Богиня Церера. Всё ли ей под силу?
---
Трудно передать словами страдания матери, у которой пропал ребенок. Она готова обойти всю землю, чтобы вернуть свое дитя. Историю таких поисков рассказал Овидий в «Метаморфозах» (пятая книга) : у богини украли дочь.
Для начала — чуть-чуть о божественных семейных делах. Юпитер — верховное божество, и Церера — богиня плодородия (между прочим — брат и сестра) родили совместными усилиями дочь и назвали ее Прозерпиной.
Дочка росла среди нимф, повзрослела, пошла по весне прогуляться по лугу с подругами и нарвать цветов. И тут, ни с того ни с сего, на нее налетает Плутон (он — владелец подземного царства и брат ее папы Юпитера, то есть — дядя), сгребает ее в охапку, садит в свою колесницу и везет в свои владения.
История умалчивает, сколько времени он замышлял такую пакость, была ли это любовь или месть за то, что Юпитер наслаждался всем в солнечном мире, а Плутон царствовал над мертвыми душами и сидел безвылазно под землей. Может быть, Плутону надоели бескровные подземные обитательницы, и он решил оживить свою жизнь. Никто теперь этого сказать не может.
Итак, у богини плодородия Цереры владетель подземного царства Плутон украл дочь. И мать не видела, как это произошло. Ее божественных сил не хватает, чтобы найти пропажу. Она отправляется на поиски.
Путешествует без отдыха, богиня утренней зари Аврора не видела ее отдыхающей:
Отдых вкушавшей ее не видала Аврора.
Церера день и ночь в движении, ночью ей путь освещают факелы:
В обеих руках запалила
Ветви горючей сосны, на Этне возросший, богиня
И леденящею тьмой проносила.
Богиня устала, ей хочется пить. Она заходит в какую-то хижину, старая женщина, ни слова не говоря, вынесла ей
Сладкого чашу питья из поджаренных зерен ячменных.
Откуда ни возьмись, появляется
злоречивый и дерзкий мальчишка
Перед богинею стал и, смеясь, обозвал ее «жадной».
(Почему он назвал богиню жадной? Может быть, в той местности было принято платить за гостеприимство, а у богини не было денег — богине они зачем?) Наказание последовало немедленно: Церера выплеснула на него остатки питья. Мальчик превратился в ящерку (стеллион).
Пятна впитались в лицо; где были у дерзкого руки, —
Выросли ноги, и хвост к измененным прибавился членам.
И в невеликий размер, — чтобы силы вредить не имел он, —
Сжался: в ящерку он превращен был…
Церера продолжает поиски. Когда она убедилась в том, что Прозерпина похищена, она разгневалась: никто не смог защитить дитя. Ее гнев обрушился и на поселян, и на работников, и на животных:
Вне себя, богиня пахавшие землю
Переломала плуги, предала одинаковой смерти
И поселян, и волов, работников поля…
И это еще не все: нивы перестали плодоносить, посевы гибнут.
Отчаяние матери безмерно. И тут к ней обращается Аретуза, речная нимфа:
Мать урожаев земных, отреши непомерные муки
И в раздраженье своем не гневись на верную землю!
Другими словами: богиня, перестань сердиться на невиновных, земля — твой союзник навеки! Аретуза рассказывает Церере, что она видела ее дочь, что она стала царицей подземного царства, хотя это ее не радует:
Я Прозерпину твою лицезрела своими глазами.
Так же печальна она, с таким же испуганным ликом.
Это известие поразило Цереру, как громом. Она решила обратиться к Юпитеру, отцу Прозерпины: верни дочь!
Юпитер пытается ее уговорить: мол, это — любовь, да и зять — мой брат! Но Церера настаивает, и Юпитер выдает решение:
Но если
Так их жаждешь развесть, да вернется в эфир Прозерпина,
Но при условье одном, чтоб там никогда не вкушала
Пищи…
Что делать несчастной матери: согласиться, попробовать вывести дочь из-под земли? И она решается, она ведет дочь к выходу из подземного царства. Но девочку соблазнил вид граната, она
сорвала одно из гранатовых яблок
И из подсохшей коры семь вынула зерен и в губы
Выжала…
Этому был свидетель, который донес Юпитеру. Что сделал Громовержец? Он решил, что Персефона полгода будет в мире мертвых, полгода в мире живых:
И между братом своим и печальной сестрою посредник, —
Круг головой разделил на две половины Юпитер.
Ныне — равно двух царств божество — проводит богиня
Месяцев столько ж в году при матери, сколько при муже.
Кстати, именно из первой строчки этого отрывка выясняется степень родства Юпитера и Цереры: они — брат и сестра.
Австрийский художник Ян Блашке (1770−1833 гг.) изобразил бредущую в темноте с факелом Цереру. Символ ее божественной силы — плодородия — сноп пшеницы в левой руке и серп.
Как пишут знатоки мифологии, эта история является как бы отражением жизни растений: семена падают в землю, там находятся какое-то время, а затем прорастают и дают плоды. И над всем этим властвует богиня плодородия Церера, теряющая свою дочь Персефону и находящая ее вновь.
Для начала — чуть-чуть о божественных семейных делах. Юпитер — верховное божество, и Церера — богиня плодородия (между прочим — брат и сестра) родили совместными усилиями дочь и назвали ее Прозерпиной.
Дочка росла среди нимф, повзрослела, пошла по весне прогуляться по лугу с подругами и нарвать цветов. И тут, ни с того ни с сего, на нее налетает Плутон (он — владелец подземного царства и брат ее папы Юпитера, то есть — дядя), сгребает ее в охапку, садит в свою колесницу и везет в свои владения.
История умалчивает, сколько времени он замышлял такую пакость, была ли это любовь или месть за то, что Юпитер наслаждался всем в солнечном мире, а Плутон царствовал над мертвыми душами и сидел безвылазно под землей. Может быть, Плутону надоели бескровные подземные обитательницы, и он решил оживить свою жизнь. Никто теперь этого сказать не может.
Итак, у богини плодородия Цереры владетель подземного царства Плутон украл дочь. И мать не видела, как это произошло. Ее божественных сил не хватает, чтобы найти пропажу. Она отправляется на поиски.
Путешествует без отдыха, богиня утренней зари Аврора не видела ее отдыхающей:
Отдых вкушавшей ее не видала Аврора.
Церера день и ночь в движении, ночью ей путь освещают факелы:
В обеих руках запалила
Ветви горючей сосны, на Этне возросший, богиня
И леденящею тьмой проносила.
Богиня устала, ей хочется пить. Она заходит в какую-то хижину, старая женщина, ни слова не говоря, вынесла ей
Сладкого чашу питья из поджаренных зерен ячменных.
Откуда ни возьмись, появляется
злоречивый и дерзкий мальчишка
Перед богинею стал и, смеясь, обозвал ее «жадной».
(Почему он назвал богиню жадной? Может быть, в той местности было принято платить за гостеприимство, а у богини не было денег — богине они зачем?) Наказание последовало немедленно: Церера выплеснула на него остатки питья. Мальчик превратился в ящерку (стеллион).
Пятна впитались в лицо; где были у дерзкого руки, —
Выросли ноги, и хвост к измененным прибавился членам.
И в невеликий размер, — чтобы силы вредить не имел он, —
Сжался: в ящерку он превращен был…
Церера продолжает поиски. Когда она убедилась в том, что Прозерпина похищена, она разгневалась: никто не смог защитить дитя. Ее гнев обрушился и на поселян, и на работников, и на животных:
Вне себя, богиня пахавшие землю
Переломала плуги, предала одинаковой смерти
И поселян, и волов, работников поля…
И это еще не все: нивы перестали плодоносить, посевы гибнут.
Отчаяние матери безмерно. И тут к ней обращается Аретуза, речная нимфа:
Мать урожаев земных, отреши непомерные муки
И в раздраженье своем не гневись на верную землю!
Другими словами: богиня, перестань сердиться на невиновных, земля — твой союзник навеки! Аретуза рассказывает Церере, что она видела ее дочь, что она стала царицей подземного царства, хотя это ее не радует:
Я Прозерпину твою лицезрела своими глазами.
Так же печальна она, с таким же испуганным ликом.
Это известие поразило Цереру, как громом. Она решила обратиться к Юпитеру, отцу Прозерпины: верни дочь!
Юпитер пытается ее уговорить: мол, это — любовь, да и зять — мой брат! Но Церера настаивает, и Юпитер выдает решение:
Но если
Так их жаждешь развесть, да вернется в эфир Прозерпина,
Но при условье одном, чтоб там никогда не вкушала
Пищи…
Что делать несчастной матери: согласиться, попробовать вывести дочь из-под земли? И она решается, она ведет дочь к выходу из подземного царства. Но девочку соблазнил вид граната, она
сорвала одно из гранатовых яблок
И из подсохшей коры семь вынула зерен и в губы
Выжала…
Этому был свидетель, который донес Юпитеру. Что сделал Громовержец? Он решил, что Персефона полгода будет в мире мертвых, полгода в мире живых:
И между братом своим и печальной сестрою посредник, —
Круг головой разделил на две половины Юпитер.
Ныне — равно двух царств божество — проводит богиня
Месяцев столько ж в году при матери, сколько при муже.
Кстати, именно из первой строчки этого отрывка выясняется степень родства Юпитера и Цереры: они — брат и сестра.
Австрийский художник Ян Блашке (1770−1833 гг.) изобразил бредущую в темноте с факелом Цереру. Символ ее божественной силы — плодородия — сноп пшеницы в левой руке и серп.
Как пишут знатоки мифологии, эта история является как бы отражением жизни растений: семена падают в землю, там находятся какое-то время, а затем прорастают и дают плоды. И над всем этим властвует богиня плодородия Церера, теряющая свою дочь Персефону и находящая ее вновь.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]