Новое или ничего своего? Завтрак на траве
---
Как много людей, увидевших новые прочтения знаменитых произведений, возмущаются! Вот, мол, своего ничего не могут придумать, бездари! Они только и способны просто перепеть уже созданное до них!
Так вот, эта практика заимствования, создание своего на основе творчества под влиянием, — известна со времен Возрождения. И, пожалуй, один пример.
Джорджоне
Пасторальный концерт
Теперь «Сельский концерт» считают ранней работой Тициана
Все мы знаем какой эффект произвела картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве».
Это был шок и скандал. Тогда в салонах царствовали сладкие Венеры и Одалиски.
Далекие от реальности и годящиеся сегодня на пяльцы для вышивок пожилых благочестивых матрон.
И Мане со своим шедевром, как ныне понимает каждый – это, да, шедевр, стал первым создателем в истории современного искусства полотна, над которым толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались.
Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа.
Мане, Завтрак на траве
Жюри в салонах в 1863 году было беспощадным.
Оно сильно терзало молодых художников, а впрочем, это вечная история – все эти приемные комиссии, худсоветы так всегда и поступали.
Но тогда даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ, и поэтому он одновременно решил устроить свой Салон отверженных, куда и попала картина.
И вот оно – ура! Событие, перевернувшее искусство.
Картина, первоначально названная «Купание», была задумана Мане как своеобразный диалог между известными шедеврами: «Сельский концерт» Джорджоне и «Суд Париса» Рафаэля.
Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин — совсем не нимф и богинь рядом с одетыми мужчинами, вторая – расположить фигуры в пространстве.
Обнаженная женщина — любимая модель Мане Викторина Луиза Мёран.
Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов.
Викторине дали прозвище «Креветка» из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос.
«Суд Париса» (гравюра по утраченному оригиналу Рафаэля, 1515-1516), фрагмент
Клод-Оскар Моне
А этот «Завтрак на траве» 1865 года написан Клодом Моне под впечатлением скандального Завтрака.
Общего у этих картин очень мало – разве что лесной пейзаж и название.
Моне не стал рисовать обнажённую натуру и эпатировать публику.
Думаю, всем видно, что отличается работа стилистикой и композицией, а также техникой.
Для Моне люди и живописный пейзаж – равнозначные, равноценные составляющие будущей картины, поэтому он делает наброски по отдельности: выезжает на пленер для написания леса, и рисует будущих героев в своей мастерской.
Затем художник выезжает на «натуру», для того чтобы создать ряд этюдов.
И только когда всё было готово, Моне уединяется в мастерской, где компонует фигуры людей, перенося их с набросков и этюдов в восхитительный богатый антураж Фонтенбло.
Главная ценность картины – солнечный свет, проникающий сквозь зелёное кружево листвы, он восхищает и завораживает.
Моне задумал картину очень большого формата, и как не спешил закончить её к Салону 1866 года, задача оказалась ему непосильной.
В итоге картину Моне оставляет в Аржантес, расплачиваясь ею за жильё.
Новый хозяин-кредитор небрежно хранит работу в подвале, в результате чего часть работы была безвозвратно потеряна.
После шести лет забвения Моне выкупает свою работу и заканчивает её, восстановив утерянные фрагменты и переписав иные заново.
Поль Сезанн
«Завтрак на траве», 1869
Пабло Пикассо
«Завтрак на траве» (по Э. Мане), 1960
И вот великолепнейшее полотно. Этот Завтрак, понятно, что тоже не на пустом месте возник. Но так необыкновенно хорош …
Между 1959 и 1962 годами Пикассо выполняет серию работ в живописи, графике, литографии, скульптуре и керамике, вдохновившись картиной Эдуарда Мане 1863 года «Завтрак на траве» (Le Déjeuner Sur l’Herbe, сегодня в Musée d’Orsay).
Впервые Пикассо познакомился ней в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, а в 1907-м она вдохновляла его, когда он писал своих Авиньонских девиц.
Он был под большим впечатлением от новаторства Мане.
Как-то в 1929 году Пикассо заметил: «Когда я вижу Déjeuner Sur l’Herbe, я говорю себе, это моя проблема на будущее.» И в самом деле, полвека спустя он сделает десятки вариаций картины.
Мане, в свою очередь, написал «Завтрак на траве» как стилизацию на работу Джорджоне «Сельский концерт», 1509 (Giorgione, Pastoral Concert, Louvre), и частично, на гравюру Раймонди (Raimondi) по рисунку Рафаэля.
Таким образом, Пикассо своей серией ведет свой «диалог сквозь века» сразу с несколькими великими мастерами европейского искусства.
Автор: Татьяна Андрющенко
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]