Возвращённые имена: Александра и Татьяна Ефименко
14.09.2020 4 087 0 +178 Marat9033

Возвращённые имена: Александра и Татьяна Ефименко

---
+178
В закладки

Возвращённые имена: Александра и Татьяна Ефименко Ефименко, книга, Александра, Татьяны, губернии, жизнь, Яковлевна, «Жадное, молодой, Украине, Харькове, стихов, Татьяна, Здесь, стихи, мысли, 1918го, одной, сердце», поэтессы

Глухой декабрьской ночью 1918 года на хуторе Любочка Волчанского уезда Харьковской губернии произошла кровавая трагедия: здесь были зверски убиты 7 человек, среди них – 70-летняя Александра Яковлевна Ефименко и её 28-летняя дочь Татьяна Петровна. Время было жестокое, шла Гражданская война, и мирных обитателей хутора, вероятнее всего, вырезала какая-то банда, каких в ту пору на Украине было немало.

Обе эти женщины по-своему замечательны: Александра Ефименко была известным историком, педагогом, этнографом и исследователем культуры, а Татьяну современники считали талантливой поэтессой.

В 1910-м Александра Яковлевна Ефименко, урождённая Ставровская, стала первой женщиной в России, получившей звание почётного доктора русской истории. Вся её жизнь была связана и с Россией, и с Украиной, которую в то время назвали Малороссией. Родилась она в 1848 году в селе Варзуга Архангельской губернии. Здесь издавна занимались ловлей и продажей сёмги, «торосовым» промыслом (боем тюленя), добывали жемчуг из раковин, которыми были богаты окрестные реки. А ещё село славилось деревянными шатровыми храмами поразительной красоты: они, как и множество других храмов Русского Севера, были построены без гвоздей и скоб, лишь при помощи топора и рубанка.

Возвращённые имена: Александра и Татьяна Ефименко Ефименко, книга, Александра, Татьяны, губернии, жизнь, Яковлевна, «Жадное, молодой, Украине, Харькове, стихов, Татьяна, Здесь, стихи, мысли, 1918го, одной, сердце», поэтессы

Успенская церковь в с. Варзуга, памятник деревянного зодчества ХVII века

Под полицейским надзором

Рано лишившись отца, Александра Ставровская по окончании женской гимназии в Архангельске стала изучать быт и традиции северных народностей, одновременно работая домашней учительницей. Вскоре она познакомилась с Петром Ефименко, который впоследствии станет её мужем. В Архангельск Петра Саввича сослали по политическим причинам. Уроженец села Большой Токмак Бердянского уезда Таврической губернии, он в 1850-х годах учился в Харьковском университете и участвовал в деятельности Харьковского тайного студенческого общества, одной из целей которого было изменение формы политического правления в Российской империи. Позднее Ефименко перевёлся в Киевский университет, однако в феврале 1860-го был арестован и заключён на несколько месяцев в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Затем его приговорили к высылке под надзор в Пермскую губернию, ещё через год – в Архангельск. В последующие десятилетия Пётр Саввич сменит несколько городов: он будет жить в Воронеже, Самаре, Чернигове, Харькове — и везде под надзором полиции.

Являясь членом Императорского Русского Географического общества, Пётр Ефименко в течение многих лет собирал фольклорно-этнографические материалы. Так, проживая в Харьковской губернии, он составил «Дневник народных праздников» и «Сборник малороссийских заклинаний», в котором собрал уникальные образчики местных заговоров и молитв. Александра Яковлевна, выйдя замуж за Петра Саввича, стала ему верной соратницей. К середине 1870-х, когда семья Ефименко обосновалась в Харькове, она уже активно печаталась в журналах «Киевская старина», «Слово», «Русская мысль». Круг её научных интересов был чрезвычайно широк: исследовательница писала о древних формах землевладения на Украине, истории гайдамацкого движения, малороссийском дворянстве, местных судебных органах, церковных братствах и т. п.

В 1907 году семья Ефименко перебралась в Петербург – Александру Яковлевну пригласили читать лекции на Бестужевских курсах. Здесь, занимаясь преподавательской работой, она напишет «Элементарный учебник русской истории», который в течение 1911–1918 гг. будет переиздан 7 раз.

Вне группировок и «тусовок»

Сегодня очень непросто строить предположения о том, какое место могло бы занять в русской поэзии имя Татьяны Петровны Ефименко, если бы её жизнь не оборвалась так рано, так нелепо и страшно – и так созвучно своей эпохе. Единственный прижизненный сборник её стихов был издан в 1916 году в Петрограде – тогда ей было 26 лет. А ещё через два года молодой поэтессы не стало. Затем последовали долгие десятилетия забвения, и лишь в конце 1980-х её поэзия, благодаря публикации в «Новом мире», обрела второе рождение.

Сведения о Татьяне Ефименко крайне скудны и отрывочны, а подчас и противоречивы. Она родилась в 1890 году в Харькове и была пятым ребенком в семье. Всё её детство прошло на Украине. Здесь девочка получила хорошее домашнее образование. Первые стихи она начала писать ещё в середине 1900-х. Накануне Первой мировой войны Татьяна больше года прожила в Париже, открывая для себя литературно-художественную жизнь французской столицы. В начале 1910-х её стихотворения уже публиковались в «Русском Богатстве», «Ниве», «Вестнике Европы»; в 1913 году на поэтическом конкурсе имени Надсона она получила вторую премию, – в те годы это считалось весьма значительным успехом.

Возвращённые имена: Александра и Татьяна Ефименко Ефименко, книга, Александра, Татьяны, губернии, жизнь, Яковлевна, «Жадное, молодой, Украине, Харькове, стихов, Татьяна, Здесь, стихи, мысли, 1918го, одной, сердце», поэтессы

Татьяна Ефименка и её единственная книга «Жадное сердце»

А в 1916-м в Петрограде была издана её книга стихов «Жадное сердце». Уже этот первый стихотворный опыт Татьяны выделялся своей особой тональностью, собственной тематикой и «лица необщим выраженьем»:

Уж лето рожь свезло, возы его скрипят,

Ветра холодные окрепли.

Вот осень. Плащ на ней, разорванный до пят,

И косы бронзовые в пепле…

Что сразу же обращает на себя внимание в стихах молодой поэтессы, так это их минорное настроение, какая-то щемящая, пронзительная нота, отзвук неизбывной печали, присутствующий даже в светлой радости. Мотивы тоски, безнадежности и безысходности вообще очень свойственны поэзии эпохи декаданса, – это, так сказать, характеристики объективного порядка. Но и субъективно обстоятельства жизни Тани, с её ранними невосполнимыми потерями (кончиной отца, умершего в 1908-м после затяжной болезни, и смертью двух сестёр) способствовали её «отстранению», «уходу» от действительности. Впрочем, сама Татьяна не связывала себя с какими бы то ни было литературными группировками, школами, течениями и «тусовками». Её личные контакты с тогдашними столичными поэтами были весьма эпизодичными и редкими, а писала она безыскусно и просто, как чувствовала, не особенно стремясь к известности и славе. Неудивительно поэтому, что в сборнике «Серебряный век: Петербургская поэзия конца ХIХ – начала ХХ в. », изданном в 1991 году, её имя значится в разделе «Вне литературных школ».

«Ни одной пошлой строки, чужой мысли, избитого сравнения»

Тем не менее, современники оценили поэзию Татьяны Ефименко чрезвычайно высоко. Поэт и литературный критик Алексей Лозина-Лозинский писал в рецензии на сборник «Жадное сердце»:

«Стихи её стоят того, чтобы поставить их на полку любимых книг. Эта небольшая тетрадь может потонуть, обидно и незаслуженно потеряться среди множества новых произведений, которых теперь так много и огромное большинство которых, несомненно, уступает Татьяне Ефименко в таланте. В её стихах есть подлинная интеллигентность. «Жадное сердце» – книга хорошего вкуса и хорошего тона, книга большой искренности и глубины, книга оригинальной и в то же время такой типичной женской души. Нет ни одной пошлой строки, чужой мысли, избитого сравнения. Мне кажется почему-то, что автор – непременно не «литератор» и что «Жадное сердце» – это, прежде всего, человеческий документ. Такая искренняя и серьёзная книга пишется для себя, без мысли о печати, и часто это – единственная за всю жизнь книга человека».

Написав такой отзыв, рецензент словно напророчил: к великому сожалению, книга действительно окажется единственной…

Говоря об «обаятельной простоте» стихов Ефименко и приводя множество цитат в качестве иллюстраций, Лозина-Лозинский проводит параллель между ними и «лучшими, наиболее простыми строками Анны Ахматовой»:

Как нежность ваших слов – острей и глубже зла –

Меня затрагивает больно.

Мы вечер проведём у общего стола, –

И этого уже довольно…

В разгар Первой мировой войны тональность стихов Татьяны меняется, — в них отчётливо проступает ощущение всеобщего распада и разрушения:

От собак и нищих стало тесно,

Громко славит улица беду.

Может быть, весна в полях окрестных –

Но до них отсюда не дойду.

Не твои ль торжественные были

Этот мост и этот тёмный храм?

Пышный город горделивый, ты ли,

Пресмыкаясь, воешь по ночам?

Но давно тебя уже не слышат…

Прокажённый, кто к тебе придёт?

На прогнивших, потускневших крышах

Ржавчина кровавая цветёт.

В водовороте Гражданской войны

В декабре 1917-го, вскоре после Октябрьской революции, Александра Яковлевна и Татьяна вернулись на Харьковщину. Их последним пристанищем стал небольшой хутор с ласковым названием Любочка, где они обосновались в доме своих друзей – земского деятеля Колокольцева и его супруги. Здесь и оборвалась жизнь Александры и Татьяны Ефименко: в ночь с 17 на 18 декабря 1918-го их убили ворвавшиеся в дом бандиты.

В те годы в этих краях происходила ожесточённая политическая борьба, а Харьков то и дело переходил из рук в руки: в декабре 1917-го на Украине была провозглашена советская власть, в феврале-апреле 1918-го Харьков был столицей Донецко-Криворожской республики, затем город находился под германской оккупацией и в составе гетманата Скоропадского, в ноябре-декабре 1918-го в Харькове «воцарился» полковник Пётр Болбочан, командир Запорожского корпуса, объявивший в городе и губернии власть Директории.

И всё же на вопрос, кто именно убил мать и дочь Ефименко, нет однозначного ответа. Есть сведения о том, что женщин расстреляли петлюровцы – за то, что Александра Яковлевна отказалась выдать им прятавшихся у неё дочерей харьковского губернского старосты Петра Алексеевича Неклюдова, бывшего депутата Государственной Думы от Харьковской губернии, и в итоге петлюровцы перебили всех, кто находился в доме [1]. Однако в других источниках [2] эти данные опровергаются.

Тёмное, смутное, страшное время…

Когда вчитываешься в стихи Татьяны Ефименко, ушедшей из жизни совсем молодой, не оставляет ощущение, что каким-то непостижимым образом эта женщина предчувствовала и знала, насколько короткий срок был ей отпущен:

Из моря вечности – бежали,

Как волны, длинные года,

Стирая медленно скрижали

И разрушая города.

В отливе мерном и негромком

Не всё ль с песков волна сотрёт?

Не так ли, жизнь моя, обломком

И ты мелькнёшь в водоворот?

Время не донесло до нас хороших, качественных фотографий Татьяны Петровны. А вот её стихи, вопреки всем историческим катаклизмам и потрясениям ХХ века, уцелели, вынырнули из реки забвения, и негромкий голос молодой поэтессы оказался слышен для нас спустя столетие. Всё-таки недаром Александр Блок говорил: «Поэт – величина неизменная. Мы умираем, а искусство остаётся».

Ссылки:

[1] Платонов С. Ф.

// Дела и дни. — 1920. — Кн. 1. — С.617—620;

[2] См.: Мария Алексеевна Неклюдова и Харьковский Девичий Институт Г. И. Марии Федоровны. —
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]