Генерал Андерс – польский патриот и друг нацистов
19.09.2020 16 594 0 +496 vorbur

Генерал Андерс – польский патриот и друг нацистов

---
+496
В закладки
Валентин ЛЕСНИК

Генерал Андерс – польский патриот и друг нацистов Андерса, Андерс, против, Польше, Польши, польской, ягеллонской, Польского, дивизии, генерала, поляки, политики, армии, после, польским, Польские, поражения, династии, генерал, Советского

Последним гетманом ягеллонской Польши назвал директор Польского института национальной памяти Ярослав Шарек генерала Владислава Андерса (1892-1970), 50-летию со дня смерти которого была посвящена научная конференция в Королевском замке в Варшаве с участием дочери генерала посла Польши в Италии Анны Марии Андерс и посла Италии в Польше Альдо Амати.

Генерал Андерс – польский патриот и друг нацистов Андерса, Андерс, против, Польше, Польши, польской, ягеллонской, Польского, дивизии, генерала, поляки, политики, армии, после, польским, Польские, поражения, династии, генерал, Советского

Дочь генерала Андерса на конференции Польского института национальной памяти

Владислав Андерс командовал польскими подразделениями, сформированными в 1941 г. на территории СССР и на деньги СССР. Затраты были немаленькими. Польские отряды обучались в разных республиках Советского Союза (РСФСР, Киргизии, Казахстане, Узбекистане), на их обслуживание и содержание работали более полутысячи учреждений – военкоматы, штабы, казармы, столовые, гаражи, полигоны, бани, ж/д вокзалы, швейные и оружейные мастерские.

По договору советских властей с польским эмигрантским правительством в Лондоне армия Андерса должна была воевать плечом к плечу с советскими войсками на германском фронте. Армию Андерса набирали из польских солдат, попавших в советский плен в ходе Польского похода РККА 1939 г. по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии от польской оккупации. Андерса тоже освободили из тюрьмы, удостоили личной встречи со Сталиным, дали 25 тыс. руб. (огромная сумма по тем временам) и назначили командующим.

Но Андерс под разными предлогами затягивал вступление его армии в войну, а в 1942 г. и вовсе вывел её в Иран, а оттуда – в подчинение британскому командованию. Советское правительство вынужденно дало согласие на это, решив, что уж лучше пусть поляки воюют против Гитлера хотя бы в составе британской армии, чем отсиживаются в советском тылу на советских харчах.

На фронт армия Андерса попала только в 1944 г. – в Италию, где участвовала в битве при Монте-Кассино.

Шарек неслучайно назвал Андерса гетманом ягеллонской Польши. В польской внешней политике традиционно выделяют два направления – пястовское и ягеллонское, по имени правящей династии Пястов (до XIV в.) и династии Ягеллонов (после XIV в.). Пясты видели главную угрозу в Германии, их политика заключалась в натиске на запад. Ягеллоны, напротив, осуществляли натиск на восток, чтобы уничтожить своего главного геополитического конкурента – Русь.

С XIV в. Варшава неизменно придерживается ягеллонской политики, т. е. давления на восток. Эмигрантское правительство в Лондоне тоже исповедовало ягеллонские принципы, в том числе Андерс. Он не верил в победу Советского Союза над Третьим рейхом и полагал, что после скорого поражения советской армии поляки смогут удержать за собой земли Речи Посполитой «от моря до моря», с Украиной, Белоруссией, Литвой в её составе.

Андерс был убеждён, что западные союзники сразу после разгрома Гитлера начнут войну против СССР с применением химического оружия массового поражения, и готовил созданную по его приказу подпольную антикоммунистическую организацию «Представительство вооружённых сил на Родине» (Delegatura Sił Zbrojnych na Kraj) к диверсионно-разведывательным акциям. Позже организацию переименовали в «Свободу и независимость» (Wolność i Niezawisłość, или WiN).

WiN враждовала с другими антикоммунистическими шайками в Польше – Армией Крайовой, Национальным военным объединением и др. Члены этих шаек убивали друг друга в борьбе за власть в будущей Польше. Единого антисоветского подполья в Польше не существовало. Вместо этого был целый набор взаимно конкурирующих организаций и движений. Какую роль играл в этих конфликтах Андерс, управляя своими людьми в Польше из Европы? Польские историки об этом молчат.

Польская пропаганда изображает Андерса как патриота, не жалевшего сил для борьбы с фашизмом. Но это ложь. Он добился от британских властей отказа в выдаче советскому правосудию карателей дивизии СС «Галичина» с их главарём Павлом Шандруком.

Дивизия участвовала в подавлении Варшавского и Словацкого восстаний, воевала против югославских партизан. В её составе находилась известная своими кровавыми злодеяниями зондеркоманда «Дирлевангер», позже часть карателей из «Галичины» перешли в подчинение дивизии СС «Викинг», тоже прославившейся военными преступлениями. Андерса это не смущало.

Ладно, если Андерс был зол на Советский Союз за то, что тот сумел вернуть украинцам и белорусам то, что у них отобрали поляки в 1920 г., но причём здесь словаки и югославы? Почему «гетман ягеллонской Польши» пошёл на сговор с нацистскими преступниками, пряча их от справедливого возмездия за казни чехословацких и югославских граждан? Зная эти факты, хочется сплюнуть от морального отвращения, когда читаешь слова Шарека о генерале Андерсе, как «выдающемся поляке, солдате, учёном и человеке, глубоко укоренённом в культуре».

В 1965 г. Андерс наградил Шандрука орденом «За воинскую доблесть» (Virtuti Militari) за участие в боях против немецких войск в 1939 г. Но к тому моменту Шандрук уже успел повоевать за Третий рейх, и его награждение польским орденом выглядит как кощунство над памятью жертв Второй мировой войны. В 2016 г. сейм Польши квалифицировал действия дивизии СС «Галичина» как геноцид против польского населения, а в 2020 г. Польша торжественно отмечает 50-летие смерти человека, который спасал убийц поляков от суда. Таков моральный облик польской политики.

Так кем же был генерал Андерс? Типичным польским шовинистом, готовым сотрудничать с нацистами ради возможности для Польши поработить народы за её восточной границей, украинцев и белорусов, чтобы их страданиями создать католическую империю «от моря до моря». Ягеллонская доктрина польской внешней политики не несёт Украине ничего хорошего, а восхваления фанатиков этой политики, таких как генерал Андерс, говорит о том, что Варшава не намерена оставлять Украину в покое.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]