Есть ли у рыб язык и как они им пользуются?
---
Русская речь позволяет по-разному интерпретировать слово «язык» — это и орган, и способность вербально передавать информацию. Несмотря на молчаливость обитателей вод, ставшую нарицательной, на вопрос о том, есть ли у рыб язык, можно утвердительно ответить трижды, и каждое «да» будет соответствовать отдельному понятию из жизни этих существ.
Язык как часть тела рыбы
У большинства этот орган присутствует и является частью пищеварительной системы, а часто помощником в ловле будущей еды и одним из многих мест на теле рыбы, где расположены вкусовые рецепторы. Размер, форма и возможности данного органа отличны, как разнообразны и сами представители этой группы животных, включающей десятки тысяч видов.
Однако есть представители, обделенные таким эволюционным орудием, но и они приспособились, нашли возможность иначе реализовать на практике функции языка. Например, илистый прыгун, часто охотящийся в воздушной среде, перенес подобные механизмы из водной стихии.
В характерной для большинства рыб ситуации язык втягивает воду и вместе с ней пищу. Выходя на сушу, рыба набирает в рот воду и, видя добычу, по частям выплевывает жидкость, а затем всасывает ее обратно вместе с едой. И в данном случае не столь важно, есть ли у рыб язык — фото- и видеонаблюдения доказали, что даже при отсутствии этой части тела, голодными рыбы оставаться не собираются.
Паразит-язык: кто селится во рту у рыбы
В животном мире есть уникальный пример паразитизма, когда существо-приживала, не просто крепится к какой-то части организма того, кем оно пользуется, а заменяет собой функциональный орган жертвы.
Имя, данное приспособленцу учеными, — Cymothoa exigua. В английской речи распространено выразительное название tongue-eating louse, что в дословном переводе означает пожирающую язык мокрицу.
Ихтиологи достоверно установили восемь видов рыб, привлекающих рачка-паразита, но по факту цифра может быть значительно больше. Для проникновения в организм рыбы существо использует ее жабры или забирается прямо в ротовое отверстие, где пускает в ход четырнадцать коготков, чтобы зафиксировать свое положение на основании языка. Паразит вытягивает из него кровь, что обеспечивает отмирание данной части тела.
Затем мокрица крепится к оставшемуся основанию органа и начинает выполнять его функции, преимущественно употребляя в пищу слизь, хотя возможно питание кровью рыбы. Обычно на состояние здоровья хозяина наличие паразита не влияет, лишь в случае разрастания последнего до крупных размеров может последовать гибель рыбы из-за перекрытия доступа пищи в ее организм.
Каждая особь Cymothoa exigua единожды находит себе жилье, но во рту рыбы могут поселиться два паразита одновременно, и даже дать потомство, которое отправится в свободное плавание искать собственного хозяина. Такая ситуация возможна, когда молодой самец (а все поедающие язык мокрицы изначально принадлежат к мужскому полу и, только закрепившись на теле рыбы, меняют его) присматривает себе жилье, в котором уже прикрепилась самка.
Изоподы (как иначе называют этих рачков) признаны практически безвредными для человека, однако зафиксирован единичный случай отравления при попадании в пищу, а также есть риск быть укушенным живым паразитом. Поэтому, желая проверить, есть ли у рыб язык, лучше соблюдать осторожность, заглядывая своему улову в рот.
Способны ли рыбы к общению?
Отдельным вопросом является то, есть ли у рыб язык, исполняющий роль средства взаимного обмена информацией. И здесь «молчаливые» существа способны удивить непосвященных. Помимо невербальных средств, присущих всем живым существам (у рыб это окраска и ее изменение, жесты тела, манера движения, запахи и секреты желез), они располагают широким спектром звуковых сигналов, хорошо слышимых даже человеком и очень различных для разных видов.
Например, подобны цоканью лошади сигналы кефали, ставридка издает звуки, характерные для собаки. Наиболее разговорчивой признана тригла — она практически не замолкает, то ворча, то поквакивая.
Исследования показали, что все рыбы говорят по-своему. Разные виды и особи отличаются степенью болтливости, как и люди. Однако часть их «речи» находится вне воспринимаемого человеческим ухом частотного диапазона. В основном подводные обитатели подают друг другу сигналы об угрозе, наличии еды в том или ином месте, сообщают о своем местоположении и направлении следования.
Что же мешает рыбам говорить в традиционном понимании при наличии во рту языка? Отсутствие других важных частей речевого аппарата, а именно — гортани, глотки. Они также лишены голосовых связок и подвижных губ.
Распространены мифы об отсутствии у рыб памяти, способности думать и, разумеется, неумении издавать звуки. Это породило иносказательное наименование «рыбий язык» для системы общения глухонемых. Завуалированности содержания высказываний обязано и другое сравнение — «рыбьим языком» иногда называют воровской жаргон.
Морской язык — рыба, названная в честь органа
Широкую известность и популярность приобрела камбалообразная рыба, именуемая дуврским палтусом, европейской солеей и, конечно, морским языком за форму тела. Особенностью рыбы является ее верхняя губа, выдвинутая и нависшая над нижней, что придает всему существу сходство с высунутым языком млекопитающего.
Это существо, обладающее вкусным нежным мясом, настолько востребовано и подвергается такому беспощадному и варварскому отлову, что с 2014 года «Гринпис» был вынужден отнести его к видам, которым угрожает истребление.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]