Как учить детей доброте?
---
Вчера наш "одноглазый гуру" показывал, как школьники избивают друг друга. Как они кидаются даже на учителей. А в Туле один мальчуган и вовсе держал в страхе весь класс.
Заковыка оказывается в том, что теперь по закону его даже не имеют право исключить. Конечно это бред, но сейчас не об этом.
Но в общем и целом, это скорее плоды воспитания. Поэтому сегодня я хотела бы поговорить о такой важной вещи, как воспитание доброты в детях.
Помню, когда мне было 5 лет, моего любимого кота Мурзика сбила машина на даче. Это был черный бандит с белыми подпалинами на морде. Он бегал по своим охотничьим делам и неудачно выбежал на шоссе…
Я до сих пор помню то утро. Соседские дети прибежали с новостью о том, что нашли тело кота на обочине - не наш ли это Мурзик?
Надо сказать, что меня в детстве мучило какое-то непонятное чувство, когда я слышала о какой-то боли других. Что-то необъяснимое хватало за сердце.
Мы с мамой быстро вышли из дома и на той самой злополучной обочине действительно лежал пыльный мешок, который когда-то был веселым и энергичным котом.
Я смотрела и мне не было грустно. Я ничего особо не почувствовала. Нет, я расстроилась, но не так, как ожидалось.
Много позже, я преступным образом вычитала в дневнике у мамы о себе. Она переживала, что я даже не заплакала, а совершенно спокойно восприняла это событие. Мама естественным образом размышляла, а не жестокосердный ли я человек.
Знаю, это нехорошо, что я читала. Вообще я не читаю чужих записей, но тогда эта тетрадь лежала на видном месте и там была всего лишь одна запись - про меня.
Здесь в пору задуматься, а что такое вообще доброта? Внешнее ли это проявление эмоций или гораздо более глубокое чувство, которое живет внутри сердца и оттуда освещает все своим теплым светом?
Однажды, я тряслась в переполненном вагоне метро и одна мысль пронзила сознание: «Все-таки я на светлой стороне». Для меня это осознание значило, что какая-бы я ни была: со своими ошибками, грехами, нехорошими мыслями и поступками не слишком красивыми, но все-таки мне хочется быть доброй.
Сопереживать другим людям, желать, чтобы у них все было хорошо, помогать, если требуется помощь.
Такая ли я? Нет, я не расшибусь в лепешку спасая чужие жизни, но уж точно я никогда и никому не пожелаю зла. Мне близка философия, которая говорит о том, что ты транслируешь в мир, то и получаешь обратно.
Если ты желаешь другим зла из зависти и ненависти, то жизнь твоя будет мрачна и неприятна. У реальности много граней и каждый получает то, что заслуживает.
Поэтому как мы можем обучить своих детей доброте и возможно ли это? Несомненно какие-то качества уже заложены. Я писала о мальчике, который делился с моими детьми булочкой для голубей. Он был еще совсем кроха, но у него это получалось естественно.
Но и от родителей зависит, будут ли они развивать и поощрять эти качества. Очень важно корректировать негативные проявления и стараться заложить моральные установки, разговаривая с детьми и объясняя им зачем и почему это нужно.
Вообще нет ничего лучше разговора по душам и объяснения на примерах. Я твердо верю в то, что в каждом из нас живет две собаки: черная и белая. Какую мы будем кормить, такая и победит. Об этом говорил замечательный святой и философ Джон Фейворс.
Поэтому, когда дети появились, я чувствую большое вдохновение побольше кормить свою светлую собаку. Объяснять сыну, что нельзя причинять другим боль просто так, но обороняться и защищаться можно и нужно.
Объяснять детям, что нужно помогать другим по мере возможностей.
Хорошая практика - периодически собирать ненужные вещи хорошего качества и не продавать, а отдавать нуждающимся.
В целом это большая тема для обсуждения, я боюсь, что могла что-то опустить. Тогда прошу дополнить мои размышления, в которых центральная идея одна - надо самому быть добрым и общаясь с детьми, примером показывать, что это такое.
А вы как думаете?
Взято: playmother.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]