Дерзкий рейд капитана Галузы: как советские разведчики незамеченными прошли почти 100 км в тылу врага
02.09.2020 3 170 0 +110 Marat9033

Дерзкий рейд капитана Галузы: как советские разведчики незамеченными прошли почти 100 км в тылу врага

---
+110
В закладки
В середине лета 1944-го в Прибалтике наступала 51-я армия генерала Крейзера. Проложить безопасный путь по тылам противника для продвижения крупной ударной группировки красноармейцев — именно такая задача стояла перед группой разведчиков гвардии капитана Григория Галузы.

Дерзкий рейд капитана Галузы: как советские разведчики незамеченными прошли почти 100 км в тылу врага Галузы, разведчиков, Галуза, только, человек, немецкие, Григория, капитана, гвардии, машины, разведгруппа, продвижения, технику, отряд, разведчики, Тогда, группа, немецких, пособниками, немцами

Приказ был выполнен. Дерзким рейдом армейские разведчики в составе всего 25 человек успешно прошли 80 км по укрепленным вражеским позициям.

Летний сценарий-1944 и смелое решение командования

Дерзкий рейд капитана Галузы: как советские разведчики незамеченными прошли почти 100 км в тылу врага Галузы, разведчиков, Галуза, только, человек, немецкие, Григория, капитана, гвардии, машины, разведгруппа, продвижения, технику, отряд, разведчики, Тогда, группа, немецких, пособниками, немцами

Ударная группировка армейских разведчиков группы под командованием гвардии капитана Григория Галузы

Красноармейцы-крейзеровцы, недавно перегруппированные на Прибалтийский фронт с юга, наступали по территориям Шавельского уезда под самой границей с Курляндией. В составе гвардейского механизированного корпуса, представлявшего фронтовой авангард, действовала Молодеченская мехбригада гвардии подполковника С. В. Стардубцева. Последний и решил отправить в немецкий тыл группу разведчиков под началом опытного капитана Г. Галузы. На первый взгляд задача казалась понятной и простой: разведать дорогу и по мере сил подготовить ее для последующего продвижения основной армии. Разведгруппу Галузы составляли всего 25 человек, но подготовлены они были на высшем уровне. В распоряжении первопроходцев имелось три отечественных бронеавтомобиля, столько же немецких трофейных бронемашин, а также 2 легких танка.

Немецкие водители в советской операции

Дерзкий рейд капитана Галузы: как советские разведчики незамеченными прошли почти 100 км в тылу врага Галузы, разведчиков, Галуза, только, человек, немецкие, Григория, капитана, гвардии, машины, разведгруппа, продвижения, технику, отряд, разведчики, Тогда, группа, немецких, пособниками, немцами

Бронемашинами управляли сдавшиеся в плен немцы

Примечательно, что тремя задействованными в операции немецкими бронетранспортёрами управляли водители-немцы, которые вместе с машинами были накануне захвачены в белорусском городке Молодечно, за что девятая бригада и стала именоваться Молодеченской. Пленные пришлись как раз кстати в свете готовящегося рейда. После пленения они в один голос скандировали «Гитлер – капут!» и даже утверждали, что никогда не разделяли взглядов предводителя, являясь на самом деле ярыми антифашистами.

Пользуясь такой вынужденной позицией деморализованного врага, советские командиры решили повременить с лагерями. Немцев временно оставили на их прежних местах водителей зондеркрафтфарцейгов. Бывалый командир Григорий Галуза несомненно рисковал, решив доверить управление машинами фашистским пленным. Но водители-заложники были строго-настрого предупреждены, что к каждому из них будет приставлен идеально владеющий финкой сопровождающий. И за малейшим неверным движением последует смертельный удар.

Ряженые «солдаты вермахта» и вражеская паника

Дерзкий рейд капитана Галузы: как советские разведчики незамеченными прошли почти 100 км в тылу врага Галузы, разведчиков, Галуза, только, человек, немецкие, Григория, капитана, гвардии, машины, разведгруппа, продвижения, технику, отряд, разведчики, Тогда, группа, немецких, пособниками, немцами

Немецкий БТР

Перед началом продвижения всех армейских разведчиков переодели в немецкую форму. Соответствующие опознавательные знаки были нанесены и на технику. Ряженая группа Галузы на танках и БТРах стартовала во вражеский тыл 27 июля по шоссе Шауляй–Рига, дерзко уничтожая по пути фашистские машины и мотоциклы. Первой серьезной препоной стал речной мост через Мусу. Именно здесь разместились немецкие саперы, готовые взорвать переправу в случае подхода советских частей. Но немцы чудом приняли советскую группу разведчиков за отступавших сослуживцев и без лишних вопросов пропустили их по переправе. Как только Галуза достиг противоположного берега, саперы были ликвидированы.

Так отряд вклинился на 40 километров в пока еще контролируемые врагом территории, оказавшись у литовского города Янишки. Здесь стояли немецкие частит посерьезнее береговых. 25 разведчиков Галузы подошли к расположению панцер-гренадерской СС-бригады, пехотного батальона, саперной роты, двух артиллерийских и трех минометных батарей общей численностью в пять тысяч человек. Городское командование принадлежало генералу Фридриху Еккельну, который активно фигурировал в белорусской антипартизанской акции 1943 года под названием «Зимнее волшебство». Тогда за несколько месяцев немцами и их пособниками были убиты десятки тысяч партизан и мирных.

Немцы, находясь в 40-километровом тылу, нападения не ожидали. Постовые, обратившись к явным соотечественникам-водителям, запросили пароль. Пленные пояснили, что они только прорвались из окружения, поэтому не владеют информацией. Ничего не заподозривший караульный поднял шлагбаум, и армейские разведчики въехали в занятый немцами город. Буквально на ходу сняв часовых возле тяжелых немецких «Тигров», подопечные Галузы завели машины и развернули дула в сторону врага. Давя мелкую технику и стреляя прямой наводкой они в считанные минуты разгромили пятитысячный гарнизон. Подходящим силам Стародубцева оставалось только занять танки и преследовать бежавших в панике фашистов.

Атака бронепоезда и тяжелое ранение

Дерзкий рейд капитана Галузы: как советские разведчики незамеченными прошли почти 100 км в тылу врага Галузы, разведчиков, Галуза, только, человек, немецкие, Григория, капитана, гвардии, машины, разведгруппа, продвижения, технику, отряд, разведчики, Тогда, группа, немецких, пособниками, немцами

По пути следования разведгруппа уничтожала немецкую технику и мотоциклистов

Не останавливаясь разведгруппа продолжила движение. Но ранним утром красноармейцы попали под обстрел немецкого бронепоезда. Первому бронетранспортеру удалось проскочить, а второй, в котором находился капитан Галуза, расстреляли в упор, опрокинув в кювет. От точного попадания командир бронемашины ст. сержант Погодин и немецкий водитель погибли на месте. Капитану Галузе повезло больше, но и он получил тяжелое ранение, утратив боеспособность. Тогда командовать разведгруппой перепоручили технику-лейтенанту Ивану Чечулину.

Под его руководством преследовавшая отступающих немцев разведгруппа догнала пехотный отряд с колонной машин. Обогнув отряд, устроили засаду, уничтожив пулеметным огнём и гранатами до двух десятков автомобилей и свыше полсотни немцев с их литовско-латышскими пособниками. Лично Чечулин взрывчаткой ликвидировал три немецкие машины. Не обошлось и здесь без трофеев — красноармейцы захватили тягачи, пушки и мотоциклы. И уже к 5.30 группа подошла к Митаве (сегодняшняя Елгава), где по приказу командования перешла к обороне до подхода основных сил. В общей сложности разведчики Григория Галузы миновали по вражескому тылу не менее 80 километров. Командиры Галуза и Чечулин накануне победного мая удостоены геройских званий. Правда последний до награждения не дожил, пав смертью храбрых под городом Приекули в феврале 1945-го. А Григорий Галуза благополучно встретив победу, дожив до 2006 года.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]