Астрономы МГУ открыли удивительную мёртвую звезду
08.09.2020 3 785 0 +127 qasimov.heci

Астрономы МГУ открыли удивительную мёртвую звезду

Астрономы МГУ открыли удивительную мёртвую звезду карликов, белых, Учёные, быстро, Чандрасекара, звезды, карлика, белого, объекта, тысяч, которые, известных, слиянии, всего, вращается, Вселенной, сверхновой, массу, обнаружили, имеет

Учёные из МГУ имени М. В. Ломоносова обнаружили белый карлик, уникальный сразу по многим причинам. Он имеет рекордную массу, огромную температуру, да ещё и невероятно быстро вращается. Эксперты полагают, что перед нами плод древнего космического катаклизма.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters.

Белый карлик – это постепенно остывающее ядро небольшой звезды, в котором уже прекратились термоядерные реакции.

Астрономам известно множество белых карликов, но на сей раз они обнаружили нечто необыкновенное. Учёные наткнулись на него в каталогах Gaia и PAN-STARRS, а затем детально изучили с помощью новых телескопов Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ.

Это мёртвое светило находится в 240 световых годах от Земли (то есть совсем близко по меркам Галактики). Оно имеет рекордно большую для белого карлика массу: 1,33 солнечной. Она всего на 3% меньше так называемого предела Чандрасекара, за которым такие тела теряют устойчивость и взрываются.

Удивительна и температура объекта: выше 30 тысяч градусов. Подавляющее большинство известных белых карликов втрое прохладнее.

Наконец, он ещё и неожиданно быстро вращается вокруг своей оси. Махина радиусом в несколько тысяч километров делает один оборот всего за шесть минут! Для белого карлика это удивительная резвость, хотя во Вселенной есть и куда более быстрые волчки.

Исследователи считают, что причина уникальности «найдёныша» кроется в его необычной истории. По их расчётам, он появился при слиянии двух других белых карликов, которые столкнулись 300 миллионов лет назад.

Лишь около 10% известных белых карликов образовались в результате подобного катаклизма. Зачастую суммарная масса столкнувшихся тел превышает предел Чандрасекара, и «ДТП» завершается термоядерным взрывом, который называется вспышкой сверхновой типа Ia. Но в данном случае образовавшемуся белому карлику чуть-чуть не хватило массы до предельной, так что он, можно сказать, остановился в шаге от края пропасти.

«Планируется дальнейшее исследование этого объекта, оно будет важно для изучения процесса слияния двойных белых карликов и условий, которые могут привести при слиянии к взрыву термоядерной сверхновой звезды типа Ia», – отмечает соавтор статьи заместитель директора ГАИШ МГУ Александр Белинский.

У астрономов есть причины интересоваться этим типом сверхновых. Во-первых, это основной источник химических элементов группы железа во Вселенной. Во-вторых, эти вспышки используются для измерения расстояний между галактиками.