглядел план объекта и подземных ходов вокруг него.



А вот авиаснимок с запечатленными на нем объектами Майбах 1 и АМТ-500, наземные строения которого представлены несколькими вентшахтами (Beluftungsturm 1 и 2) и зданием, где располагался главный вход (Haupteingang).



Бункер связи АМТ-500 был одним из самых укрепленных подземных сооружений Рейха. Между потолком бункера и поверхностью земли размещалась особо устойчивая к взрывному воздействию подушка, состоящая из нескольких слоев. Сразу под слоем грунта на поверхности начинался двухметровый слой песка, особенно хорошо рассеивающий ударную волну, за которым следовал метровый слой cубстанции, которая на немецком называется Zerschellschicht, к сожалению, перевода на русский я не нашел, это исключительно немецкий фортификационный термин. Этот слой способствовал преждевременному подрыву авиабомб, до того, как они достигнут бетонного потолка бункера. Далее следовал еще 2,5-метровый слой песка, после которого шел бетонный потолок бункера, толщиной 3 метра. Глубина залегания бункера составляла 21 метр. Во время Второй мировой этот бункер благодаря своему устройству был совершенно недосягаем для авиабомб любой мощности. Да и ядерный взрыв в непосредственной близости объект смог бы пережить без потерь, настолько силен был его задел прочности.

Входы в бункер были замаскированы под обычные провинциальные домики с покатыми крышами, которые находились в небольшом удалении от самого бункера и соединялись с ним подземными ходами. Вот так к примеру выглядел вход в бункер со стороны северной штольни. На фото представлены снимки входного портала в 1942 году и 1959 году, когда бункер был взорван и заброшен.



Вход на стратегический объект выглядит как обычный домик, но за декорациями скрывается конструкция из особо прочного фортификационного бетона, внутри которой размещена лифтовая шахта и лестничный пролет, ведущий под землю в начало северной штольни.



24 мая 1939 года была запущена пробная эксплуатация расположенной внутри бункера аппаратуры связи, представленной всеми видами связи, существующими на тот момент от телефонной до телеграфной и пневмопочты. Внутри объекта было все необходимое для автономной работы - резервные дизель-генераторы, фильтро-вентиляционная установка, кухня, душевые и санитарные помещения. АМТ-500 обеспечивал связь главного командования, размещенного в Вюнсдорфе со всеми оккупированными нацистами странами в Европе.



Работа на объекте отличалась не простыми условиями, так как многочисленное оборудование выделяло огромное количество тепла, с отводом которого не справлялась система охлаждения, в результате температура в бункере достигала сорока градусов Цельсия. Эксплуатация бункера началась в мае 1939 года в тестовом режиме, который в августе этого же года перешел в активную фазу. Отсюда обеспечивалась связь главного командования с боевыми подразделениями на восточном фронте в ходе операции по нападению на Польшу. Впоследствии вплоть до 20 апреля 1945 года бункер Цеппелин был самым главным узлом в системе связи Вермахта, являясь также самым современным и технологичным центром связи в мире.

Сохранилось несколько архивных фотографий, сделанных внутри бункера в военное время.



Размещенные ниже снимки я переснял с информационных стендов внутри бункера во время экскурсии, так что качество, к сожалению, соответствующее. Но в сети этих снимков нет, да и вообще в сети почти никакой информации по объекту нет, кроме минимальной статьи в википедии, растиражированной по всем остальным ресурсам.



По этим снимкам можно представить себе как выглядела аппаратура внутри главного бункера связи вермахта...



... а также как выглядели рабочие будни персонала.



История Цеппелина завершилась 20 апреля 1945 года, когда немцы спешно покинули Вюнсдорф, оставив бункерные комплексы Майбах 1 и 2 и Цеппелин со всей аппаратурой и оборудованием в целости и сохранности, такими их и застали советские войска, вошедшие в Вюнсдорф без боя 21 апреля 1945 года.



После окончания войны оборудование со всех военных объектов Вюнсдорфа было демонтировано и в качестве репараций отправлено в Советский Союз. Демонтаж оборудования с одного лишь Цеппелина длился неделями и осуществлялся силами местных жителей, в том числе и подростков под присмотром советских военных. Демонтированное оборудование поднималось на поверхность на грузовом лифте, расположенном в главном входном сооружении и дальше вывозилось грузовиками к железнодорожному вокзалу, откуда отправлялось на восток. Из-за своей хрупкости и несоблюдения условий транспортировки, большая часть оборудования из Вюнсдорфа приезжало в СССР уже в виде металлолома, дальнейшее использование которого было не возможным. После окончания официальных работ по демонтажу оборудования, местные жители продолжали нелегально снимать с подземных объектов все, что осталось и представляло хоть какую-то ценность. Несмотря на то, что объект находился под контролем советских военных, договориться о проникновении внутрь для демонтажа остатков оборудования можно было за водку и сигареты, чем активно пользовались местные немцы. После того, как с объекта было снято все, что можно было, последовал подрыв подземных сооружений в рамках Потсдамских соглашений. История объекта Цеппелин завершилась, входы внутрь были завалены, штольни и подземные сооружения во многих местах подорваны, часть бункера затопили грунтовые воды.

Новая жизнь бункера началась в начале 1960-х, когда советское военное руководство решило восстановить бункер и разместить внутри главный узел связи группы советских войск в Германии. В результате подрыва в 1946 году бункер был в нескольких местах поврежден, но не так сильно, как комплексы Майбах 1 и 2, восстановление которых было невозможным. Бывший бункер Цеппелин был в сжатые сроки восстановлен, значительно перестроен и в его жизни началась новая глава под позывным "Ранет", которая продлилась около тридцати лет. В рамках перестройки объекта, все доступы внутрь были снабжены мощными противоатомными гермошлюзами, большие залы бывшего Цеппелина разбиты на множество более мелких помещений. Полностью уничтоженный взрывом входной портал на конце западной потерны был заменен новым, а существующие входные порталы были восстановлены и усилены с учетом противоатомной защиты.

На снимке начальник войск связи Западной группы войск генерал-майор М.В.Павлишин в бункере Ранет во время инспекции объекта.



Бункер связи Ранет был тесно интегрирован с системой связи Национальной армии ГДР а также с главным бункером связи министерства национальной обороны ГДР. Объект функционировал до конца 1992 года, после чего начался демонтаж техники и вывоз ее в Россию. В 1994 году российские войска полностью покинули Вюнсдорф и бункер был долгое время заброшен, пока за него не взялись энтузиасты, силами которых бункер был оборудован для экскурсий и открыт широкой публике. Сегодня бункер Ранет является главной туристической достопримечательностью Вюнсдорфа, экскурсии по которой проводятся ежедневно. С одной из таких экскурсий и началось мое знакомство с Вюнсдорфом и его подземными объектами.

01. Бункер связи Ранет расположен на территории бывшей военной части, которая теперь принадлежит организации, проводящей экскурсии по объекту. Один из входов на территорию части находится прямо рядом с отреставрированными жилыми домами.



02. Входные ворота с кпп не сильно изменились с тех пор, когда эта территория находилась под контролем советских войск.



03. Экскурсия включает лишь посещение бункерных объектов Майбах 1 и Ранет, вся остальная территория выглядит так, как и другие заброшенные советские военные городки.



04. В кпп располагалось также почтовое отделение.



05. Стандартные ворота, встречающиеся почти повсеместно на всех ГСВГ-шных объектах в Вюнсдорфе.



06. Сразу за бетонным забором находится вышка постового, которую, на момент нашего визита ремонтировали. Я второй раз посетил это место три недели назад и вышка к этому времени была восстановлена.



07. По дороге можно порассматривать издали различные постройки на территории части, которые выглядят совершенно заброшено.



08. На территории этой части помимо самого Ранета находится еще ряд различных бункеров помельче, но, судя по снимкам в сети, они выпотрошены до состояния голых стен, так что туда даже регулярных экскурсий не водят, ведь смотреть там совершенно нечего.



09. Так выглядит главный вход в бункер. Основные сооружения тут сохранились еще от Цеппелина. Справа на снимке видна вентиляционная шахта с заостренным пиком для лучшей бомбоустойчивости, на заднем плане виднеется бывшее входное сооружение, которое при вермахте было замаскировано под деревенский домик. Именно там находился портал для заезда грузовиков и грузовой лифт, ведущий на нижние уровни объекта. К сожалению, в рамках экскурсии осмотр оригинального входного сооружения снаружи не возможен.



10. Теперь главный вход выглядит так. Обращает внимание общая неаккуратность исполнения строительных работ, характерная для всей советской цивилизации. Все сделано очень коряво в духе стройбата, причем как снаружи так и внутри. Видно, что лепили из того, что было под рукой.



11. Дядька-экскурсовод достает ручку, крепит ее к запорному механизму двери...



12. ... и после десятка оборотов толстенная бронедверь открывается, приглашая посетителей внутрь.



13. Первое помещение - гермошлюз, в конце которого находится еще одна такая же массивная гермодверь.



14. За ней расположены дополнительные шлюзовые секции, отделенные друг от друга уже не такими массивными но абсолютно герметичными дверями (павшими в 1990-е жертвой "металлистов"). Эти секции системы шлюзов служили для обеззараживания входящих с поверхности людей во время боевых действий с применением атомного или химического оружия.



15. Слева от главного коридора расположено еще несколько помещений, являющихся частью шлюзовой системы. Все что можно было тут спилить, спилено, так что кроме голых стен смотреть тут особо не на что.



16. Непонятно откуда взявшийся элетрощиток.



17. За системой шлюзов следуют очередные гермодвери, которым повезло пережить нашествие охотников за металлом.



18. Пройдя шлюзовую систему, мы попадаем внутрь главного входного сооружения, сохранившегося еще со времен вермахта. Именно тут располагался грузовой лифт, сюда же была возможность заезда не крупногабаритного автомобильного транспорта. В советское время тут многое было перестроено, так что об изначальной планировке этого сектора, можно лишь догадываться. Справа на снимке находится шахта грузового лифта. При советах его восстанавливать не стали, и вместо него установили обычный пассажирский лифт.



19. Вот его подъемный механизм.



20. На другом конце входного сооружения находится еще один вход внутрь объекта и лестница, ведущая вниз на подземные уровни.



21. Полагаю, что именно тут и находился главный вход на объект во времена вермахта. Судя по всему сейчас мы находимся в той самой бетонной надстройке, которая изначально была замаскирована под деревенский домик. Жаль, что не было возможности осмотреть ее снаружи.



22. Тут и во времена Ранета был оборудован выход наружу, видимо, аварийный. Бронедвери с тех пор были демонтированы а на их месте сейчас располагается вот этот деревянный муляж.



23. Лестница, соединяющая три подземных уровня бункера с главным входным порталом.



Информационная доска со схемами этажей бункера, разрезом его главного входного сооружения и техническими данными объекта. Рабочие помещения Ранета размещались на двух этажах, под которыми располагался подвальный уровень с коммуникациями.



24. Спускаемся вниз. На снимке вход на верхний уровень объекта, но нам сюда пока что рано, обход бункера мы начнем с первого этажа.



25. А вот и лифт, смысл которого я не очень понял, так как вход в него находится не внутри входного портала, что было бы логично, а этажом ниже. По сути лифт связывает лишь второй и первый уровни бункера. Совершенно бесполезное сооружение.



26. Заглянем внутрь.



27. Интерьер лифта отдает атмосферой советского метрополитена.



28. Этому способствует как отделка интерьера, так и лампа, как в советских поездах метро.



29. Ну и довершает картину трафарет на стекле в стиле "не прислоняться, двери открываются".



30. Кнопка вызова лифта.



31. С первого взгляда бросается в глаза общая опустошенность объекта. Все основное было демонтировано еще русскими при уходе, довершили разграбление Ранета охотники за металлом в 1990-е. В результате, бункер выглядит так же, как и его заброшенные собратья на территории восточной Германии.



32. Лестничная клетка.



33. Спустились на нижний уровень, с которого начинается обход бункера.



Перефотографировал схему помещений на обоих этажах. Бункер был восстановлен не полностью, места подрыва объекта в 1946 году (Sprengstelle) оставили как есть, изолировав их от обитаемой части бункера гермодверями.



На втором этаже невосстановленной осталась весьма крупная часть объекта (отмеченная точками) а в коридоре оборудовали стрельбище.



34. В этом помещении располагалась аппаратура связи, теперь тут небольшая экспозиция собранного энтузиастами старого хлама, имеющего отношение к бункеру.



35. Вид на помещение с другого ракурса.



36. Советская аппаратура.



37. В этом месте коридор делает поворот на 90°.



38. Мы следуем далее с экскурсионной группой, но по пути встречается не особо много примечательного.



39. Пустые коридоры и такие же пустые комнаты.



40. Гермодвери практически везде отсутствуют.



41.


42.


43. На фоне общей пустоты даже сохранившаяся бронедверь становится артефактом, который хочется сфотографировать со всех ракурсов.



44. Гермодвери тут очень брутальные и живописные.



45. Справа, если не ошибаюсь, катушка для противопожарного шланга.



46. Далее следует "грязная зона" бункера - его не восстановленные и потому изолированные гермодверями от обитаемой части участки.



47. Местами тут просто склад различного хлама.



48. Отдельные части бункера выглядят не сильно лучше взорванного Майбаха 2.



49. В советское время бункер был изрядно перестроен и компоновка его внутренних помещений была полностью переделана. Какие-то входы замуровали, где-то пробили стены и снесли перегородки.



50. Электромастерская.



51. Лампа с трафаретом "СТОЙ ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ" над входом в отгороженный сеткой уголок мастерской, где, видимо, располагалось какое-то высоковольтное оборудование.



52. Рядом пульт с приборами, пульт как и многое в бункере самопальный, сооруженный из подручных материалов.



53. Это я так понимаю автограф автора пульта. Мило.



54. Тут же находится столик с тисками и ящичками для инструмента.



55. На столе плакат с электросхемой.



56. Один из наиболее интересных артефактов во время экскурсии - трубы пневмопочты, оставшиеся еще со времен Цеппелина.



57. Пневмопочта соединяла все подземные объекты вермахта в Цоссене.



58. Сообщения и документы по пневмопочте перемещались в таких вот капсулах.



59. Продолжаем обход подземного сооружения.



60. Один из трех лестничных переходов между этажами.



61. Под лестничной клеткой небольшая кладовка. В главном входном блоке, с которого началась наша подземная прогулка, под лестницей находится вход на подвальный уровень, недоступный для посещения в рамках экскурсии, но мне все равно удалось там побывать в другой раз буквально три недели назад, о чем я вам еще обязательно расскажу.



62. Стандартное оснащение каждого советского бункера - регенеративная двухярусная установка РДУ, способная поглощать из воздуха углекислый газ и обогащать воздух кислородом. РДУ состоит из корпуса, двух крышек и двух съемных кассет. Она снаряжается регенеративными пластинами из кислородосодержащего вещества, которое вступает в химическую реакцию с углекислым газом и парами воды, находящимися в регенерируемом воздухе, в результате чего из пластин выделяется кислород.



63. Такие установки изначально применялись на флоте в подводных лодках, откуда и перекочевали в советские бункера.



64. Мы снова перемещаемся на второй этаж объекта, в ту его часть, которая практически не подвергалась восстановлению.



65. По обе стороны от этого коридора находятся помещения, которые не были затронуты реконструкцией, а посередине своей длины коридор перекрыт и остальная его часть служила стрельбищем для отработки навыков ведения огня.



Место, с которого сделан предыдущий снимок, обозначено на схеме красным кружком.



66. В невосстановленные помещения можно заглянуть. Выглядят они традиционно для заброшенных бункеров - поврежденные взрывом стены, покрытые дембельскими надписями, и усыпанный обломками пол.



67. Возможно, эти помещения использовались для складирования различных запасных деталей, а может в них просто сваливали поломанное оборудование и различный мусор, которой было лень тащить на поверхность.



68. Выглядит все это скорей как склад металлолома. Наверное, сюда скидывали все не нужное при демонтаже оборудования в 1990-е годы. Если этот пост читают служившие тут люди, буду рад любым дополнениям и замечаниям.



69. Заброшенный участок бункера на втором этаже довольно обширный и простирается на сотню метров в длину.



70. Даже телевизор кто-то выкинул. Интересно, была ли возможность смотреть телевидение внутри бункера?



71. Среди различных запчастей и прочего хлама сохранилась даже какая-то документация.



72. Протоколы дежурных или что-то подобное.



73. На этом наша экскурсия подошла к завершению и мы направляемся в сторону выхода, но не того, через который мы сюда попали.



74. В этом посте я собрал наиболее интересное из увиденного во время прогулки по некогда важнейшему бункеру Западной группы войск. Как видите, смотреть внутри особо не на что. Я был удивлен тому, что нам не показали технические помещение, где располагались генераторы, не показали ФВУ, которая очень хорошо сохранилась, в чем я имел возможность убедится три недели назад. По сути самое интересное осталось за кадром.



75. Выходить на поверхность мы будем через западный входной блок, к которому ведет длинная потерна, расположенная ближе к поверхности, чем тело бункера. Потерну от бункера отделяют два лестничных пролета.



76. В одном месте потерна делает изгиб и в прошлом тут была развилка. За дверями в центре кадра находится ответвление, ведущее к объекту Майбах 1.



Вот это место на карте. Направо уходит потерна к Майбаху, вниз к западному входному блоку, к обоим потернам прилегает помещение со скважиной.



77. Двери, ведущие в потерну к Майбаху закрыты, но в Майбах теперь этим путем все равно не попасть. Потерна была подорвана, чтобы исключить проникновение через нее диверсионных групп противника в Ранет.



78. Так выглядит эта потерна изнутри.



79. Расположенная рядом с развилкой скважина.



80. После вывода войск, скважина была запломбирована немцами во избежание отравления грунтовых вод.



81. Еще одно помещение, расположенное внутри западной штольни, исписанное дембельскими автографами.



82. Внутри него тоже была скважина, тоже запломбирована.



83. В бункере сохранился ряд помещений с техникой, но в рамках этой экскурсии можно взглянуть лишь на их фотографии. Но как я уже упоминал, три недели назад я осмотрел все недоступные в рамках экскурсии помещения бункера, так что со временем напишу и о них пост. А пока вы можете посмотреть на часть недоступной зоны бункера с отличными и атмосферными фотографиями в посте коллеги.



84. Западная штольня.



85. В конце штольни лестница. На потолке до сих пор просматриваются следы взрыва западного входного блока в 1946 году.



86. Можно оценить глубину залегания.



87. Советский входной блок, построенный в начале 1960-х рядом со взорванным блоком Цеппелина.



88. Входной блок замаскирован под обычную казарменную постройку, камуфляж на его стенах появился, как я понимаю, когда сюда начали водить экскурсии для антуража. Не думаю, что в советский период объект стали бы "палить" камуфляжем.



89. Рядом разбросаны обломки взорванного оригинального входного блока Цеппелина.



90. На этом наш беглый осмотр этого интересного сооружения подошел к завершению и мы направляемся к выходу. Несмотря на то, что экскурсия была весьма поверхностной, первое знакомство с Ранетом выдалось тем не менее очень интересным и атмосферным. Группа энтузиастов, восстанавливающая объект и водящая сюда экскурсии, работает над тем, чтобы сделать доступными к посещению и остальные помещения бункера, так что вполне может быть, что в ближайшие годы экскурсии станут более объемными и информативными. А три недели назад организаторы дали возможность за определенную сумму исследовать объект более глубоко и что немаловажно самостоятельно, так что в будущем будет продолжение этого поста, в котором я покажу вам те места, что остались за кадром во время этой экскурсии.



P.S. Возможно этот пост читают люди, кто в прошлом служил в Вюнсдорфе или может быть даже на Ранете и хотел бы получить открытку с места, в котором прошла его служба. В таком случае напишите мне свой адрес и выберите одну из двух открыток. Я вышлю ее вам бесплатно в любую точку мира. Заявки оставляйте на почту alex.yakymenko@gmail.com

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]