Истребитель KF-X на стадии сборки
---
Ожидаемый облик истребителя KF-X
Южнокорейский проект перспективного истребителя 5 поколения дошел до стадии окончательной сборки первого опытного образца. Строительство самолета планируют завершить в следующем году, а первый полет состоится в 2022-м. Затем всего за несколько лет предполагается провести полномасштабные испытания и в 2026 г. начать эксплуатацию техники в ВВС.
В процессе строительства
За разработку и строительство истребителя KF-X отвечает компания Korea Aerospace Industries (KAI). В своем недавнем пресс-релизе она отмечала, что на создание нового самолета потрачено минимальное время. Так, проектирование стартовало в самом конце 2015 г. Предварительный проект был готов в 2018-м, а в сентябре 2019 г. утвердили его окончательный вариант. При этом с февраля 2019-го шло изготовление отдельных узлов и агрегатов.
KAI достаточно активно раскрывает информацию о проводимых работах и публикует любопытные сведения. К примеру, в июне этого года были оглашены актуальные планы, а также опубликованы фотографии из цеха авиастроительного завода в г. Сачхон.
В тот раз публике показали стапель с частично собранной носовой секцией фюзеляжа. Изделие в характерной желтой окраске представляло собой силовой набор с частично установленной обшивкой. Какое-либо приборное оснащение, по-видимому, на тот момент отсутствовало. Тогда KAI сообщала, что сборка опытного самолета идет в соответствии с графиком и завершится до конца текущего года.
Носовая секция на стадии сборки, июнь 2020 г.
В начале сентября опубликовали новые материалы, в т.ч. ряд любопытных фотографий и видеозаписей. К настоящему времени KAI изготовила все основные компоненты планера, собранные в три крупные секции. Они уже получили часть внутреннего оборудования и теперь стыкуются в единую конструкцию. Вскоре самолет получит все остальные компоненты.
По неназванным причинам, сроки выполнения работ пересмотрены. Теперь утверждается, что сборка завершится в первой половине 2021 г. Прочие планы пока остаются в силе. Летные испытания начнутся в мае 2022 г. и будут продолжаться до 2026-го.
Производственные подробности
Планер самолета KF-X конструктивно и технологически разделен на три секции. Носовая вмещает части приборных отсеков, кабину и воздухозаборники. Центральная секция объединяет центроплан и среднюю часть фюзеляжа. Хвостовая предназначается для монтажа двигателей и оперения. Любопытно, что на официальных снимках из сборочного цеха самолет еще не получил механизацию крыла, стабилизаторы и кили.
Секции самолета перед стыковкой, август-сентябрь 2020 г.
Носовая секция, ранее демонстрировавшаяся в недостроенном виде, к настоящему времени оснащена необходимыми кабельными трассами и частью электронного оборудования. Также начата сборка интерьера кабины. В центральной и хвостовой секциях, как в фюзеляже, так и в крыле, проложены трубопроводы и кабели различного назначения.
KAI показала планер перед началом стыковки и сразу после нее. Соединив три крупных агрегата, авиастроители продолжили установку различных компонентов. Так, в носу появилась фазированная антенная решетка РЛС, а кабину закрыли фонарем. Крыло и ранее открытые участки фюзеляжа закрыли композитной обшивкой. По всей видимости, продолжилось насыщение конструкции внутренними компонентами.
В ближайшее время корейским специалистам предстоит завершить сборку планера и установку оборудования. Также самолет получит два турбореактивных двигателя General Electric F414-GE-400K – эти изделия поступили на склад несколько месяцев назад и готовы к установке.
В целом прогресс последних месяцев располагает к оптимизму и позволяет считать, что KAI справится с поставленной задачей и вовремя достроит опытный KF-X. В то же время, следует учесть, что не так давно окончание строительства планировалось на конец года, а теперь его перенесли на несколько месяцев вправо. Это может говорить о возникновении тех или иных проблем на производстве – в дополнение к общей сложности проекта.
Особенности облика
Целью перспективного проекта изначально являлось создание современного истребителя поколения «4+», но в дальнейшем требования изменились, и KF-X стали относить к следующему 5-му. При этом обновленные тактико-технические требования не вполне соответствуют зарубежным взглядам на 5 поколение истребителей, и потому KF-X имеет некоторые характерные особенности
При разработке самолета использовались стелс-технологии. Из-за этого он имеет характерный облик без прямых углов, конструкцию из особых материалов, изогнутые каналы воздухозаборников и т.д. Кроме того, нельзя не отметить существенное внешнее сходство KF-X и американского F-22.
При этом южнокорейские инженеры не смогли использовать один из главных методов снижения заметности – внутренние грузоотсеки. KF-X будет нести боевую нагрузку на пилонах под крылом или в полуутопленном положении под фюзеляжем. Соответственно, конструкция самолета не сможет скрыть боеприпасы от локаторов противника. По некоторым данным, внутренние отсеки появятся позже, в будущей модификации Block II.
Секции соединены и оснащены новыми агрегатами
Комплекс бортовой аппаратуры включает РЛС с АФАР разработки Hanwha Techwin с неназванными характеристиками. Также предлагается использование инфракрасной оптико-локационной станции. Применение «умной обшивки» с несколькими антеннами по всему планеру не предусматривается. Для повышения обзорно-прицельного потенциала самолет сможет нести подвесные контейнеры с той или иной аппаратурой. Такое решение нехарактерно для зарубежных истребителей нового поколения, поскольку негативно сказывается на заметности и, соответственно, на боевой эффективности.
Планы на будущее
Согласно недавно обновленным планам, строительство первого опытного истребителя KF-X будет продолжаться до первой половины следующего года, а полеты начнутся только в 2022-м. Затем практически одновременно будут осуществляться летные испытания и подготовка серийного производства.
ВВС Южной Кореи планируют подписать первый контракт на сборку серийных KF-X версии Block I уже в 2024 г. – примерно за два года до завершения испытаний. Получение серийной техники ожидается в 2026 г. Таким образом, освоение самолетов в войсках стартует почти сразу после завершения испытаний и доводки. В дальнейшем планируется провести модернизацию, и в серию поступит самолет версии Block II с рядом важных отличий от базового варианта.
Истребитель KF-X предназначается для замены устаревших самолетов F-4E Phantom II и F-5E/F Tiger II, эксплуатация которых должна завершиться в обозримом будущем. В планах ВВС закупка 120 перспективных самолетов до 2032 г. Это позволит своевременно провести модернизацию тактической авиации с получением желаемых количественных и качественных показателей.
Риски новизны
Южнокорейские авиастроители имеют определенный опыт в деле разработки истребителей, но создание современной машины последнего поколения является крайне сложной задачей даже для мировых лидеров. В случае с проектом от KAI подобная сложность привела к тому, что предварительные исследования заняли почти полтора десятилетия, и только после этого начался нынешний этап работ.
Прямым следствием общей сложности 5 поколения являются характерные особенности KF-X, отличающие его от зарубежных машин того же класса. Южная Корея не смогла решить ряд ключевых вопросов, из-за чего некоторые требования к 5 поколению удастся выполнить только при последующей модернизации.
Пока же главной задачей Korea Aerospace Industries является завершение строительства и вывод на испытания первого опытного KF-X. Этот самолет уже дошел до стадии окончательной сборки и будет готов в следующем году. Конечно, если не проявятся новые проблемы и график не придется пересматривать вновь. То же касается и оптимистичных планов с началом эксплуатации в 2026 г.
Автор:Рябов КириллИспользованы фотографии:Korea Aerospace Industries / koreaaero.com
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]